Невербальные сигналы в различных ситуациях
Трибуна и микрофон: жесты и позы выступающих
1. Вертикальная жестикуляция проявляется при авторитарной (диктаторской) внутренней позиции: «Я вас научу!», «Я вам докажу!», «Я знаю, а вы это неспособны понять!» и т.д. Такие жесты вызывают у слушателей подсознательный протест, неприятие говорящего, настраивают против сообщаемой информации. | |
2. Жесты в горизонтальном направлении – это показатель демократичной, взвешенной, совещательной позиции, рассуждения: «Давайте посоветуемся!», «Это бывает и так, и эдак» и т.п. Человек, которому свойственна такая жестикуляция, может рассчитывать на благожелательное отношение слушателей. | |
3. Руки, прикладываемые к груди, - жест честности и открытости. Римские легионеры приветствовали друг друга, прижав одну руку к сердцу, а другую - подняв открытой ладонью к тому, к кому обращались. Подобное приветствие было принято и у североамериканских индейцев. | |
4. Стоять подбоченясь – демонстрировать другим свою твердость, уверенность, превосходство. Часто при этом маскируется слабость или смущение. Значение позы усиливается при широко расставленных ногах. Поза характерна для военного начальства, а также для жены и тёщи на рисунках карикатуристов. | |
5. Руки, заведенные за голову, означают превосходство и самолюбование. | |
6. Опора руками на стол, спинку стула, трибуну – стремление в дополнительной поддержке при внутренней неуверенности. | |
7. Руки, заложенные за спину: - если это типичное для человека положение – сдержанность, вдумчивость характера, скрываемое смущение; - если нетипичное – кратковременная задумчивость или стеснение; - если демонстративное – осознание своей значительности и превосходства. | |
8. Одна или обе руки, спрятанные в карманах – скрывание затруднений, неуверенности. Часто – подчеркивание неофициальности общения для более быстрого установления контакта. | |
9. Рука сжимается в кулак – попытка овладеть наступающим волнением или страхом, стремление к самоутверждению. | |
10. Пальцы собраны в «щепотку», ладонь вверх, рука слегка согнута в локте, при этом совершаются частые движения от себя и к себе за счет сгибания и разгибания локтя – выражение «самого-самого», изложение ядра проблемы или мысли, чаще всего важной для говорящего. | |
11. Пальцы также сложены в «щепотку» ладонью вверх, но потирают друг друга и рука остаётся на месте – поиск нужного слова, формулирование мысли, припоминание фамилий и т.п. | |
12. Протирание очков, поиск нового платка или сигарет с похлопыванием по карманам свидетельствует о неуверенности, стремлении выиграть время, чтобы подобрать нужный аргумент или принять решение. | |
13. Ухватиться за край пиджака, пуговицу, за другую руку – боязнь, стыд, порождающий упрямство и желание самоутвердиться в ситуации, когда человек попал в «переделку». | |
14. Теребящие друг друга руки говорят о напряжении, скованности говорящего. | |
15. Стирающее движение по лбу – действительное стирание нехороших мыслей, плохих представлений. | |
16. Ноги и ступни в положении стоя: | |
- человек стоит на обеих ногах (расстояние между ними не более 20 см) с равномерным распределением веса тела между ними – уравновешенный, спокойный, но живой; твердый, но способный изменить поведение по обстоятельствам. | |
- вес тела на одной ноге, нечастая смена поз – бдительность, непринужденность, гибкость в поведении. | |
- частая смена основной опорной ноги – недостаток твердости и дисциплинированности, воли к преодолению; стремление к удобству; боязливость. | |
- поднимание на носки – агрессивная позиция, еще чаще – заносчивая. | |
- широко расставленные ноги – потребность в самоутверждении, высокой самооценке, часто маскирует скрытое чувство неполноценности. | |
- носки ног заметно повернуты наружу, выпячен живот – самомнение, самодовольство, тщеславие. | |
- носки ног завернуты внутрь – известная слабость духа. |
Зал заседаний: позы при слушании
1. Прежде прямо державшаяся голова медленно скользит назад, в расслабленную позу и остается там – стремление к покою, мечтательность, наслаждение впечатлениями. | |
2. Качание головой из стороны в сторону – нерешительность, скепсис, осторожность. | |
3. Склоненная набок голова – отказ от собственной активности, стремление идти навстречу вплоть до покорности. | |
4. Указательный палей кладется на край губ – неуверенность, беспомощный поиск. | |
5. Легко раскрытые пальцы лежат в области рта (указательный и большой поглаживают нос), рот надежно закрыт – полное погружение в свой внутренний мир. | |
6. Палец плотно прижат ко рту – подсознательно делается для предотвращения восклицания; удивление, стремление овладеть собой. | |
7. Скованная, выпрямленная поза, с прижатыми друг к другу ногами. Руки, ухватившись одна за другую, образуют как бы в один большой кулак, большие пальцы ритмично массируют друг друга, или пощипывание себя за кожу руки. Эти жесты свидетельствуют о нервном ожидании, например, перед публичным выступлением, в приемной начальства, перед кабинетом зубного врача. | |
8. Рука у щеки – глубокое размышление о чем-то. | |
9. Напряженно выпрямленное тело, ноги, плотно стоящие на полу (при отсутствующем взгляде!) – отключение от проблемы с демонстрацией внимательного слушания. | |
10. Подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные пальцы располагаются ниже рта – критическая оценка. Если это сопровождается наклоном тела назад, то тон оценки негативный, циничный. | |
11. Склоненная набок голова выпрямляется, плечи поднимаются, взгляд начинает блуждать по потолку, другим людям и, наконец, тело принимает позу, направленную к выходу – потеря слушателем мысли, отсутствие интереса. Такое поведение сигнализирует выступающему лектору: «Достаточно!», «Пора кончать!». | |
12. При сидении ноги и ступни сомкнуты – боязнь контакта, недостаток уверенности. | |
13. Беззаботно-открытая посадка (ноги широко расставлены) – стремление к уюту, часто бесцеремонность. | |
14. Ноги положены одна на другую, в том числе и при вышестоящих лицах, - либо естественная уверенность в себе, либо желание спрятать чувство неполноценности. | |
15. Широкая уютная посадка на всю поверхность сидения – внутренний покой, доверие, защищенность; не хочет, чтобы его трогали. | |
16. Ерзание на стуле, ритмические движения руками, щелканье авторучкой и т.п. – беспокойство, тревога или состояние скуки от выступления оратора. | |
17. Голова лежит на ладони, как на подушке, глаза полуприкрыты – нескрываемая скука. | |
18. Посадка на краешке стула с полной обращенностью к партнеру – высокая степень заинтересованности в разговоре. |