Профессиональная деятельность психолога в информационных сетях

Психология, особенно практическая и прикладная на сегодняшний день – одна из перспективных областей внедрения новых информационных технологий. Это имеет реальное подтверждение на практике. Действительно, в нашем обществе отмечается бурное развитие психологической теории и социально-психологической практики: создаются специализированные институты, кафедры, осуществляются психодиагностические исследования, проводятся эксперименты, формируется новая область внедрения теории – психологическая практика, организуется социально-психологическое консультирование, расширяют психологические функции службы социальной адаптации и социальной реабилитации и т.д. В связи с этими происходит психологической информации и, соответственно, появляются проблемы организации информационных потоков. Эти проблемы принимают все более широкий размах, что создает ситуацию информационного кризиса: с одной стороны – растет количество источников психологической информации; с другой стороны – специалисты испытывают в ней недостаток, по той причине, что способы ее тиражирования, распространения, аналитико-синтетической переработки, экспертной оценки остаются на чрезвычайно низком уровне.

Информатизация социально-психологической сферы протекает в стихийной форме, что углубляет противоречия в этом процессе. Как уже замечено в литературе в отношении информатизации в различных сферах, практика конструирования и распространения компьютерных систем во всем мире опередила создание теории их осмысленного разумного применения.

Деятельность психолога является таким видом, которому присущи все виды информационной деятельности: сбор, систематизация, обработка, хранение, анализ информации, собранной методами психодиагностического исследования. Психолог осуществляет информационные функции. Он организует психологическую информацию, получает ее, анализирует, переводит во внутренний план своей деятельности. В условиях перехода общества в информационный этап своего развития, деятельность психолога все в большей мере определяется уровнем его информационной культуры. Информационная культура – это развитые потребности в информации как источнике профессиональной рефлексии, способность максимально использовать информационные ресурсы для реализации себя как профессионала.

Процесс информатизации социальной сферы как сферы деятельности психолога таков, что многие организационно-методические вопросы рассматриваются на уровне проблем, требующих теоретического решения. Такой проблемой является сущность информатизации социально-психологической сферы. В настоящее время, психологи и социальные работники осваивают, с немалыми трудностями, компьютерное делопроизводство. В исследованиях же и в практической деятельности обходятся тем, что превращают письменные варианты тестовых методик в компьютерные и решают некоторые процедурные вопросы. Между тем, уже сегодня необходимо заинтересоваться вопросом о возможностях высокой техники качественно повышать научный уровень социального психолога в изучении психологической реальности. Это потребует создания принципиально новых технологических средств как для социально-психологической практики, так и для обучения профессионалов.

Настоящим профессионалом, отвечающим требованиям современного информационного общества, формирующейся информационной культуры психолог станет только в том случае, если уровень его подготовки к работе в информационных системах будет выше уровня простого пользователя. Поэтому при подготовке психологов к профессиональной деятельности, обучающие программные средства должны соответствовать задаче глубокого проникновения в психологическую реальность в целях ее изучения и преобразования. В создании таких средств должны быть задействованы психологи, социальные инженеры, программисты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург: “Деловая книга”, Москва: издательский центр “ACADEMIA”, 1995 – 224 с.

Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский П. Е. Социопсихологическая служба в компьютерных сетях. // Проблемы информатизации. – 1992 - №4 – с. 45 –49.

Арестова О. Н., Глухарева А. В. Индивидуальные особенности поведения в ситуации хронического неуспеха при работе с компьютером. // Вестник Московского университета - 1996 – серия 14 Психология - №1.

Антонова С. Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования. // Высшее образование в России – 1994 - №1 – с. 82 -87.

Афанасьев В. Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994, 201 с.

Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Взаимодействие человека с компьютером. //Психологический журнал – том 19 - №1 – 1998 – с. 89-100.

Бодкер С. Взаимодействие с компьютером с позиции теории деятельности. // Психологический журнал – том 14 - №4 – 1993 – с. 71-81.

Бодров В. А., Обознов А. А., Турзин П. С. Информационный стресс в операторской деятельности. //Психологический журнал – 1998 – том19 - №5 – с. 38-54.

Борисова Е. М. Основы психодиагностики. // Вопросы психологии – 1998 - №5 – с. 126-130.

Бурмистров И. В. Гибкий сценарный интерфейс: интеллектуальная пространственная структура диалога. //Психологический журнал – том 14 - №2 – 1993 – с. 44.

Войскунский А. Е. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций. //Вопросы психологии - №6 – 1991 – с. 142-147.

Герасименко В. А. Обеспечение информационной безопасности как составная часть информационных проблем современного общества. //Безопасность информационных технологий. – 1998 - №2 – с. 41-50.

Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997 – 800 с.

Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; науч. – исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с., ил.

Дормашев Ю. П., Романов В. М. Психология внимания. Учебник. – М. Тривола, 1995 – 347 с.

Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. Санкт-Петербург. Издательство “Братство”, 1994 – 364 с.

Заболотский В. Л., Юсупов Р. М. Проблемы информатизации общества. // Проблемы информатизации – 1994 – №1/2 – с. 23-33.

Информатика: Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой – М.: финансы и статистика, 1997 – 768 с.: ил.

Информатика и культура: сборник научных трудов. / Отв. Ред. И. С. Ладенко – Новосибирск “Наука” - 1990 – 232с.

Карминский А. М., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса – М.: финансы и статистика, 1997 – 416 с.

Коган В. З. Теория информационного взаимодействия: Филосовско социологические очерки - Новосибирск: издательство Новосибирского университета. 1991 – 320 с.

Ключников С. Ю Стресс и мы //бухгалтер и компьютер - №1 -1998 – с. 57-59.

Кроль В. М. Психологические механизмы зрительного восприятия: интегральная модель //Вопросы психологии - №6 – 1998 – с. 44-58.

Культурология: Учебник для студентов технических вузов. – М.: Высшая школа, 1998 – 511 с.

Лакаев А. С., Субботин М.М., Фролов А. С. информатизация управленческой деятельности и новые информационные технологии. //Проблемы информатизации – 32 – 1991 – с.8-18.

Личное мнение: Сборник писательской публицистики. – М.: /Под ред. Е. В. Леоновой. – М.: Советский писатель, 1988 – 496 с.

Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. //Вопросы психологии. - №4 – 1997 – с. 28-39.

Моргунов Е. П. Человеческие факторы в компьютерных системах – М.: Тривола, 1994 - 268 с. – (Программа “Обновление гуманитарного образования в России”).

Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ. //Вопросы психологии - №3 – 1997 – с. 79-92.

Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. В. 2 кн. – М.: просвещение: Владос, 1994.

Петрунин. Ю. Ю. Искусственный интеллект как феномен современной культуры. //вестник московского университета – 1994 – серия 7 философия – 32 – с. 28-34.

Пиняева С. Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости. //Вопросы психологии - 1998 - №2 – с. 3-10.

Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 1600 с., ил.

Психодиагностика: теория и практика /общ. Ред. Н. Ф. Талызиной – М., 1986 – 207с.

Ракитов А.Н. Информатизация общества и право. //Проблемы информатизации – 1991 - №3 – с. 3-9.

Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) – М.: Издательский дом “Красная лошадь”, 1996 – с. 14-28.

Решеткина С. Ю. Человеческие факторы в поисках информатизации. //Проблемы информатизации. – 1991 - №4 – с. 32-39.

Симоненко В. Б. От индустриального – к информационному обществу. //Социально-психологический журнал – 1995 - №4 - с. 208-218.

Суханов А. П. Информация и прогресс. – Новосибирск: наука, 1988 – (серия “Наука и технический прогресс”).

Сухина В. Ф. Человек в мире информатики – М.: радио и связь, 1992 – 112 с.

Тихомиров О. К. Концепции использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. //Проблемы информатизации – 1992 - №3 – с. 11-16.

Тихомиров О. К. информационный век и теория Л. С. Выготского. //психологический журнал – 1993 – том 14 - №1.

Тихомиров О. К., Гурьева Л. П. Психологическая экспертиза компьютерной психодиагностической деятельности. //Психологический журнал – 1993 – том 13 - №2 с. 49-60.

Чернокозов А. И. История мировой культуры. (краткий курс) Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997 – с. 260-278.

Человек и ЭВМ. /Под ред. О. К. Тихомирова – М. – 1973 – с.146.

Яновский Р. Г. Духовно-нравственная безопасность России. //Социс – 1995 - №12 – с.39-45.

Богачев И. С.Основы работы в Internet- // ИИСС-Курсовая работа по производственной практике -. Красноярск-1998г.

Наши рекомендации