V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева).

Цель: изучить переключение внимания с помощью черно-красных таблиц с буквенными символами.

Стимульный материал: таблицы Э. Шульте в модификации Марищука и Сысоева (таблицы с изображением 25 черных и 24 красных чисел). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние. Каждое число имеет свой символ – букву русского алфавита, написанную рядом с числом (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Ход выполнения работы:

Эксперимент выполняется в 3 этапа.

1-й этап. Испытуемый должен найти в таблице 1 числа черного цвета в возрастающей последовательности от 1 до 25 и записать на чистом листе символы чисел.

Инструкция: «Найдите в таблице 1 числа черного цвета в возрастающей последовательности от 1 до 25 и запишите на чистый лист их символы».

2-й этап. Испытуемый должен найти в таблице 1 числа красного цвета в убывающей последовательности от 24 до 1 и записать символы каждого числа.

Инструкция: «Найдите в таблице 1 числа красного цвета в убывающей последовательности от 24 до 1 и также запишите их символы».

3-й этап. Испытуемый должен одновременно вести счет чисел (черных и красных), попеременно указывая на чистом листе символы черного, затем красного цвета. При этом считать попеременно черные числа в возрастающей последовательности, а красные – в убывающей.

Инструкция: «В таблице 2 двадцать пять черных от 1 до 25 и двадцать четыре красных числа от 24 до 1. Каждое число имеет свой буквенный символ. Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел, попеременно записывая символы сначала черного цвета, затем красного, затем вновь черного, пока счет не будет закончен. При этом черные числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные – в убывающей».

Обработка и анализ результатов:

1. Проверить записи испытуемого на каждом этапе эксперимента, сравнивая их с контрольными записями экспериментатора.

2. Занести результаты опыта в таблицу.

Этап опыта Программа (стимул) Количество правильных выборов чисел (m) Время выбора, t (сек) Скорость выбора чисел (S) Условный показатель переключения (П)
общее черных чисел красных чисел черных чисел красных чисел черных чисел красных чисел
Черные числа       - S1 -    
Красные числа     -   - S2    
  Черные / красные числа           S31 S32    

Для этого необходимо:

- Определить количество правильно найденных чисел (m) на 1, 2, 3-м этапах задания (на третьем этапе отдельно для черных и красных чисел);

- Определить время (t) выполнения процедуры нахождения черных чисел на 1-м этапе, для этого общее время разделить на количество найденных чисел (это время выбора);

- Определить время выполнения процедуры нахождения красных чисел на 2-м этапе, для этого общее время разделить на количество найденных чисел (это время выбора);

- Определить время выполнения процедуры нахождения черных и красных чисел на 3-м этапе задания, для этого общее время, затраченное на весь этап, разделить пополам. Затем один из полученных показателей времени разделить на количество найденных черных чисел, второй на количество найденных красных чисел на третьем этапе;

- Определить скорость выбора на 1-м этапе (S1), на 2-м этапе (S2), на 3-м этапе раздельно для черных (S31) и красных чисел (S32) по следующей формуле S=m/t;

- Найти условный показатель переключения внимания (П) по формуле раздельно для черных П1=S31/S1 и красных чисел П2=S32/S2;

3. На основе сравнения времени и скорости выполнения задания на трех этапах и условных показателей переключения сделать вывод об особенностях переключения внимания испытуемого.

Ключ к табл. 1 (первый этап, черные числа): 1-Е, 2-Х, 3-И, 4-Ц, 5-О, 6-Д, 7-У, 8-М, 9-Ж, 10-С, 11-К, 12-Т, 13-Ч, 14-П, 15-В, 16-Н, 17-З, 18-Л, 19-Р, 20-А, 21-Ф, 22-Б, 23-Ш, 24-Г, 25-Я.

Ключ к табл. 1 (второй этап, красные числа): 24-Е, 23-М, 22-О, 21-Д, 20-П, 19-Ф, 18-С, 17-Б, 16-Ц, 15-З, 14-Ш, 13-Н, 12-Х, 11-Т, 10-А, 9-К, 8-Ч, 7-Ж, 6-Р, 5-У, 4-В, 3-Л, 2-И, 1-Г.

Ключ к табл. 2 (третий этап, черные – красные числа): 1-О, 24-В, 2-Л, 23-Ч, 3-С, 22-П, 4-З, 21-Н, 5-И, 20-Б, 6-Ж, 19-Т, 7-Х, 18-О, 8-Г, 17-А, 9-М, 16-Х, 10-В, 15-Л, 11-К, 14-Ф, 12-Б, 13-Ж, 13-Ш, 12-М, 14-Ц, 11-Р, 15-П, 10-Е, 16-Е, 9-Т, 17-Р, 8-Ц, 18-Т, 7-З, 19-А, 6-С, 20-Н, 5-Ш, 21-У, 4-Д, 22-Д, 3-И, 23-Ф, 2-Г, 24-Ч, 1-К, 25-Р.

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях.

Во-первых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, т.е. в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых показателей. Во-вторых, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осуществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.

5. Общая психология: В 7 тт: Т. 4: Внимание: Учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Братуся Б.С. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

6. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002.

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000.

8. Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

10. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.

б) дополнительная литература

1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. Москва-Воронеж, 1995.

2. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: МГУ, 1974.

4. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972.

5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М: Флинта, 2002.

6. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975.

7. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А., Слоненко Т. Б. Как развивать внимание. — Донецк, 1997.

8. Платонов К.К. Психологический практикум: Учеб. пособие для индустриально-педагогических техникумов. – М.: Высш. школа, 1980.

9. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.

10. Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1972.

11. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников педагогических институтов / Под ред. В.М. Гамезо. – М.: Просвещение, 1979.

12. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. – М.: Изд-во МГУ, 1976.

13. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

14. Штейнмец А.Э. Общая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»

2. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии

3. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

4. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Заполните таблицу «Функции внимания».

Содержание понятия «внимание»  
Основные функции  
 
   

2. Выпишите факторы, способствующие привлечению внимания.

3. Составьте схему «Основные свойства внимания»

свойства внимания
V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru

     
  V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru
 
  V. Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). - student2.ru

Лабораторное занятие № 2

Тема: Эмоции и чувства в жизни человека

Цель: рассмотреть методы диагностики эмоциональных состояний; исследовать эмоциональные отклонения и доминирующие базальные эмоции; изучить эмоциональные состояния; измерить уровень тревожности; определить уровень нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе; провести самооценку эмпатических способностей и эмоциональной экспрессии.

Организационная форма занятия:лабораторное занятие.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Различные подходы к пониманию эмоционального процесса. Компоненты эмоционального процесса.

2. Свойства эмоционального процесса.

3. Функции эмоций.

4. Классификация эмоциональных состояний.

5. Объективные и проективные методы оценки эмоциональных и поведенческих расстройств у детей.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: студент должен охарактеризовать подходы к пониманию эмоционального процесса в интроспективной психологии, бихевиоризме, глубинной психологии, отечественной психологии; студент в ходе занятия должен иметь четкое представление о компонентах эмоционального процесса, выделенных Я. Рейковским (компонент эмоционального возбуждения, знак эмоций, качество (содержание) эмоционального процесса), о компонентах эмоционального процесса, выделенных Е.П. Ильиным (знак эмоциональных переживаний, интенсивность эмоционального реагирования, длительность протекания эмоциональных процессов, предметность как характеристика эмоционального реагирования); рассмотреть взгляды К. Изарда на эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический субстрат, нервно-мышечный аспект и субъективные переживания. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

По второму вопросу: студент должен иметь представление о свойствах эмоционального процесса: полярность, амбивалентность, сила эмоционального процесса, динамика эмоционального процесса, доминантность, универсальность, адаптация. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

По третьему вопросу: в ходе занятия студент должен охарактеризовать основные функций эмоций – приспособительная, коммуникативная, сигнализирующая, предвосхищающая, оценочная (аксиологическая), мотивационная, дезорганизующая, регулирующая, защитная, синтезирующая, функция накопления индивидуального опыта, функция актуализации накопленного опыта и др., раскрыть значение понятия «эмпатия» и ее функции. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ, 2009;Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

По четвертому вопросу: студент в ходе занятия должен рассмотреть различные подходы к классификации эмоциональных состояний (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.М. Смирнов, А.И. Трохачев и др.). Охарактеризовать эмоциональный тон ощущений, классификации эмоций (К. Изард: интерес, удивление, радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, стыд, вина; Б.И. Додонов: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, гедонистические, акизитивные, эстетические; по происхождение: низшие и высшие эмоции, по признаку воздействия на организм: стенические, астенические; по знаку: положительные и отрицательные), классификации чувств (моральные, интеллектуальные, эстетические), особенности настроения (основные характеристики, причины и структура) и связь насроений с социальным контекстом поведения, аффекты (фазы, признаки, факторы, провоцирующие аффект) и их влияние на личность, стресс (физиологический и психологический стресс, стадии развития, типы реагирования), фрустрацию (типы фрустрирующих ситуаций, виды фрустрационного поведения (Е.П. Ильин, Ф.Е. Василюк, Н. Майер, Э. Фромм), понятие фрустрационной толерантности). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие учения и современное состояние проблемы М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1995; Бернс Д. Тайна настроения // Руководство по саморегуляции настроения и самочувствия. — М.: Рипод Классик, 1997; Василюк Ф.Е. Психология переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984; Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004;Додонов В.И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978; Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008;Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983; Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. - М.: Наука, 1970; Левитов Н.Д. Фрустрация - один из видов психических состояний // Вопросы психологии, 1967. - № 3; Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979; Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982.

По пятому вопросу: студент должен иметь представление о четырех группах методов оценки эмоциональных и поведенческих расстройств - визуальные (метод наблюдения); субъективно-оценочные (специальные опросники, анкеты); проективные (рисуночные, графические; составление сказок, рассказов); объективные (регистрация физиологических показателей). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - МГУ, 1990; Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Изд-во МПСИ, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Лебединский В.В., Бардышевская М.К. Диагностика эмоционального нарушений у детей. – М., 2004.

Ход проведения лабораторного занятия:

I. Четырехмодальностный эмоциональный опросник(Л.А. Рабинович, модифицированный вариант Е.П. Ильина).

Методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций.

Вопросник включает 46 вопросов, направленных на выявление качества эмоциональных переживаний, наиболее частых и типичных для испытуемого, их возникновение не обязательно связано с чрезвычайными по степени эмоциональности событиями, стимулами и ситуациями. Испытуемый, отвечая на каждый вопрос, выбирает один из четырех предложенных вариантов ответов («Безусловно, да»; «Пожалуй, да»; «Пожалуй, нет»; «Безусловно, нет»). За первый ответ испытуемый получает 4 балла, за второй — 3 балла, за третий — 1 балл и за четвертый — 0 баллов. К каждой эмоции (радости, гневу, страху, печали) относятся по 12 вопросов - 2 вопроса являются одновременно прямыми для одной модальности (радости или печали) и обратными для другой.

К каждой эмоции (радости, гневу, страху, печали) относится по 12 вопросов (2 вопроса являются одновременно прямыми для одной модальности (радости или печали) и обратными для другой).

Инструкция: «Перед вами вопросник и бланк (ПРИЛОЖЕНИЕ 5), на котором предусмотрено 4 варианта ответов на указанные вопросы. Ваша задача — ответить на каждый из вопросов, оценивая степень своего согласия, выбирая один из 4 предложенных вариантов ответа («безусловно, да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно, нет»). Поставьте крестик в соответствующей графе в листке для ответов. Отвечая на вопрос, каждый раз проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким же номером в листке для ответов.

Поскольку в разные периоды жизни вы, возможно, отвечали бы на один и тот же вопрос по-разному, отвечайте исходя из того, что характерно для вас сейчас, в настоящее время.

Дальше таким же образом вы поступаете со всеми остальными вопросами, всякий раз тщательно обдумывая, какой из четырех вариантов ответа на каждый вопрос вам больше всего подходит».

1. Вы не решитесь пойти ночью в любое страшное место, даже если дело идет на спор?

2. Часто ли у вас портится настроение, находит уныние, хандра?

3. Можно ли сказать, что ваше настроение бывает чаще всего веселым и бодрым?

4. Страшно ли бывает вам идти по темной, пустынной улице?

5. Страшно ли вам смотреть вниз с большой высоты?

6. Часто ли вы испытываете чувство неудачи, неудовлетворенности собой, разочарования в себе?

7. Если бы над вами зло подшутили, привело бы это вас в состояние гнева?

8. Овладевает ли вами негодование, если не выполняются ваши требования?

9. Легко ли вы заражаетесь радостным настроением окружающих?

10. Можно ли о вас сказать, что вы не верите в свои силы?

11. Считаете ли вы, что ваши жизненные обстоятельства дают вам много поводов для негодования, возмущения?

12. Вызывают ли у вас страх страшные сцены в кинофильмах?

13. У Вас часто появляется желание с кем-нибудь поссориться?

14. Можно ли сказать, что у вас преобладает радостное мироощущение?

15. Можно ли назвать вас несмелым человеком?

16. Может ли небольшое затруднение в деятельности вызвать у вас раздражение?

17. Испытываете ли вы боязнь, когда вам необходимо обратиться начальнику, вышестоящему лицу?

18. Бываете ли вы активным участником веселья в компаниях?

19. Вас легко рассердить?

20. Можно ли сказать о вас, что вы человек печальный?

21. Можно ли о вас сказать, что в вас преобладает грустное и унылое настроение?

22. Вам свойственно состояние удовлетворенности жизнью?

23. Боитесь ли вы темноты в незнакомой обстановке?

24. Считаете ли вы себя веселым человеком?

25. Вы не склонны предаваться невеселым, мрачным мыслям?

26. Вами овладевает неприятное чувство в лифте, в туннеле?

27. Часто ли неудачи приводят вас в отчаяние?

28. Можете ли вы сказать про себя, что вы по своей натуре оптимист?

29. Вызывают ли у вас чувство тоски книги с плохим концом?

30. Боитесь ли вы выходить на сцену, трибуну?

31. Вы неуступчивы?

32. Вами овладевает злость, если вы очень торопитесь, а вам помешали?

33. Когда на вас кричат, вам хочется ответить тем же?

34. Свойственно ли вам переживать чувство страха при сильной грозе?

35. Если вы терпите поражение в споре, овладевает ли вами раздражение и злость?

36. Испытываете ли вы радость, когда находите решение важной для вас задачи?

37. Можете ли вы присоединиться к мнению, что в жизни больше невзгод и печалей, чем радостей?

38. Кажется ли вам будущее бесперспективным и мрачным?

39. Может ли небольшое препятствие, мешающее достичь желаемого, вызвать у вас чувство подавленности?

40. Любите ли вы веселое оживление и суету вокруг себя?

41. Легко ли вы ощущаете чувство потери чего-то?

42. Овладевает ли вами раздражение, если, как вам кажется, вас не понимает близ­кий человек?

43. Обычно по утрам у вас бодрое и радостное настроение?

44. Овладевает ли вами гнев так сильно, что вы долго не можете успокоиться?

45. Вы, вероятно, отказались бы заниматься каким-либо опасным видом спорта?

46. Бывает ли у вас чувство страха при необходимости посетить зубного врача или сделать укол?

Обработка результатов:

Ответы испытуемых оцениваются экспериментатором по 4-балльной системе. Вычисление индивидуальных оценок по каждой из модальностей состоит в суммировании количества ответов каждого из указанных вариантов, умножении их на то количество баллов, которым данный вариант ответа оценивается, и суммировании баллов всех вариантов ответов. Максимально высокая индивидуальная оценка по каждой из модальностей – 48 баллов, минимальная - 0.

Из-за сложности понимания тoгo, как подсчитывать сумму баллов, засчитываемых при ответах «нет», все вопросы подобного типа в данном варианте методики переделаны Е.П. Ильиным с отрицательных ответов на утвердительные.

Вопросы этой методики помогают выявлять не собственно эмоции, а настроение, оптимизм или пессимизм, агрессивность и другие характеристики личности, что, собственно, было предопределено целью создания данного опросника: выявить устойчивые эмоциональные переживания обследуемых. Поэтому данную методику в значительной мере можно рассматривать не как выявление в чистом виде переживаемых эмоций (радости, гнева, страха и печали), а как склонность субъекта к оптимистичности или пессимистичности, к позитивному или негативному эмоциональному фону.

Радость:«Да» - вопросы: 3, 9, 14, 18, 22, 24, 25, 28, 36, 37, 40, 43.

«Нет» - вопрос: 25.

Гнев:«Да» - вопросы: 7, 8, 11, 13, 16, 19, 31, 32, 33, 35, 42, 44.

«Нет» - вопрос: 31.

Страх: «Да» - вопросы: 1, 4, 5, 12, 15, 17, 23, 26, 30, 34, 45, 46.

«Нет» - вопросы: 1, 15, 45.

Печаль: «Да» - вопросы: 2, 6, 10, 20, 21, 25, 27, 29, 37, 38, 39, 41.

«Нет» — вопрос: 37.

Интерпретация результатов:

Пониженный уровень склонности к переживанию радости, которая характеризуется чувством удовлетворения, благополучия, психологического комфорта, расслабленности, ощущением необыкновенной легкости, уверенности в себе и в своей способности преодолевать любые трудности и преграды.

Средний уровень склонности к гневным реакциям в ситуациях реальной или предполагаемой допущенной несправедливости, обмана, ошибки, оскорбления, неудачи, предательства, ограничения физической свободы, психологических ограничений и др.

Средний уровень склонности к переживаниям страха в ситуациях ожидания угрозы или опасности для своего физического и/или психологического «Я».

Повышенный уровень склонности к печали, которая возникает в результате действительной или воображаемой утраты, которая угрожает самоуважению, самоуверенности и эмоциональной безопасности личности. Эмоция печали переживается как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции. Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания.

II. Методика САН (самочувствие, активность, настроение)

Описание методики. Методика предложена В.А. Доскиным с соавторами (1973) и состоит из 30 биполярных шкал, которые группируются в три категории: самочувствие, активность и настроение.

Цель:оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.

Инструкция: «Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (или силе) выраженности данной характеристики».

Типовая карта методики САН

3 - Значительно

2 - Средне

1 - Слабо

0 - Вовсе нет

Самочувствие хорошее Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
Пассивный Активный
Малоподвижный Подвижный
Веселый Грустный
Хорошее настроение Плохое настроение
Работоспособный Разбитый
Полный сил Обессиленный
Медлительный Быстрый
Бездеятельный Деятельный
Счастливый Несчастный
Жизнерадостный Мрачный
Напряженный Расслабленный
Здоровый Больной
Безучастный Увлеченный
Равнодушный Взволнованный
Восторженный Унылый
Радостный Печальный
Отдохнувший Усталый
Свежий Изнуренный
Сонливый Возбужденный
Желание отдохнуть Желание работать
Спокойный Озабоченный
Оптимистичный Пессимистичный
Выносливый Утомляемый
Бодрый Вялый
Соображать трудно Соображать легко
Рассеянный Внимательный
Полный надежд Разочарованный
Довольный Недовольный

Обработка данных:

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26

Активность (сумма баллов по шкалам): 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10, средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 балла. Значение показателей от 1,0 до 3,0 рассматриваются как низкие, от 3,0 до 5,0 - средние, от 5,0 до 7,0 - высокие.

Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.тТак, у отдохнувшего человека оценки САН примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения Самочувствия и Активности, по сравнению с Настроением.

Наши рекомендации