Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация)
Социальные технологиипредставляют собой важнейший компонент, особый тип общетехнологической системы общества. Наряду с социальными технологиями, в эту систему, по меньшей мере, входят биологические, или естественные, и индустриальные. Биологические технологии отражают процесс образования, существования и воспроизводства растительного и животного мира. Индустриальные являют собой сложный процесс технологических решений преимущественно в производственной сфере. Компонентами биологических и индустриальных технологий выступают сегодня наукоемкие технологии, определяющие во многом научно-технический прогресс,
В научной литературе выделяют различные виды или типы социальных технологий. Так, по степени новизны различают лринципиально новые (инновациионные) и традиционные (технологии прошлого опыта). Разнообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и другие. Отдельные исследователи, наряду с организационно-деятельными и сре-довыми технологиями, выделяют субъектные. В данном случае в роли предмета воздействия выступает социальный субъект, осуществляющий сам познание или деятельность.
С точки зрения масштабности ряд ученых выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Вторые имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.
Специфика социального воздействия на объект может определяться иуровнем общественных отношений. В этой связи довольно удачной является типология, предложенная профессором Л.Я. Дятченко. Он подразделяет социальные технологии на три группы: технологии макросистем,или макротехнологии,включающие в себя региональные подсистемы общества, классы, партии, большие социальные группы; мезотехнологии— технологии уровня города, населенного пункта, крупного трудового коллектива; микротехнологии,которые рассчитаны на небольшое объединение людей, общественные процессы на микроуровне, включая технологические процедуры самоорганизации, обеспечивающие рациональное использование личностного потенциала.
По мнению Дятченко, возможна классификация социальных технологий и по основным сферам общественной жизни, видам человеческой деятельности: производственно-трудовой, политической, подготовительно-трудовой или образовательной, занятий спортом, деятельности в семейно-бытовой сфере и т.п. Но при этом ученый отмечает, что теоретически система видов человеческой деятельности пока еще не разработана должным образом и, следовательно, неизбежны дискуссии по поводу правомерности выделения тех или иных видов технологий в соответствующую группу.
Ряд исследователей классифицируют социальные технологии по степени их практической включенности в организационный процесс технологической разработки и социального воздействия. Так, А.И. Пригожий среди социальных технологий выделяет: кабинетные,полученные на основе информационно-логического анализа; лабораторные
Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).
Как способ не только индивидуального, но и комплексного накопления социологических знаний диагностика вошла в исследовательскую практику на рубеже XIX—XX вв. По мнению специалистов, сам термин «социальная диагностика» утвердился в конце 1920-х — начале 1930-х гг.
Будучи технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя определенные этапы. В имеющейся научной и учебной литературе приводятся различные варианты выполнения процесса диагностики. Наиболее общий из них, как нам представляется, приведен в толковом словаре «Социальные технологии» (1995 г.). Здесь дана модель ведения социальной диагностики, состоящая из трех основных этапов:
Первый — предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор показателей методик; второй — измерение и анализ показателей; третий — построение выводов, заключение по диагнозу.
Отдельные исследователи самостоятельными этапами ведения социальной диагностики выделяют проведение общей и специальной диагностики. Общая диагностика предполагает выделение и анализ наиболее важных проблем исследуемого явления, а частная диагностика нацелена на распознание и анализ частных, более узких проблем диагностируемого явления.
Систему методов социальной диагностики условно можно подразделить на две основные группы: методы проведения диагностического исследования и методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем. Методы первой группы позволяют получить наиболее достоверную информацию о явлении, объекте исследования. К их числу относятся следующие методы: сбор первичной информации, ознакомление с документальными и статистическими материалами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др.
На самом начальном этапе ведения диагностики целесообразно использовать метод сбора первичной информации, ознакомиться с имеющимися документами и статистическими материалами. Исследуя то или иное социальное явление, важно изучить соответствующие нормативные документы, справки, отчеты. Если социальным объектом
Социальная профилактика - это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности; Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. Этим самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения авторов Российского энциклопедического словаря по социальной работе (1997), что в профилактике нуждается все население. Однако есть и приоритетные направления ее применения, имеются категории населения, нуждающиеся в ней в большей мере. К таким социальным группам можно отнести детей, подростков, инвалидов, пожилых, лиц, отличающихся антисоциальным образом жизни, а также испытывающих временные трудности и др. С учетом социального положения, статуса данных категорий населения, потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа.
К числу важнейших видов профилактики, используемых в социальной работе, можно отнести: профилактику девиантного поведения; профилактику безнадзорности и беспризорности; профилактику семейного неблагополучия и насилия; профилактику безработицы и др. Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, суицида, аморальных поступков, являющихся основными компонентами социальных девиаций, особую актуальность в современном российском обществе приобретает проблема профилактики безнадзорности и беспризорности. За последние 10 лет наблюдается значительный рост таких детей и подростков. И это неудивительно, так как данная тенденция характерна для периода социальных смут, смен существующих общественных систем и гражданских конфликтов. До сих пор в нашей стране нет вполне достоверной статистики о численности беспризорных и безнадзорных. В прессе в последнее время разные авторы называют цифры от 2 до 5 млн. человек. Если же отбросить журналистские устремления несколько преувеличить остроту ситуации и проанализировать сугубо научные публикации, то можно говорить о численности беспризорных и безнадзорных от 1 до 2 млн человек. Даже эта цифра свидетельствует о крайней тревожности ситуации и глубине проблемы. Ведь безнадзорность сейчас становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. До недавнего времени беспризорников, как правило, доставляли в спецприемники, где они приравнивались к положению правонарушителей, оказываясь в режимном учреждении. В соответствии с законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) ситуация меняется. Теперь основным местом помещения таких детей стали специализированные реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. К их числу относятся: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
В центры временной изоляции для несовершеннолетних сейчас могут быть помещены лишь несовершеннолетние правонарушители. По закону они могут находиться здесь в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.
Хотя число специализированных социально-реабилитационных учреждений по стране с каждым годом растет (к 2000 г. их насчитывалось более 700), однако растет и безнадзорность. В результате таких учреждений пока все еще не хватает. И это ощущают на себе многие города, включая Москву. К началу 2001 года в нашей столице функционировало всего три государственных приюта временного пребывания беспризорных детей и пять общественных, находящихся в ведомстве Красного Креста, православных и католических организаций. Кроме этого, в Москве тогда действовало три окружных центра «Дети улицы», где с детьми работали психологи, социальные педагоги. Но здесь ребята могли находиться лишь до 21 часа, что снижало. эффективность работы таких служб.
Реализация «профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др. Наиболее распространенным является метод профилактической беседы. Такая беседа может быть эффективной, если соблюдаются ее технологические этапы. Психологи выделяют несколько этапов, по меньшей мере, четыре. Па начальном этапе специалист по социальной работе или социальный психолог, а возможно, и социальный педагог устанавливают эмоциональный контакт с собеседником, проявляя доброжелательность, сочувствие и особую корректность. На втором этапе консультант пытает ся установить первопричины наметившейся проблемы, разобраться, например, в подлинных мотивах давиантных отклонений в поведении, задавая соответствующие вопросы собеседнику. На третьем этапе беседы, консультант совместно с клиентом пытается сформулировать новую модель его поведения, которая позволила бы предотвратить негативное развитие событий. На четвертом, завершающем этапе беседы консультанту важно добиться внутреннего принятия его собеседником новой модели поведения или иного понимания проблемы, а также настроя на успех.
Профилактические беседы применяются и в системе мер предупреждения родительских злоупотреблений к детям. Важную роль в этом отношении играет просвещение родителей в вопросах, касающихся возрастных особенностей детей, специфики взаимоотношений с детьми разного возраста, в правовых вопросах, в том числе связанных с защитой прав ребенка.
Система методов социальной адаптации включает в себя такие, которые применяются при реализации других функциональных процедур технологии социальной работы. В частности, в ходе адаптации может быть использован универсальный метод информационно-консультативной беседы, метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения и социальной среды, используемый в социальной профилактике, а также метод сказкотерапии, относящийся к способам реализации социальной терапии. Кроме названных методов, в практике социальной адаптации применяются и такие, как адаптационные тренинги, персональный социальный патронаж, метод квотирования и др.
Продолжая тему адаптации детей-сирот — выпускников детских додав, отметим, что одним из методов ее осуществления является персональный социальный патронаж. Смысл его заключается в оказании адресной социальной, юридической, психологической и медицинской помощи.