Организация психологической службы в образовательном учреждении
Организация психологической службы — это совокупность методических ипсихологических мероприятий, направленных на создание условий для результативной профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении.
Профессиональные действия психолога могут быть дифференцированы в соответствии с целями: первичной организацией психологической службы в образовательном учреждении или структурированием уже функционирующей психологической службы.
Первичная организация психологической службы в образовательном учреждении осуществляется в два этапа.
Подготовительный этап— анализ социально-образовательного пространства ОУ.
Основной этап — выбор/создание модели психологической службы применительно к типу и условиям ОУ.
В процессе подготовительного этапапсихолог определяет материально-технические условия ОУ и соотносит их с возможностью оборудования специальных помещений (психологического кабинета, комнаты психологической разгрузки и пр.), а также анализирует Педагогические кадры (образование, опыт работы, научный статус) и образовательные, возможно, научно-экспериментальные программы, по которым работает учреждение. Психолога интересует не столько содержание предметных программ, сколько требования к уровню развития детей для успешного их освоения. В этой связи необходимо иметь представление о принципах отбора и дифференциации обучения детей по различным программам (коррекционные, профильные, лицейские и гимназические классы).
Кроме того, психолог анализирует особенности контингента детей и родителей: национально-культурную и религиозную принадлежность (национальные и религиозные школы, сады, отдельные классы и группы); социальный статус (коммерческие школы и сады, учреждения в элитных местах проживания); психофизическое здоровье (коррекционные и специальные школы и сады, отдельные классы и группы) и пр. Возможная специфика контингента определяет содержание и правила взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
В заключение подготовительного этапа психолог выясняет запрос администрации, выражающийся в актуальных для образовательного учреждения целях и задачах, реализации которых может способствовать профессиональная психологическая деятельность.
Основной этапсостоит в определении содержания психологической деятельности и организации структуры психологической службы в конкретном образовательном учреждении. Осуществляются задачи основного этапа в процессе специально направленных мероприятий.
Достаточно сложным видом работы на данном этапе является создание или систематизация пакета психологической документации образовательного учреждения. Она заключается в разделении всей документации на три вида: нормативную, специальную и организационно-методическую. Каждый вид документации предназначен для своих целей:
нормативная - регламентирует содержание психологической деятельности;
специальная - фиксирует ее результаты;
организационно-методическая - обеспечивает организацию психологической деятельности.
В том случае, если документация в ГОУ отсутствует в принципе, психолог может обратиться в районную (окружную) психологическую службу (отдел, кабинет) управления образованием. В данных структурах имеются все нормативные документы по организации психологических служб в образовательных учреждениях, а также образцы специальной и организационно-методической документации. Для психологов, имеющих высшую категорию или научную степень, допускается использование документации, составленной не по форме нормативного образца, но корректно отражающей содержание и результаты работы. Особенно это касается специальной документации (протоколы, характеристики, психологические заключения и выписки из них).
В заключение основного этапа психолог осуществляет презентацию функционала и содержания психологической деятельности в ОУ родителям и педагогическому коллективу. В первом случае это происходит на родительском собрании (общее выступление и выступления в классах, группах) с обязательной адаптацией текста выступлений к родительской аудитории. Во втором случае презентация выбранной/созданной модели психологической службы, обоснованная результатами подготовительного и основного этапов, осуществляется на педагогическом совете или психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.
При структурировании функционирующей психологической службы образовательного учреждения осуществляется сокращенная программа психологических мероприятий, ориентированная на экспертизу результативности психологической деятельности и удовлетворение запроса администрации ОУ. По завершении экспертизы квалифицированный психолог может самостоятельно принять решение об изменении структуры и содержания психологической деятельности в ОУ (модели психологической службы) или, основываясь на функционирующей модели, обогатить ее новыми направлениями и формами психологической работы.