Обязательный минимум содержания основных разделов курса ОБЖ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С.П. № «СЕЛО ПИВАНЬ»
УТВЕРЖДАЮ | СОГЛАСОВАНО | РАССМОТРЕНО | |
Директор школы | Зам. директора УМР | На заседании МО | |
_________________ | _________________ | _________________ | |
«____» ___________ | «____» ___________ | «____» ___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ_______оБЖ____
КЛАСС 5,6,7,8,9
УЧИТЕЛЬ Мельник Елена Владимировна
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
5 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час
6 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час
7 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час
8 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час
9 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ
ПРОГРАММАразработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Дрофа -2010
УЧЕБНИК
· ОБЖ. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 174 с.: ил.
· ОБЖ. 6 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 189 с.: ил.
· ОБЖ. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 143 с.: ил.
· ОБЖ. 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 190 с.: ил.
· ОБЖ. 9 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 318 с.: ил.
2012 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).
3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 9 классах отводится по 35 часа в год (1 час в неделю), и в 10 - 11 классах по 34 часа в год (1 час в неделю). Основными целями изучения курса являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать 1МП пострадавшим.
Структура образовательного процесса по курсу ОБЖ.
На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:
-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;
-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 5-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;
-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;
-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.
Рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 5-11-х классах.
Обязательный минимум содержания основных разделов курса ОБЖ.
Второй уровень обучение ОБЖ реализовывается в 5 – 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):
§ описание источников опасности и их видов;
§ основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;
§ естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;
§ стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;
§ техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;
§ безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;
§ опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;
§ 1МП и способы ее оказания пострадавшим;
§ опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.
Третий уровеньобучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образования. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:
§ проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;
§ последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;
§ формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и ЗППП;
§ оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;
§ овладение навыками ЭРП, ИВЛ;
§ ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;
§ изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них;
§ основные руководящие документы в области обороны и службы в РА;
§ обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;
§ предназначение и структура ВС РФ, их история создания;
§ обязательная и добровольная подготовка к военной службе;
§ постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего);
§ начальная военная подготовка в школе и на базе воинской части.
В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни». Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 5—7 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
Программа рассчитана на 35 учебных часа в год в каждом классе, в неделю – 1час.
•
Учебный план.
Наименование раздела | Количество часов по классам | ||||
5 класс | класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Раздел 1 Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Отработка практических навыков. | |||||
Раздел 2 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Отработка практических навыков. | |||||
Раздел 3 Основы здорового образа жизни. | |||||
Основы безлопастного поведения в чрезвычайных ситуациях | - | ||||
Всего часов |
Основное содержание программы
Класс
Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)
№ | Название темы/раздела | содержание | Кол-во часов |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | Дорожная разметка, дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Современный транспорт-зона повышенной опасности. Город - как источник опасности; опасные ситуации в доме, подъезде, на улице; Затопление жилища, причины его возникновения. Криминогенная опасность. Пожарная опасность. | 24 час. | |
Оказание первой медицинской помощи | Характеристика ранений, оказание первой медицинской помощи пострадавшему; общая характеристика кровотечений; первая медицинская помощь при кровотечениях. | 5 час. | |
Основы здорового образа жизни | Движение и здоровье; различные виды неправильной осанки и причины её нарушения; Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье и жизнь человека. Профилактика вредных привычек. | 4 час. | |
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | ЧС в природе; производственные аварии и катастрофы. Порядок оповещения населения о ЧС в городах, населенных пунктах и на объектах экономики. Сигнал «Внимание всем!» | 2 час. |
Класс
Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)
№ | Название темы/раздела | содержание | Кол-во часов |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Дорожная разметка, дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила поведения при возникновении ЧС на транспорте. Зоны повышенной криминогенной опасности. Мошенничество, основные черты мошенничества. Средства пожаротушения и правила пользования ими. Правила безопасного поведения на воде. Правила поведения на природе; правила поведения человека при попадании в ситуацию вынужденного автономного существования в природных условиях. | 20 час. | |
Оказание первой медицинской помощи | Характеристика различных травм, ушибов и повреждений. Первая медицинская помощь при травмах; острых состояниях и отравлениях; утоплении, удушении, электротравмах, поражениях молнией. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. | 8 час. | |
Основы здорового образа жизни | Режим труда и отдыха; физическая культура и закаливание; профилактика переутомления. Личная и общественная гигиена. Борьба с вредными привычками. | 5 час. | |
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | ЧС в природе; производственные аварии и катастрофы. Порядок оповещения населения о ЧС в городах, населенных пунктах и на объектах экономики. Сигнал «Внимание всем!» | 2 час. |
Класс
Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)
№ | Название темы/раздела | содержание | Кол-во часов |
Оказание первой медицинской помощи | Виды переломов. Первая медицинская помощь при переломах. Способы эвакуации. Повязки, общая характеристика; наложение повязок на конечности. Виды ран; обработка ран. Способы остановки кровотечения. | 8 час. | |
Основы здорового образа жизни | Влияние вредных привычек на здоровье, уклад жизни человека и его работоспособность. Охрана репродуктивного здоровья подростков. | 9 час. | |
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Происхождения и последствия землетрясений, наводнений, лесных и торфяных пожаров; ураганы, бури, смерчи; оползни, сели, обвалы, снежные лавины; цунами. Индивидуальные и коллективные средства защиты. Назначение и устройство убежища. | 18 час. | |
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Основы безопасности поведения в толпе. Терроризм и безопасность человека. | 2 час. |
Класс
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение года)
№ | Название темы/раздела | содержание | Кол-во часов |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | Культура поведения на дороге. Оказание первой медицинской помощи при ДТП. Решение задач по ПДД. Правила безопасного поведения в быту. Индивидуальные и коллективные действия при пожаре. Эвакуация учащихся при пожаре из здания школы. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Понятия преступление и виды преступлений. | 2 час. | |
Оказание первой медицинской помощи | Воздействие химических веществ на организм человека; первая медицинская помощь при поражении ядовитых веществ удушающего действия; при поражении сильно ядовитых веществ обще ядовитого действия; при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка; при отравлении бытовыми минеральными удобрениями. Техника наложения стерильных повязок. Перевязочные и лекарственные средства. | 8 час. | |
Основы здорового образа жизни | Занятия спортом, закаливание организма. | 4 час. | |
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Производственные аварии и катастрофы; аварии на пожарно и взрывоопасных объектах; виды аварий; общие сведения о взрыве, пожаре; опасные, аварийно-химические вещества. Аварии с выбросом радиоактивных веществ, правила безопасности, защита населения. Гидродинамические аварии; виды, причины, последствия. Характеристика возможных ЧС на объектах народного хозяйства РХ. | 12 час. |
Класс
Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)
№ | Название темы/раздела | содержание | Кол. часов |
Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека | Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Личная гигиена. Физиологические и психологические особенности организма подростка. Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции. Факторы, разрушающие здоровье человека. Влияние на организм человека вредных привычек. Болезни, передаваемые половым путём. СПИД. | 13 час. | |
Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей | Профилактика травм в старшем школьном возрасте. Первая медицинская помощь при травмах Экстренная реанимационная помощь (оживление человека после внезапной остановки сердца и дыхания). | 6 час. | |
Правила безопасного поведения в повседневной жизни | Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека. Организация рабочего места у компьютера. Приемы защиты от электромагнитных полей. Требования к освящению помещения. Правила безопасности при работе с компьютером. Правила безопасности на уроках химии, физики. Физкультуры, ОБЖ. Безопасность при работе с колющими режущими инструментами и металлорежущим оборудованием. | 2 час. | |
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Безлопастное пользование компьютером. Организация рабочего места у компьютера Меры безопасности на уроках в школе. Правила безопасности на уроках химии. Правила безопасности на уроках физкультуры | 5 час. | |
«Школа безопасности» составная часть подготовки населения к действиям в ЧС | Этапы проведения соревнований. Правила формирования команд. Программа соревнований. Места проведения соревнований. Условное обозначение. Техника чтения карт. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по Солнцу и с помощью часов. Определение сторон горизонта по луне. Определение по полярной звезде. Ориентирование по местности по признакам и предметам Маршруты движения в зависимости от положения их начальных и конечных пунктов. Ориентирование по туристической маркировке. Движение без четких ориентиров. Действие при потере ориентировки. Необходимое снаряжение и имущество. Групповые снаряжения. Туристическая палатка, ее установка. Специальные снаряжения. Оборудование бивака или укрытия. Специальные снаряжения. Используемые для страховки и преодоления препятствий Техника вязания узлов. Естественные препятствия и способы их преодоления. Основные принципы безопасности в ходе преодоления препятствий | 9 час. |
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ V класс
№ урока | План-дата | План-факт | Тема | Содержание | Количество часов | Информационные технологии | ||||
Всего | практ | контр | ||||||||
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях — 24 час. Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде – 19 часов | ||||||||||
Правила безопасного поведения в населенном пункте (городе, поселке) – 4 часа | ||||||||||
1. | Пожарная безопасность. (РК) | Познакомить с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в ОУ, учить мерам пожарной безопасности и правилам поведения в случае его возникновения. Рассмотреть источники пожара в ОУ, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара. | Видеокассета: Противопожарная безопасность | |||||||
2. | Особенности города как среды обитания человека. | Познакомить детей с источниками и зонами повышенной опасности в современном городе. Показать школьникам особенности города как среды обитания человека; научить мерам безопасности в зонах повышенного риска | ||||||||
3. | Правила поведения в зонах повышенной опасности | Познакомить детей с источниками повышенной опасности и правилами поведения: городском и общественном транспорте, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки. Промышленные предприятия. | ||||||||
4. | Системы обеспечения безопасности | Познакомить детей со службами, обеспечивающими безопасность населенного пункта, с правилами вызова служб; разъяснить основы взаимодействия с государственными и муниципальными службами безопасности; повторить номера телефонов и содержание информации при их вызове. и воздуха в быту. | ||||||||
Правила безопасного поведения в быту – 9 часов | ||||||||||
5. | Городское и сельское жилище, их характеристика | Познакомить детей с городским и сельским жилищем и их системами жизнеобеспечения; рассмотреть особенности строительных материалов; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время аварийных ситуаций в жилище. | ||||||||
6. | Пожары в жилых помещениях. | Познакомить с причинами пожаров в жилых помещениях. Учить правильно использовать системы жизнеобеспечения, мерам пожарной безопасности в быту. | Видеокассета: Противопожарная безопасность | |||||||
7. | Осторожно! Огонь! | Учить детей быстро и грамотно действовать при возгорании бытовой домашней электротехники, при возгорании одежды. На макете дома показать возможные пути и способы эвакуации. Познакомить с первичными средствами тушения пожаров, учить их использовать. | Видеокассета: Противопожарная безопасность | |||||||
8. | Затопление жилища. | Познакомить с причинами затопления и возможными последствиями. Учить правилам поведения при затоплении, построить правила вызова служб безопасности. | ||||||||
9. | Электричество. Это должен знать каждый! | Учить правильно обращаться с электроприборами. Научить, как уберечься от поражения электрическим током. Формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению при поражении электрическим током, | Видеокассета: Противопожарная безопасность | |||||||
Итого в 1 четверти | ||||||||||
10. | Бытовой газ. Пожаро-взрывоопасно! | Познакомить детей с различными видами газа, дать представление, чем опасен бытовой газ; учить как избежать отравление газом и грамотному поведению при утечке бытового газа | ||||||||
11. | Опасные вещества и средства бытовой химии. | Познакомить с опасными веществами и средствами бытовой химии, используемых в домашних условиях. Познакомить с действием опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека. Учить мерам безопасного пользования и правилам хранения. | ||||||||
12. | Взрыв и обрушение дома. | Познакомить детей с основными причинами разрушения зданий, формировать психологическую устойчивость к стрессу готовность к грамотному поведению при взрывах и обрушениях зданий | ||||||||
13. | Экстремальные ситуации в жилище. | Формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в сложившейся ситуации (невозможность попасть в квартиру). Предотвращение или алгоритм действия в подобной ситуации. | ||||||||
Правила безопасного поведения на улицах – 2 часа | ||||||||||
14. | Опасные природные явления. Толпа и паника. | Познакомить с правилами поведения во время гололеда. Выяснить с учащимися, чем опасны толпа и паника и выработать стратегию поведения при панике в толпе и бегстве. | ||||||||
15. | Собака бывает кусачей | Правила поведения с животными. Правила безопасного обращения с домашними и бродячими животными. Разобрать с учащимися в каких случаях собака может напасть и как действовать в этой ситуации. | ||||||||
Правила безопасного поведения на транспорте – 4 часа | ||||||||||
16. | Дорожное движение и его участники | Актуализировать знания учащихся по изучению ПДД, полученные в начальной школе. Средства безопасности на дороге. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила движения колонны и групп людей (детей). Правила безопасного поведения велосипедистов на улицах и дорогах. Рассмотреть условия безопасности на дороге, развивать наблюдательность, ответственность при нахождении на улице; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению на дороге. | ||||||||
17. | Городской и общественный транспорт. Метрополитен. | Рассмотреть причины возникновения дорожно-транспортных происшествий на общественном транспорте. Учить правилам безопасности на городском общественном транспорте и поведения при аварийных ситуациях (пожаре, столкновении, перевороте, опрокидывании) на городском общественном транспорте, при неизбежном столкновении; при падении автомобиля в воду. Познакомить с видом общественного транспорта – метрополитен. Учить правилам безопасного поведения в метрополитене. Зоны опасности в метро и их характеристика. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях (пожаре, остановке в туннеле и вынужденной эвакуации, падении на пути и т. п.). | ||||||||
Итого 2 четверть | ||||||||||
18. | Транспортные аварии. | Правила поведения на железнодорожном транспорте. Характеристика железнодорожного транспорта. Наиболее безопасные места в вагоне поезда. Правила безопасности во время поездки. Правила безопасного поведения пассажиров при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в поезде; при сильном задымлении. | ||||||||
19. | Авиационный транспорт. Морской и речной транспорт. | Расширить знания учащихся об основных видах опасных аварийных ситуаций на авиационном, морском и речном транспорте, правилах безопасного поведения; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в случае аварийной ситуации. Познакомить с правилами безопасного поведения авиапассажиров при вынужденной посадке, при декомпрессии (разгерметизации салона), при пожаре в самолете, при вынужденной (аварийной) посадке на воду. Правила безопасного поведения па водном транспорте. Характеристика водного транспорта. Индивидуальные и групповые средства спасения на водном транспорте. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Способы эвакуации с судна. Что делать, если человек упал за борт судна. | ||||||||
Правила безопасного поведения в социальной среде – 5 часов | ||||||||||
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях – 3 часа | ||||||||||
20. | Личная безопасность. | Что мы называем опасными и безопасными местами в населенных пунктах. Познакомить с криминогенными ситуациями и опасностями, которые могут возникнуть дома и при общении с посторонними людьми в подъезде, перед домом, в лифте, в подъезде, на лестничной площадке. Формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в криминогенных ситуациях: подъезде, лифте, лестничной площадке. | ||||||||
21. | Криминогенные ситуации в доме | Познакомить с криминогенными ситуациями и опасностями, которые могут возникнуть дома (звонок в дверь, попытка открыть дверь силой и т.п.), при общении с посторонними людьми; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в криминогенных ситуациях | ||||||||
22. | Криминогенные ситуации на улице. | Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций на улице. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок. Как избежать опасных домогательств и насилия. Что делать, если вы оказались заложником. Познакомить с мерами предосторожности, чтобы не попасть в заложники и правилами поведения, если такая ситуация уже сложилась. Формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность грамотному поведению в криминогенных ситуациях | ||||||||
Изменение среды обитания человека в городе – 2 часа | ||||||||||
23. | Загрязнения воды и почвы. | Выяснить вместе с учащимися, какую роль играет в жизни человека вода. Причины и последствия загрязнения воды, воздуха и почв города. Познакомить с разными способами очистки воды. | ||||||||
24. | Загрязнения воздуха. | Выяснить, какое вредное воздействие оказывают промышленные предприятия для воздуха и что такое кислотные дожди. Как бороться с загрязнением воздуха? Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом. Последствия опустынивания земель. | ||||||||
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения – 1 час. | ||||||||||
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени – 1 час | ||||||||||
25. | Средства индивидуальной защиты органов дыхания. | Назначение фильтрующих гражданских противогазов. Правила пользования противогазом. Положения противогаза: «походное», «наготове», «боевое». Как правильно определить размер (рост) противогаза. | ||||||||
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 5 часов | ||||||||||
Средства оказания медицинской помощи – 1 час | ||||||||||
26. | Домашняя медицинская аптечка | Учить правильному хранения аптечки и проверки лекарственных средств. Познакомить с перевязочными и лекарственными средствами и правилами приема лекарственных средств. | ||||||||
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях – 1 час | ||||||||||
27. | Понятия травма, рана, повреждение. | Дать общие сведения о травмах и повреждениях организма человека. Разъяснить понятие о травме (повреждении) и ране, открытых и закрытых травмах. Общие признаки травм и ранений. Правила оказания первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах | ||||||||
Первая медицинская помощь при острых состояниях – З часа | ||||||||||
28. | Кровотечения. | Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечение. Артериальное, венозное, капиллярное и смешанное кровотечения. | ||||||||
Итого 3 четверть | ||||||||||
29. | Первая медицинская помощь при кровотечении | Основные способы временной остановки кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки | ||||||||
30. | Индивидуальный перевязочный пакет | Правила применения индивидуального перевязочного пакета. Первая медицинская помощь при кровотечении из носа. | ||||||||
Основы здорового образа жизни – 4 часа | ||||||||||
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни - 2 часа | ||||||||||
31. | Здоровье человека и его составляющие. | Основные критерии здоровья человека. Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Составляющие здорового образа жизни. | ||||||||
32. | Развитие и изменение организма подростков. | Характеристика некоторых факторов, которые влияют на рост и вес подростков. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика этих нарушений осанки. Изменения в характере подростков, которые связаны с их физиологическим созреванием. | ||||||||
Факторы, укрепляющие здоровье человека - 1 час | ||||||||||
33. | Личная гигиена и здоровье. | Основные понятия личной гигиены. Гигиенические рекомендации по уходу за кожей, зубами, волосами, глазами, ушами. Гигиена одежды; гигиенические требования к одежде, головным уборам, обуви. | ||||||||
Профилактика травм в школьном возрасте - 1 час | ||||||||||
34. | Компьютер – друг или враг? | Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Безопасность при работе на персональном компьютере. Правила безопасности при просмотре телевизионных передач. | ||||||||
35. | Это должен знать каждый! | Годовое тестирование. | ||||||||
Итого 4 четверть | ||||||||||
ИТОГО: | ||||||||||
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ VI класс
№ урока | План-дата | План-факт | Тема | Содержание материала | Количество часов | Информационные технологии | |||||
Всего | контр | практ | |||||||||
Безопасность и защита человека в среде обитания - 20 часов | |||||||||||
Правила безопасного поведения в природной среде – 5 часов | |||||||||||
Правила безопасного поведения в условиях природной среды – 4 часа | |||||||||||
1. | Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Противопожарная безопасность. Правила поведения во время террористического акта. | ||||||||||
2. | Опасные и экстремальные ситуации в природе. | Понятие опасной и экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины. | Видеокассета: «Чрезвычайные ситуации» сборник №2 | ||||||||
3. | Вынужденное автономное существование. | Понятие о вынужденном автономном существовании. Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (авария транспортного средства в малонаселенной местности; заблудились в лесу (горах, степи); отстали от группы в турпоходе и др.). | |||||||||
4. | Как не попасть в экстремальную ситуацию. | Правила предотвращения экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к путешествию (походу) — важный этап обеспечения безопасности. Сбор сведений и изучение местности. Подбор личного и группового туристского снаряжения, общие требования к нему. Организация выполнения правил безопасного поведения на природе. Выбор и подготовка одежды и обуви. Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью в условиях природной среды. Способы проветривания и просушивания одежды и обуви. Особенности пользования одеждой и обувью в зимнее время. | |||||||||
Психологические основы выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде – 2 часа | |||||||||||
5. | Выживание . | Психологические основы выживания в природных условиях. Психическое состояние человека при автономном выживании в природных условиях. | |||||||||
6. | Как действовать в экстремальной ситуации. | Понятие о факторах и стрессорах выживания в природных условиях; их влияние на организм человека. Способы преодоления стрессоров выживания. Преодоление страха и стрессового состояния. Ощущение и восприятие. Память и мышление. | |||||||||
Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях – 8 часов | |||||||||||
7. | Как найти выход. | Правила определения направления выхода. Потеря ориентировки как наиболее частая экстремальная ситуация в природе. Определение направлений выхода в ситуации, когда человек заблудился. Определение направления выхода в случае отставания от группы. Сохранение направления движения. | презентация | ||||||||
8. | Движение по азимуту | Движение по азимуту. Способы переправы через реку и преодоления болот. Особенности определения направления выхода в зимнее время. | |||||||||
9. | Понятие об ориентировании. | Способы ориентирования на местности. Ориентирование но компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам и приметам. | Видеокассета 3: Сборник фильмов по БДД №2 | ||||||||
Итого 1 четверть | |||||||||||
10. | Правила оборудования временного жилища. | Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время. Особенности укрытий в горах. | |||||||||
11. | Правила и способы добывания огня. | Выбор места и правила разведения костра. Особенности разведения костра в ненастную погоду и в зимнее время. Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение. | презентация | ||||||||
12. | Обеспечение водой | Обеспечение питанием из резервов природы. Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования. Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды. | презентация | ||||||||
13. | Обеспечение питанием. | Съедобные растения, насекомые, животные. Правила поиска и сбора растительной пищи. Меры безопасности при употреблении животной и растительной пищи. Способы приготовления на костре рыбы и мелких животных. | транспаранты | ||||||||
14. | Сигналы бедствия | Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодовой таблицы символов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств. | презентация | ||||||||
15. | Акклиматизация | Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов. | |||||||||
Смена климатогеографических условий – 2 часа | |||||||||||
16. | Акклиматизация | Смена климата. Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий. | |||||||||
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения – 5 часов | |||||||||||
17. | Индивидуальные средства защиты. | Средства защиты органов дыхания и кожи | презентация | ||||||||
Итого 2 четверть | |||||||||||
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени - 5 часов | |||||||||||
18. | Индивидуальные средства защиты. | Как пользоваться поврежденным противогазом. Замена поврежденного противогаза в условиях зараженного воздуха. | |||||||||
19. | Коллективные средства защиты. | Виды убежищ. Устройство убежища. Порядок заполнения убежища | |||||||||
20. | Коллективные средства защиты. | Правила поведения в убежище. Чего нельзя делать при нахождении в убежище. | |||||||||
21. | Медицинские средства защиты | Аптечки индивидуальная АИ-2, ее назначение. Правила использования | |||||||||
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 8 часов | |||||||||||
Средства оказания медицинской помощи – 1 час | |||||||||||
22. | Аптечка первой медицинской помощи (походная). | Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и средствами оказания медицинской помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой медицинской помощи. | Видеокассета: Первая медицинская помощь | ||||||||
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях - 2 часа | |||||||||||
23. | Понятие о закрытых повреждениях. | Признаки закрытых повреждений: ушибы, растяжения, разрывы связок и мышц, вывихи, переломы, сдавливания. | |||||||||
24. | ПМП при закрытых повреждениях | Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях: ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах, переломах, сдавливаниях. Профилактика закрытых повреждениях | Видеокассета: Первая медицинская помощь | ||||||||
25. | Как помочь пострадавшему. | Способы переноски пострадавших. | Видеокассета: Первая медицинская помощь | ||||||||
Первая медицинская помощь при острых состояниях – 5 часов | |||||||||||
26. | Первая медицинская помощь при укусах змей и насекомых. | Признаки укуса змеи. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему, укушенному змеей. Признаки укуса насекомых. Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых. Признаки укуса клеща. Оказание первой медицинской помощи при укусе клеща. Клещевой энцефалит. Как уберечься от энцефалита. | |||||||||
27. | Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, солнечном ожоге. | Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе. Признаки солнечного ожога. Оказание первой медицинской помощи при солнечном ожоге. | Видеокассета: Первая медицинская помощь | ||||||||
Итого 3 четверть | |||||||||||
28. | Понятие об обморожении. | Степени обморожения и их признаки. Оказание первой медицинской помощи при обморожениях. | |||||||||
29. | Переохлаждение организма. | Оказание первой медицинской помощи при переохлаждении. | |||||||||
30. | Причины бедствий на воде. | Признаки утопления. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. | Видеокассета: Первая медицинская помощь | ||||||||
Основы здорового образа жизни – 6 часов | |||||||||||
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни – 3 часа | |||||||||||
31. | Репродуктивное здоровье | Развитие и изменение организма подростков | |||||||||
32. | Я расту. | Изменение поведения. Как отстаивать свою точку зрения. | |||||||||
33. | Отцы и дети | Взаимоотношения с родителями. | |||||||||
Факторы, укрепляющие здоровье человека – 3 часа | |||||||||||
34. | Рациональное питание | Рациональное питание в жизнедеятельности человека. Понятие о рациональном питании. Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Значение органических (белков, жиров и углеводов) и неорганических (витаминов, минеральных веществ и воды) веществ в питании человека. | |||||||||
35. | Зачем мы едим | Рациональное, сбалансированное и калорийное питание. Режим питания. Гигиена и культура питания. Основные гигиенические требования к питанию. | |||||||||
Итого 4 четверть | |||||||||||
ИТОГО: | |||||||||||
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ VII класс