Сюжет и композиция романа «Обломов».

Конфликт в романе «Обломов».

Основной конфликт романа в главном герое («сейчас или никогда» - говорит Обломов). Он связан с эпохой перехода от крепостного права к зарождению нового капиталистического строя, который и порождает основные проблемы переходной эпохи: конфликт старого (патриархального) воспитания Обломова и нового в восприятии героя («жизнь везде его достаёт», как скажет сам герой). И этот конфликт превращается в противостояние внутренних устоев Обломова и воздействия внешнего мира. В этом противостоянии Обломов становится жертвой-символом уходящей патриархальной дворянской жизни (Обломов является носителем сознания уходящей эпохи): очевидна несовместимость гармоничного образа жизни Обломова с новым веком.

Почему О-в не шагает по жизни победителем, как Штольц?! Корни в обломовщине! Автор даёт психологический анализ, позволяющий высветить национальные и общечеловеческие корни этого общественного явления. Этот психологический анализ способствует и углублённой обрисовке характера главного героя. Это позволяет сделать вывод о жанре романа: роман социально-психологический.

Если выходить за «рамки» времени, то это борьба неповторимого мира личности с подавляющей её добрые свойства средой (воля и сила ведут к победе, но Обломов слишком кроток и мягок, да и ленив).

Сюжет и композиция романа «Обломов».

Характер героя поставил перед писателем нелёгкую проблему организации действия, сюжета: как показать в действии бездейственного человека, остановившуюся, стоячую натуру? Гончаров воспользовался для этого структурным принципом, найденным романистами 40-ых годов 19 века: «отрывочное», эпизодическое строение с хронологическим смещением событий (вспомните роман «Герой нашего времени»). У Обломова нет развивающейся, последовательной линии жизни. Его существование сложено из «отрывков», «эпизодов». Это жизнь, распавшаяся на части, человеческое существование, лишенное развивающейся деятельности:

- петербургское лежание

- мысленное возвращение в Обломовское детство

- общение с Ольгой

- Выборгская сторона

Это не этапы внутреннего развития героя, это странно разрозненные моменты остановившейся, никуда ни движущейся жизни. Они автономны, замкнуты, и в каждом их них герою сопутствует свой локальный круг персонажей, которые затем как бы просто «отпадают» от него.

I часть – экспозиция: знакомство с Обломовым и социально-психологическая мотивировка главных свойств героя

II часть - завязка (мнимая)и развитие действия: приезд Штольца. Благодаря антитетичности образа Штольца резче очерчиваются черты Обломова. Вмешательство Штольца в жизнь Обломова приводит к его столкновению с обществом. Конфликт выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением» нормы (« Я их не трогаю, ничего не ищу, а только не вижу нормальной жизни в этом»).В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек…сплетнях, пересудах, щелчках друг другу» Обломов не видит главного – «человека», считая что во всём этом потерялась его «целость».Однако его идеал( «жизнь есть поэзия», «Все ищут отдыха и покоя») Штольц оценивает как «какую-то… обломовщину», вспоминая о том, что «лет десять» назад у его друга были другие стремления – «служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы…работать, чтобы слаще отдыхать, а отдыхать – значит жить другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов».

Начиная с пятой главы второй части, главным предметом повествования становится любовная коллизия. Ольга Ильинская, как и сам Обломов, является воплощением гармонии, и он чувствует запах счастья в сиреневой ветке.

III часть – Выборгская сторона. Приехав отказаться от квартиры на Выборгской стороне, Обломов встречает женщину, с которой ему не надо притворяться, всегда «тихо, хорошо».Противоположность деятельной, требовательной Ольге Ильинской, Агафья Матвеевна воплощает идеал жизни без «волнений да тревог».Порывая с Ольгой(кульминация), герой называет причиной всего происшедшего «обломовщину» в себе.

IV часть – развязка: жизнь в доме Агафьи Тимофеевны Пшеницыной, где Обломов постепенно становится «членом её семейства» и смыслом существования хозяйки. Время идёт незаметно, и «покой, довольство и безмятежная тишина» в доме на выборгской воспринимаются как продолжение обломовского существования. Только приезды Штольца выявляют, как разрываются связи Обломова с прошлым. В первый приезд (гл.2) Обломов ещё полон воспоминаниями при упоминании Ольги не знает, «куда деваться от смущения», хочет ехать к ней, чтобы « у ног её выпросить прощения». Во второй приезд (гл.6) герой « с радостью услыхал» о замужестве Ольги, узнав о свадьбе её со Штольцем. В третий приезд (гл.9) через «несколько лет» («Шутка ли, пятый год пошел, как мы не видались!») Штольц застаёт семейную идиллию. Он готов расстаться со Штольцем навсегда ( «оставь меня совсем…забудь…»).Обломов «распался навсегда» с внешним миром, ему «совестно жить на свете», но другого существования для себя он не представляет. Он достиг «обетованной земли», соединив «настоящее и прошлое», жизнь и сказку. Через два года заканчивается жизнь Обломова. Смерть приходит «без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести» (гл.10).

Глава 11 – эпилог. Мы видим Штольца с его приятелем - литератором, встречающих нищего Захара, просящего милостыню на паперти. Штольц считает, что рассказ приятелю об Обломове пригодится. Этот «рассказ» возвращает действие к началу романа, благодаря чему композиция романа становится кольцевой.

Обломов и Штольц.

Штольц во всех отношениях противоположен Обломову. Обломов – барин, Штольц – новый буржуазный делец. Характер и деятельность Штольца являются живым обличением обломовщины. Если в Обломове мы видим паралич воли и беспробудную лень, то в Штольце чувствуется непреклонная энергия. Если Обломов живёт воображением, то Штольц – практическим делом, опытом, фактами. Если идеалом О. служит безмятежный покой, то во взглядах Ш. мы находим подлинный культ труда, предприимчивость: он всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается. Взгляд на жизнь раскрывается у него в словах: « труд – образ. Содержание, стихия и цель жизни». Штольц идёт по жизненному пути как победитель (всё, что дорого Обломову, переходит Штольцу). Так в романе утверждается идея – на смену мечтателям типа Обломова идёт новая общественная сила, буржуазия, шаг за шагом вытесняя дворянство.

НО!!!!Каково же главное содержание «проблемы», именуемой Штольц? Каков смысл введения в роман и роль этого героя?

Противопоставление Ш. и О. не столько социальное, это нравственно-философская проблема национального масштаба.Да! За Штольцем не стоит многовековой уклад, ему не сопутствуют ни предания, ни традиции, ему не присущи противоречия и не свойственны сомнения. Это человек без прошлого. В настоящем он располагает одним, зато вполне очевидным преимуществом – умет и любит трудиться. Но каков смысл этой жизни, если оторваться от «карьеры и фортуны» Штольца? Трудится ли он для общей человеческой цели или для себя? Обратимся к автору: одно меркантильное сравнение «каждый день» человеческой жизни герой тратит, как «каждый рубль» осторожно, но, несомненно, отстраняет его от авторского идеала. Гончаров несколько раз скажет применительно к нему: «нравственные отправления личности» - как о физиологической работе организма. Или ещё, как говорилось на языке той эпохи,о служебной деятельности – «отправлять дружеские обязанности».дружеские чувства отправлять нельзя. Но у Штольца этот оттенок налицо. Штольц ограниченно, деловито помогает другу, вообще как будто хочет заставить Обломова сделать какие-то определённые конкретно-практические дела. Но, получив согласие Ольги на брак, Штольц произносит озадачивающие слова: « Всё найдено, нечего искать, некуда идти больше!» А впоследствии он осторожно пытается уговорить Ольгу « склонить голову перед мятежными вопросами», исключить из собственной жизни «фаустовское беспокойство» («Мы не титаны с тобой, мы не пойдём…на дерзкую борьбу с мятежными вопросами»).Т.е. Гончаров вполне отчётливо осознавал ограниченность идеалов и нравственных возможностей героя. Для Гончарова, который воспел святое безрассудство Чацкого («Мильон терзаний») и прекрасно понимал тревогу больших запросов, это признак несомненной внутренней недостаточности. Бездуховность, пусть носителем её будет самый деятельный, вооруженный всевозможными знаниями человек, не могла быть принята Гончаровым. Именно поэтому( несмотря на то, что Штольцу отдана любовь любимой героини писателя, Ольги И.)Штольц не может считаться близким идеалу Гончарова. Штольц лишён великой потребности сомнения во всём, критического отношения к себе, представления о том, что истина может лежать вне пределов его образа жизни и взглядов.

В то же самое время Гончаров, в отличие от многих современников, отдавал себе отчёт в том, что победителями окажутся именно эти деятели, выдвинутые естественным ходом истории. Автор считал, что со временем много «Штольцев явится под русскими именами».Почему под русскими?!Главная национальная нравственно-философская проблема связана с Обломовым. В соотношении с Обломовым деятельные герои не одерживают полной победы в душе читателей: честное, верное сердце, нежность, чистота нрава, русская незлобливость, неспособность на нечистые дела, оригинальный и забавный характер, чувство собственного достоинства и, наконец, великий дар будить любовь и труд души ставят Обломова над Штольцем!

Наши рекомендации