Раздел 2. Эксперимент в системе других методов психологического исследования
Тема 2.1. Классификация методов психологического исследования
Лекция 3. Сравнительный анализ современных классификаций методов психологического исследования
План лекции:
1. Понятие метода и методики исследования. Взаимосвязь предмета и метода.
2. Классификации психологических методов (Г. Пирьова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В.Н. Дружинина и др.).
1. Современная систематика методов психологического исследования (по В.В. Никандрову).
3. Эмпирические, организационные и интерпретационные методы исследования, методы обработки эмпирических данных.
Самостоятельная аудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчётности |
1. | Общая | Ведение записей и составление конспекта лекции; ответы на формулируемые вопросы. | Представление конспекта на проверку. |
2. | Групповая | Обсуждение и сравнение различных современных классификаций методов психологического исследования. | Схемы сравнения, определение общего и специфичного в классификациях методов психологического исследования у разных авторов |
3. | Индивидуальная | Написание эссе по предложенным темам, работа с первоисточниками, текстами интернет-информацией | Эссе |
Организация групповой интерактивной работы
Обсуждение и анализ современная систематики методов психологического исследования.
Провести сравнительный анализ классификаций методов исследования (отечественных и зарубежных).
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Срок сдачи | Форма отчётности |
1. | Общая | Работа с учебной, научной, научно-популярной литературой и конспектом лекций | Текущее занятие | Конспект |
2. | Групповая | Обсуждение вопросов, выносимых на самостоятельное изучение в микрогруппах | Текущее занятие, часы консультаций по предмету | Конспекты, глоссарий по теме |
3. | Индивидуальная | Написание конспекта по проблеме близнецового метода в психологии, написание эссе по предложенным темам | Часы консультаций по предмету | Конспект, эссе |
Вопросы и задания для самостоятельного изучения
1. Составление сравнительной характеристики методов психологического исследования.
2. Конспектирование и анализ работы Ананьева Б. Г. «Некоторые вопросы методологии психологического исследования».
3. Особенности близнецового метода исследования.
Рекомендуемая литература
1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Изд.: Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 384 с.
2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружинин – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
3. Константинов, В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога [Текст] / В. В. Константинов. – СПб.: Питер, 2006. – 272
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн, – т.1. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с.
5. Талызина, Н.Ф. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом [Текст] / Н. Ф. Талызина, С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. – М.: Изд. МГУ,1991. – 192 с.
Форма текущего контроля:
1. Устный опрос, тестирование.
2. Проверка конспектов, эссе.
Материалы текущего контроля
Примерные вопросы для устного опроса:
1. Перечислите и дайте характеристику организационным методам психологического исследования.
2. Назовите основные группы эмпирических методов психологического исследования по Б. Г. Ананьеву.
3. В чем сходство и различия бихевиористской схемы экспериментов в психологическом исследовании и психологических экспериментах?
4. Как представлен естественный эксперимент в концепции А. Ф. Лазурского.
5. В чем заключается нормативность психологического эксперимента?
6. Как различаются понятия «метод» и методика» в психологическом исследовании.
7. Назовите классификацию методов психологического исследования по В.Н. Дружинину.
Темы эссе
1. Каким образом реализовывался метод экспериментальной интроспекции в лаборатории В. Вундта?
2.Каков вклад исследований Л. Фехнера, Г. Эббингауза, Э. Л. Торндайка и К. Левина в становлении экспериментального метода в психологии?
3.В чем заключается критерий объективности метода психологического исследования, по Б. М. Теплову?
4. Перечислите и раскройте содержание семи принципов организации психологического исследования, выделенные У. Дж. Мак-Гайером.
Вопросы для тестирования
1. Какой из ниже перечисленных «классов методов» психологического исследования не рассматривается в классификации В.Н. Дружинина:
а) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования;
б) теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования);
в) интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта.
г) математико-статистические методы исследования.
2. Интерпретационными методами исследования по Б. Г. Ананьеву являются:
а) функциональный метод;
б) комплексный метод;
в) системный метод;
г) лонгитюдный метод.
3. Структурный метод – это …
а) способ исследования и объяснения явлений (в том числе и психических), основанный на анализе их развития, как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах;
б) метод, ориентированный на выявление и описание структуры объектов (явлений);
в) метод, ориентированный на выявление и изучение функций объектов (явлений);
г) метод, ориентированный на рассмотрение объекта исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов.
4. Комплексный метод – это …
а) способ исследования и объяснения явлений (в том числе и психических), основанный на анализе их развития, как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах;
б) метод, ориентированный на выявление и описание структуры объектов (явлений);
в) метод, ориентированный на выявление и изучение функций объектов (явлений);
г) метод, ориентированный на рассмотрение объекта исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов.
5. Способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности:
а) методика;
б) технология;
в) средство;
г) метод.
6. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт:
а) наблюдение;
б) беседа;
в) измерение;
г) эксперимент.
7. Метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах:
а) аксиоматический метод;
б) гипотетико-дедуктивный метод;
в) метод формализации;
г) метод восхождения от абстрактного к конкретному.
8. Описание индивидуальных особенностей единичных фактов и событий:
а) идеографический метод;
б) интроспекция;
в) системный подход;
г) моделирование.
9. Организованное восприятие и регистрация психических явлений, а также поведения исследуемого объекта, не связанные с вмешательством в условия проявления наблюдаемого объекта или явления:
а) наблюдение;
б) беседа;
в) измерение;
г) эксперимент.
10. Специфический метод устного получения сведений от испытуемого путем ведения с ним тематически направленного разговора:
а) наблюдение;
б) беседа;
в) измерение;
г) эксперимент.