Неумение слушать - личностный фактор, разрушающий общение
22. Прочитайте отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Какова риторическая манера Грушницкого? Возможен ли диалог с ним? Почему он не отвечает на возражения?
- Грушницкого страсть была декламировать; он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длительную тираду, по- видимому, имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи.
23.Прочитайте текст, в котором перечисляются ошибки, мешающие услышать и понять собеседника.
Запишите справа, каким правилам нужно следовать, слушая собеседника. Используйте конструкцию со словом нельзя.
Неумение слушать проявляется | Нельзя |
в недостатке внимания к говорящему, | |
в преждевременной оценке того, о чем идет речь, | |
в преждевременных выводах, | |
в стремлении сразу возразить, навязать свои собственные мысли, | |
в стремлении сразу захватить инициативу в разговоре, | |
в перебивании собеседника, | |
в стремлении договорить за него. |
24.Используя данный материал, письменно изложите, какими психологическими установками нужно руководствоваться в разговоре, чтобы услышать собеседника. Используйте конструкции со словами нужно,необходимо, важно.
Уважение, лояльность
Объективный взгляд на проблему.
Сопереживание.
Владение своим собственным эмоциональным состоянием
25.В деловых отношениях важно проявлять исключительное внимание к человеку, который с вами разговаривает,- для него нет ничего более лестного. Согласны ли вы с парадоксальным мнением Карнеги, что для осознания этого факта незачем учиться 4 года в Гарварде? Обоснуйте свою позицию.
26.Познакомьтесь с мнением французского писателя Андре Моруа по рассматриваемому вопросу. Выразите свое мнение.
«Вот советы человека, знавшего людей! Да, если мы хотим ,чтобы нас любили, нужно говорить с другими не о том, что занимает нас, а о том, что занимает их. А что занимает их? Они сами».
В деловой беседе необходимо стремиться к активному слушанию, поскольку оно помогает получить полную и точную информацию, уточнить позицию собеседника, направить беседу в нужное русло, лучше понять свои собственные мысли, получить время на обдумывание своей позиции.
27.Прочитайте данный материал. Запомните некоторые приемы, используемые при активном слушании.
Поощрение собеседника («Да-да», «Очень интересно», «Я вас слушаю»)
Уточнение («Что вы имеете в виду?» «Значит,……», «Вы хотите сказать, что….»).
Дословное или почти дословное повторение слов собеседника («Если я вас правильно понял,……», «То есть вы считаете, что……»)
Выражение сопереживания («Я вас понимаю», « Вас можно понять»)
Выдвижение гипотез и подведение итогов («Таким образом ,можно сделать вывод», «Итак, остановимся на следующем….», «Значит,….»)
28.Используйте приемы активного слушания в данных ситуациях.
1) У меня и без того слишком большая нагрузка, а вы меня нагружаете еще дополнительно.
Дословное повторение - …………………………………………………
Уточнение-……………………………………………………………......
Выражение сопереживания- …………………………………………….
Подведение итогов- ………………………………………………………
2) Это пустая работа. Она ничего не дает, а времени на нее уходит много.
Дословное повторение - …………………………………………………
Уточнение-……………………………………………………………......
Выражение сопереживания- …………………………………………….
Подведение итогов- ………………………………………………………
III. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.
Деловая беседа - наиболее распространенная форма делового общения. Она преследует различные цели: решить какие-либо проблемы служебного или личного характера, получить деловую информацию, установить деловой контакт, проанализировав ситуацию, наметить план конкретных действий и др.