Тема 9. Формирование морального облика сотрудников ОВД

Семинар - 2 часа

Цель занятия: Выяснить объективные причины, влияющие на формирование морального облика сотрудника; рассмотреть систему нравственного воспитания личного состава ОВД; получить представление об основных моральных качествах, которыми должен обладать каждый сотрудник ОВД и их антиподах; проанализировать причины, способствующие нравственной деформации личности и пути их предотвращения.

П Л А Н

1. Сущность и специфика нравственного воспитания сотрудников ОВД.

2. Система духовно-нравственного формирования личности:

а) воздействие объективных факторов на личность;

б) нравственное воспитание сотрудников:

в) нравственное самовоспитание.

3. Объективные и субъективные причины профессиональной нравственной деформации личности и пути их предотвращения.

Темы докладов

1. Особенности нравственного воспитания в системе МВД России.

2. Методы, формы и средства нравственного воспитания.

3. Антиподы полицейской морали, их причины и пути предотвращения.

4. Нравственная культура сотрудника ОВД как результат духовно-нравственного воспитания.

Основная литература

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник/ под ред. В.Я Кикотя. М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.

Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.

Дополнительная литература

Нравственно-патриотическое и интернациональное воспитание солдат правопорядка (международная миссия МВД России в Афганистане 1978 -1992 гг.), материалы Всероссийской научно-практической конференции (6 февраля 2004 г.). М.: Московский университет МВД России. 2004.

Новые методы подготовки кадров полиции/ милиции. Материалы международного семинара (24-25 января 2006 г.), Московский университет МВД России. М., 2006.

Пылев С.С. Патриотизм – основа мужества и героизма. М.: «Щит - М», 2007.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса следует дать определение понятия «нравственное воспитание» как процесса, направленного на формирование морального облика сотрудника. Далее необходимо раскрыть структуру морального облика, отметив, что он может включать в себя как высоконравственные качества (добродетели), так и негативные моральные качества (пороки). Нужно показать, какой отпечаток накладывает оперативно-служебная практика на моральный облик сотрудника и назвать наиболее значимые качества сотрудника, в том числе и те, наличие которых несовместимо со службой в ОВД.

Второй вопрос целесообразно начать с характеристики системы нравственного формирования вообще и ее специфического преломления в органах внутренних дел. При этом следует показать механизм влияния социально-политических, материально-экономических и духовно-идеологических факторов на личность сотрудника полиции (юстиции, внутренней службы) и дать их характеристику.

Необходимо рассмотреть нравственное воспитание сотрудников как целенаправленный процесс, осуществляемый с учетом объективных условий и в соответствии с моральным идеалом, раскрыть значение и возможности различных субъектов воспитания (руководители, работники воспитательного аппарата, наставники и др.).

Затем следует перейти к анализу сущности, особенностей и путей нравственного самовоспитания, его зависимости от мотивации, нравственной культуры сотрудника, окружающей социальной среды.

В третьем вопросе важно обратить внимание на соотношение объективных и субъективных причин, способствующих профессионально-нравственной деформации сотрудников и постараться найти ответ на вопросы: Почему, находясь в одних и тех же условиях, люди часто ведут себя по-разному? Что удерживает человека от моральной деформации и что способствует этому? Каковы пути и средства предотвращения моральной деформации сотрудников?

В заключение следует отметить, что высокая культура поведения сотрудника немыслима без того, что носит название «Правила хорошего тона», без высоконравственных привычек и потребностей и что культура поведения сотрудников - основа их прочного авторитета в служебном коллективе и среди населения, залог успешного выполнения ими служебных задач.

План практического занятия

Часа

1. Составить, обосновав, следующие перечни:

· Моральные качества, наиболее значимые в деятельности сотрудников ОВД.

· Аморальные свойства личности (пороки), несовместимые со службой в ОВД.

2. Составить план организации нравственного воспитания личного состава служебного коллектива. При обсуждении плана акцентировать внимание на следующих проблемах:

· В каких случаях нравственное воспитание не достигает своих целей?

· Какие факторы играют решающую роль в нравственном воспитании?

3. Организация нравственного самовоспитания (план, критерии, этапы, методы). При обсуждении методов самовоспитания рассмотреть проблему диалектического отрицания этих методов самими себя (например: Самобичевание ← Самокритика → Самовосхваление).

Наши рекомендации