Вопрос 13. Консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений
Добрачное консультирование в качестве «консультирования» рассматривается неоднозначно. Из функций консультирования в нем остаются лишь обсуждение проблем и образовательное вмешательство, имеющее главной целью снабжение жениха и невесты типичными для таких случаев сведениями.
Пионером в реализации образовательного инструктивного метода подготовки к браку являлся Эрнст Р. Гровс, который в 1924 г. в одном из колледжей Университета Бостона ввел учебный курс под названием «Подготовка к браку и семейной жизни». Большое влияние на развитие добрачного консультирования также оказал переход в психологии от строго интрапсихического рассмотрения проблем к расширенному взгляду на межличностные системы и культурные аспекты проблемных ситуаций. Это побудило специалистов в области психического здоровья и пасторских консультантов обратить внимание на переменные отношений в браке и в процессе подготовки к браку.
Со временем накопились данные, позволяющие утверждать, что некоторые из тех, у кого не сложились отношения в первом браке, благодаря консультированию, строят более конструктивные отношения во втором браке, - консультирование помогает новой супружеской паре избежать тех проблем, которые привели к несостоятельности предшествовавшего брака.
В современной литературе по вопросам добрачного консультирования говорится о том, что брачных и семейных консультантов поощряют помогать намеревающимся вступить в брак реалистично оценить многие из романтических иллюзий и мотивов, связанных с браком. Они могут исследовать социально-психологические аспекты динамики брака и процесс формирования супружеской привязанности и верности. Кроме того, многими осознается необходимость исследовать причины образования семьи и болезненный процесс разделения и расставания.
Добрачное консультирование (по Г. Навайтису)
До создания семьи желательно достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с другим полом, хотя бы частично достигнуть психологической и материальной независимости от генетической семьи. Также важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.
При решении любой из перечисленных задач возможны трудности. Часть из них «запрограммирована» возрастом либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д. Так как эти трудности отражают проблемы подготовки молодежи к браку, целесообразно применять два вида психологического консультирования - индивидуальное и групповое консультирование.
Консультирование как информирование
Главная задача информирования - психологического просвещения - устранение дефицита психологических знаний, необходимых для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем - брачным партнером.
Практические психологи в процессе индивидуального и группового консультирования:
- знакомят молодых людей со спецификой предбрачного ухаживания, основными причинами ошибок межличностной перцепции и другими предбрачными факторами «риска»;
- анализируют психологические условия оптимизации предбрачного периода, раскрывают основные компоненты психологической готовности к браку, психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др.;
- популяризируют и разъясняют результаты новейших психологических исследований не только по проблеме брака, но и супружеских отношений, а также факторов, влияющих на них; формируют потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни.
Консультирование как информирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. Активно применяется такая техника психотерапии, как кинотерапия. Просветительские консультации можно использовать в школах, студенческих аудиториях, центрах молодежи.
Во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр. Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования и в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или специальную литературу, посетить лекции, групповые занятия.
Большим спросом у молодёжи пользуется тема любви. В своё время в Санкт-Петербургском университете открытые лекции на эту тему читал Вл. Соловьёв. В целях группового консультирования старшеклассников и студентов можно использовать его работу «Смысл любви».
Современные исследования форм проявления этого чувства позволяют говорить об индивидуальной системе любви и обучать клиентов быть более любящими.
Формы проявления любви
Индивидуальная система любви
Контакт глаз
Пристальное внимание
Физический контакт
Слова: «Я тебя люблю» и другие ласковые слова
Самодисциплина
___________________
Время
Помощь и забота
Подарки
Первые 5 форм - это те формы, которые, проявляясь последовательно, ведут к углублению любви, а 6-8 формы служат поддержанию этого чувства.
Динамика любви
1. Стадия привлечения внимания (важно эмоционально соответствовать друг другу, видятся только положительные свойства);
2. Увлечённость (есть желание соответствовать ожиданиям партнёра);
3. Привыкание (эмоциональность гаснет, но сохраняется увлечённость);
4. Ожидание: стадия «Любовь уходит» (есть противоречие между долгом и удовольствием, обращается внимание на те проявления партнёра, которые демонстрируют Нелюбовь);
5. Разочарование (появляются «серые очки», видятся только негативные стороны: «Я не любим(а), но в прошлом вспоминаются позитивные моменты);
6. Достижение порога (нет желания быть и жить вместе, нет веры в будущее, прошлое вспоминается негативно);
7. Разрыв отношений.
Любовь не только индивидуальна, но и динамична. Партнёрам, достигшим порога в отношениях, уже вряд ли можно помочь. Обращение за консультацией на более ранних стадиях (4-5) может увенчаться успехом, т.е. возвращением любви.