Основные признаки сетевых организаций
Сетевые организации представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов.
Развитие сетевой организации происходило следующим образом. Новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, что чем шире применяется новая форма, тем больше возможностей для ее неправильного использования. Проектирование новых структур, не учитывающее текущие недочеты в организации, приводит к тому, что новая форма теряет свою жизнеспособность.
Существуют следующие формы сетевых организаций.
1. Сетевая организация при осуществлении крупных проектов.В этой форме работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля.
2. Сетевая организация в районах с малыми производственными фирмами.Эта форма сетевой организации охватывает промышленные районы или фирмы.
3. Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему.К таким сетевым организациям относятся коммерческие объединения и системы кооперационных связей между главными сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками.
4. Стратегические союзы.Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентные преимущества в глобальном масштабе.
Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков:
1) сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной цепи, тогда как фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг;
2) сетевые организации полагаются на рыночные механизмы, а не на административные формы управления потоками ресурсов;
3) сетевые организации предполагают действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Такое активное добровольное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств;
4) в ряде отраслей сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.
Сетевые организации, обладая чертами, отличающими их от других организационных форм, включают в себя элементы разных организационных структур как базовых составляющих новых форм.
Сетевая организация включает в себя элементы специализации функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов, характерную для матричной организации.
ВИРТУАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ
Виртуальная продукция – это продукция (или услуга), создаваемая благодаря последним достижениям в области обработки информации и развития производственных систем. Выпуск такой продукции становится доступным в любое время, в любом месте и в бесчисленном количестве вариантов моделей и форматов. Идеальный виртуальный продукт – это то, что производится моментально и адресно по требованию заказчика. Общей чертой этой продукции является то, что она оплачивается потребителем мгновенно.
Отличительные особенности виртуального продукта: 1) существование даже до того, как он произведен. Его концепция, дизайн и изготовление сохраняются в умах группы работников, программах компьютеров и производственных линий; 2) возрастание роли потребителя как сопроизводителя продукции.
В каждом случае заказчик может не только контролировать результаты, но в процессе производства устанавливать прочные и длительные связи с поставщиком.
Большую значимость для потребителей имеет не только виртуальная продукция, но и появление корпораций нового типа, предназначенных для производства такой продукции.
Виртуальная корпорация – это сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией продуктов и услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов, с независимыми рабочими группами и структурами. Отличительными чертами виртуальной организации являются:
– непостоянный характер функционирования;
– осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;
– взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью;
– образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности;
– договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.
Виртуальная корпорация является в основном совместной собственностью и стратегическим альянсом, связывающим воедино специфические цели и скоординированные усилия всех входящих в нее организаций. Цель виртуальной корпорации – объединение ключевых технологий и компетенций для того, чтобы наиболее полно удовлетворить возникший спрос на потребительском рынке.
Группы работников, объединенные с помощью компьютерных сетей, способны участвовать в едином производственном процессе, не только находясь в одном месте, но и одновременно в разных местах, разбросанных по всему миру.
Виртуальная корпорация позволяет компаниям отказываться от неэффективных или неприбыльных участков работы и концентрироваться на том, что отвечает ихосновной компетенции.
Виртуальная корпорация подталкивает фирмы концентрировать свои усилия на таких сферах деятельности, к которым они лучшим образом приспособлены.
Внешние контракты позволяют привлекать те организации, которые преуспевают в других областях и выполняют конкретные работы лучше, чем все остальные.
Виртуальные корпорации функционируют успешно только в условиях совместной работы в команде, в которой руководство, заказчики, поставщики и государственные органы стремятся к достижению общих целей.