Рассмотрим основные формы проявления конфликтов в сфере управления. Все они связаны с объективным процессом дезорганизации в управленческой деятельности
Дезорганизация– это такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие групповые нормы, административно-бюрократические правила приходят в несоответствие с новыми условиями и факторами управленческого процесса.
Состояние дезорганизации проявляется в различных формах борьбы между субъектами управления, отстаивающими устаревшие формы управленческих отношений и теми, кто выступает за изменения. Такая борьба может перейти в конфликт, который может протекать в форме несогласия, напряженности и конфронтации.
Несогласие– это отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения. Это неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, легитимность которых в изменившихся условиях подвергается сомнению.
Несогласие как форма управленческого конфликта характеризуется сознательным нарушением согласованных действий, связанных с выполнением функций управления.
Напряженность – более острая форма управленческого конфликта, затрагивающая устои существующей системы управления.
Напряженность, как форма управленческого конфликта характеризуется резким ростом сознательных нарушений в управленческих действиях со стороны различных субъектов управления.
Конфронтация – это самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления.
Конфронтация характеризуется жесткой конкуренцией на почве карьерных устремлений определенных субъектов управления и применением крайних средств и методов противоборства: организации групповых протестов, травли «инакомыслящих», подсиживаний, увольнения соперников.
В целях предупреждения управленческих конфликтов менеджеру необходимо установить обратную связь со всеми звеньями управления соответствующего уровня. Кроме того, конфликт может быть предупрежден, если будет осуществляться постоянная коррекция стиля, форм, средств и методов управления с учетом конкретных условий. И, наконец, руководитель должен (в целях предупреждения конфликта) владеть различными формами воздействия на подчиненных:
· прямое воздействие (приказ, директива, распоряжение, задание);
· воздействие через мотивы (стимулирование потребностей и интересов в целях желаемого поведения и деятельности);
· воздействие через систему ценностей (воспитание, образование);
· воздействие через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в организации, изменение системы взаимодействия).
29- Социально-психологическая характеристика малой группы:
Малая группа- это немногочисленная по составу (3-50человек), хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.
Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые.
Условные группы – это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и тд.
Реальные группы- это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
Формальные- это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
Неформальные- группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
Слаборазвитые – группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
Высокоразвитые- это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности.(это для уточнения вышенаписанного)
Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность, на действия и поведение людей.
Цементирующей основой психологии малой группы, ее структурными системообразующими компонентами выступают такие социально-психологические явления, как: внутригрупповые межличностные отношения, групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и групповые традиции, являющиеся непосредственным отражением реальной жизни и деятельности ее членов. Наличие социально-психологических явлений это закономерный результат конкретных, непосредственных условий жизни и деятельности ее членов. Эти условия определяют особенности рационального и эмоционального реагирования членов группы на события и факты общественной жизни.
30. Динамические процессы в малой группе. Принятие группового решения.
1. Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Минимальный объем группы равен 3, а максимальный определяется количеством членов объединенных одной совместной деятельностью (примерно до 40 человек)
Важнейшие процессы:
1. Групповое мнение
2. Образование групповых норм
3. Установка благоприятного психологического климата
4. Сплоченность
5. Процесс конформизма
Для появления сплоченности необходимо:
· Знакомство членов группы
· Возникновение симпатий-антипатий; установка отношений между различными людьми
· Образование «МЫ», формирование чувства принадлежности
Чтобы определить характер взаимоотношений личностей в м. группе прибегают к социометрии.
2. Принятие группового решения
Виды групповых решений:
1) незаметное решение – решение, принятое в результате хаотичной дискуссии в результате неспособности далее обсуждать вопрос;
2) авторитетное решение – решение принимается одним человеком, на которого группа возложила ответственность за это решение;
3) решение, принимаемое меньшинством – решение принятое маленькой группировкой, пришедшей к общему мнению, которое принимает большинство;
4) компромисс – решение, принятое в результате договоренности о взаимных уступках, которое полностью не удовлетворяет ни одну из сторон;
5) решение, принимаемое большинством – решение, принятое в результате голосования;
6) единогласное решение – решение, с которым согласны все участники. Оно наблюдается при не проблемной ситуации, принятии формального решения;
7) согласованное решение – решение, принятое на основе предварительной работы команды.
Методы принятия группового решения:
1) открытое общение;
2) ролевая игра – каждый из участников выполняет предписанную ему роль, в результате игры рождается наиболее приемлемое решение;
3) групповая дискуссия – обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников.
Негативные эффекты при принятии решений в группе:
1) эффект «социальной фасилитации» – затруднение в выполнении сложных действий в присутствии наблюдателей при улучшении простых;
2) эффекты «Социальной лености» и «распределения ответственности» – снижение эффективности в принятии групповых решений при ослаблении связи между собственными усилиями и результатами и «размывании» ответственности;
3) эффект «конформизма» – влияние восприятия окружающих на восприятие индивидуума;
4) эффект «группового мышления» или эффект «группового духа» – принятие неверных решений, основанных на чувстве превосходства и неуязвимости группы. Наблюдается в хорошо сплоченной группе, в результате её изоляции от альтернативного источника информации, удачности предыдущих решений, чувства защищенности и высокого уровня неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы.
31. Групповые «нормы» и поведение индивида. Освоение социальных норм.
32. Структура социальной власти в малой группе.
Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.
Социальная власть в группе, реализуемая через актуальное или потенциальное право на влияние со стороны определенных членов группы, может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства. Оба феномена являются проявлениями процесса влияния, однако они имеют различную природу: руководство - это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других. Необходимость социального управления группой через различные феномены межличностного влияния очевидна. Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое. Функция социального управления реализуется через феномены лидерства и руководства. Остановимся подробнее на характеристике каждого из них.
Слагаемые структуры социальной власти:
1) роли властвующих – выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подчиненных;
2) роли подчиненных – выражаются в повиновении и зависят от ролей властвующих.
Основной характеристикой структуры социальной власти и влияния формальной группы является официально закрепленная система связей, лежащая в основе руководства группой, неофициальной группы – феномен лидерства.
33. Процессы интеграции и дезинтеграции в малой группе. Сплоченность группы.
Интеграция социальная - принятие индивидом стандартов группы таким образом, что он становится и чувствует себя её частью.
Социальная дезинтеграция - процесс и состояние распада общественного целого на части, разъединение элементов, некогда бывших объединенными, т.е. процесс, противоположный социальной интеграции; проявляется в таких формах, как распад или исчезновение общих социальных ценностей, общей социальной организации, институтов, норм и чувства общих интересов, снижение или утрата группой контроля над своими частями, над целостным социальным процессом или снижение влияния существующих правил социального поведения на индивидов, отступление от норм организации.