Развитие предметной деятельности ребенка раннего возраста.
Важным итогом развития ребенка первого года жизни является развитие действий его руки и совершенствование действий с разнообразными предметами. Это имеет значение для его общего развития:
1. В процессе выполнения предметного действия отрабатывается функция сенсомоторного механизма. Устанавливаются прочные первосигнальные связи между действием зрительного и двигательного анализаторов. Вырабатываются точные согласованные и свободные движения.
2. Манипулируя предметами ребенок познает разные свойства и связи между ними . Ощущая отдельные качества предмета ребенок переходит к восприятию предмета ы целом.
3. Повторяя одно и тоже действие и получая один и тот же результат, ребенок начинает его предвосхищать, ожидать. Это служит началом произвольных, разумных действий.
4. Сам процесс выполнения предметных действий и достигаемых результатов вызывает у него чувство огромной радости. Это побуждает ребенка повторять знакомые действия и осваивать новые.
5. В раннем возрасте в предметной деятельности происходят существенные изменения , и она становится ведущей деятельностью в психическом развитии ребенка.
Отличие предметной деятельности от простого манипулирования состоит в том, что предметное действие предполагает употребление предметов по их назначению.
В процессе исторического развития человечества выработаны общеупотребительные способы их употребления. Значительная часть предметов имеет определенное применение ( ложкой едят, тапки –6обувают на наги). Другие предметы по своему устройству могли бы служить для разных целей , но их употребление определено правилами ( полотенце, носовой платок, тряпка). Есть такие предметы, которые могут употреблять многообразно, полифункционально ( палочка, строительный материал) некоторые игрушки).
Овладение предметным действием проходит у ребенка несколько этапов:
1. Манипулирование предметом, когда учитываются только внешние свойства вещей, независимо от их назначения: ребенок катит все круглое, стучит всем твердым, сжимает мягкое.
2. Жесткое употребление предметов по назначению. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Особенностью этого периода является то, что ребенок известное действие может выполнять только с тем предметом, который для этого предназначен ( не может причесаться палочкой, пить из кубика.)
3. К концу раннего возраста связь действия с предметом становиться более свободной и ребенок переходит к игровым действиям с предметами.
Предметная деятельность развивается в плане совершенствования техники выполнения действий. Можно выделить две большие группы действий: соотносящие и орудийные.
Соотносящие действия – это приведение двух и более предметов во взаимное соответствие. (застегивание пуговицы, закрытие баночки, нанизывание колец пирамидки). Эти действия требуют координации , зрительной ориентировки, активных движений пальцами. Если у маленького ребенка захват предметов происходит ладонью, то постепенно более активную функцию начинают выполнять пальцы.
Употребляя простейшие орудия ребенок усваивает общий принцип, что на предмет можно воздействовать не только руками, зубами, ногами, но и вещами, специально для этого созданными. Этот принцип в психологии называется – принципом опосредованного действия. Дети учатся использовать ложку, совок, карандаш. Общим в овладении этими действиями является то, что сначала предмет как бы является продолжением руки и ребенок захватывает его кулаком и при этом траектория движения очень не рациональна ( не может попасть ложкой в рот). Но в раннем возрасте техника орудийных действий совершенствуется, появляется внутренний мышечный контроль, зрительная координация движений.
Важным способом обучения орудийным и соотносящим действиям является не только подражание, но и доступное объяснение и собственная двигательная активность детей.
Совершенствуются и сами предметные действия. Кроме того, они приобретают обобщенный характер, отделяясь от тех предметов, на которых они были первоначально усвоены. Происходит перенос освоенных действий в другие условия. Вслед за отделением действий от предметов, на которых они бели первоначально усвоены. Происходит пренос освоенного действия в другие условия. Вслед за отделением действий от предметов, а которыми они были связаны, и их обобщением, у ребенка появляется способность соотносить свои действия с действиями взрослых, воспринимать действия взрослого как образцы. Совместная деятельность, в которой первоначально были слиты , переплетены действия взрослого и ребенка , начинает распадаться. Взрослый задает ребенку образцы действий, контролирует, корректирует и оценивает их выполнение. У ребенка при вычленении собственных действий из совместной деятельности появляется новое отношение к ним – как к своим действиям, что отражается в речи « Вова дает кушать», «Наливает воды Тата» , и позже «Я играю», «Я иду гулять». Действия , называемые Д.Элькониным личными, становятся одной из предпосылок нового всплеска самостоятельности и, таким образом, подготавливают кризис 3 лет.