Вопрос 27. Сюжет, композиция и образы романа Мопассана «Жизнь»

Новеллы Мопассана создаются параллельно с его романами. Эти жанры взаимодействуют внутри его художественной систе­мы, дополняя друг друга. Отдельные образы, ситуации, темы «пе­рекочевывают» из новелл в романы, где воплощаются полнее и подробнее. Вместе с тем в романах нередко чувствуется рука но­веллиста; французские критики писали, что «Жизнь» — это всего лишь «длинная новелла» или даже «сюита новелл, связанных господствующей идеей».

«Жизнь»: судьба женщины.В романе «Жизнь» (1883) прояви­лись лучшие качества Мопассана-художника: психологическое мастерство, лиризм, глубокое проникновение в женскую душу. Название романа может быть переведено как «Одна жизнь». В цен­тре произведения — судьба женщины, прослеженная от ранней юности до глубокой старости. Ее судьба детерминируется не толь­ко характером героини, но и ее окружением, обстоятельствами жизни. Роман философичен: в его основе — «вечная» тема: жизнь, ее уроки, иллюзии, ошибки, ценности, ее глубинный смысл. Это делает историю мопассановской героини неизменно актуальной.

Главная героиня, Жанна де Во, покидает монастырь, где про­вела шесть лет. Вспомним, что и флоберовская Эмма Бовари так­же выходит из монастыря и сталкивается с «неромантическими» жизненными реалиями. Очаровательная, милая, простодушная Жанна вступает в жизнь «естественным человеком». Произведе­нию Мопассана присущи определенные черты романа воспита­ния: героиня воспринимает жизненные уроки, проходит через ряд разочарований.

«Жизнь» — роман психологический и одновременно истори­ческий. Действие начинается в 1819 г. Правда, в романе нет ссы­лок на конкретные исторические события, зато ощущается смена культурных традиций.

Отец Жанны, барон Де Во, либерал, человек чудоковатый, поклон­ник Руссо, бездумно расточает состояние; баронесса — жеманная стару­ха, интересы которой сосредоточены на дворянских родословных, а пред­ставления о жизни почерпнуты из романов Вальтера Скотта. Муж Жан­ны, Жюльен де Ламар, «сельский виконт», — человек во многом новой формации, в нем за тонким слоем внешнего лоска угадывается корысто­любивый и пошлый мещанин.

Мопассан передает гамму настроений главной героини. Молодой Жанне будущее видится в радужных красках, замужество кажется счас­тьем. Но будущего мужа, выбранного для нее родителями, она, в сущно­сти, почти не знает. Виконт, очаровавший родителей Жанны и имею­щий виды на ее состояние, искусно играет роль скромного и тактичного жениха в духе галантных кавалеров XVHI в.

Светлые дни брака недолговечны. Супругов мало что связывает в ду­ховном плане. После свадебного путешествия Жюльен предстает в ис­тинном свете: Жанна видит, что он не только жаден, но и зауряден и пошл. Виконт еще до брака начал изменять ей.

Не надеясь восстановить отношения с мужем, Жанна полностью по­свящает себя сыну Полю. Жюльен же заводит роман с графиней де Фур-виль, позднее любовники погибают. Пятнадцатилетнего Поля отдают в колледж. Жанна остается совсем одна: лишившись матери, она пережи­вает внезапную смерть отца.

Старый барон отличается крайней непрактичностью, не вылезает из долгов. Жанна вынуждена продать родовое поместье «Тополя». Прежде считавшая родителей идеальной парой, она обнаруживает, что у ее ма­тери был любовник.

Но и это не последний удар. Ее сын сходится с проституткой, у них рождается дочь. Поль вспоминает о матери, только когда ему нужны деньги. Жанна размышляет о своей неудавшейся жизни.

За Жанной ухаживает служанка Розали, бывшая любовница ее мужа. После смерти возлюбленной Поля она привозит в дом Жанны ее внуч­ку, которую та осыпает «неистовыми бессчетными поцелуями». Жизнь продолжается.

Мопассан сопоставляет судьбы Жанны и Розали, которые столь причудливо пересеклись. Розали в ответ на сетования Жанны о своей неудавшейся жизни отвечает по-крестьянски: «Вот пришлось бы вам работать за кусок хлеба, вставать каждый день в шесть утра и идти на поденщину, чтобы вы тогда сказали». В уста Розали вло­жена заключительная сентенция романа, столь мудро выражаю­щая закон бытия: «Вот видите, какова она — жизнь: не так хоро­ша, да и не так уж плоха, как думается».

Манеру Мопассана в романе отличают лиризм и гармонич­ность. Мопассан — мастер психологического пейзажа. Писатель показывает природу сквозь призму восприятия героини. Когда счастливая Жанна едет из монастыря в «Тополя», за окном каре­ты — светлый летний дождь. Напротив, горестные эпизоды в жизни героини сопрягаются с тоскливыми картинами осени, увядания.

В композиции романист следует флоберовской методологии. Если Золя членит романы на «акты», то Мопассан плавно переходит от одного эпизода к другому. Он стремится, по его словам, «осве­щать полным светом основные события», рисовать течение жизни. Это дало основание Тургеневу сказать о «Жизни»: «Роман — пре­лести и чистоты чуть ли не шиллеровской».

Билет 28. Тематика и поэтика (=сюжет и композиция) новелл Мопассана.

Новеллы Мопассана (их около 300, объединенных в 16 сборников) исключительно разнообразны по тематике, жанровым особенностям (новелла-анекдот, новелла- памфлет, новелла-исповедь, лирическая новелла, новелла характеров и др.), тональности и языку. Собранные вместе, они дают исчерпывающее [78] представление о французской действительности конца XIX в., выявляют богатство социальных типов и человеческих характеров, позволяют проследить эволюцию творческого метода писателя.

В новеллах первых сборников ("Воскресная прогулка буржуа", "Заведение Телье") влияние натурализма очевидно проявляется в пристрастии к изображению темных сторон жизни, в преувеличении роли биологического начала в человеке ("В лоне семьи"), обусловленности его поступков инстинктами ("Подруга Поля"), в нарочито объективной, безоценочной манере повествования ("Заведение Телье").

В сборниках середины 80-х гг. расширяется тематика новелл, социальные конфликты становятся ведущими, в них все чаще звучит гневный и страстный голос самого писателя, который, по словам Л.Н. Толстого, "мучается... неразумностью мира и... некрасивостью его". Мопассан приходит к созданию классических образцов реалистической новеллы. По стилю новеллы поражают точным восприятием и безупречной передачей социальной, исторической, этнографической реальности. Наиболее полно и смело в новеллистике Мопассан решал народные темы. В маленьком, частном, конкретном Мопассан вмещает огромное, общее, всю жизнь.

Одной из них явилась "Пышка" (1880), открывшая цикл рассказов, посвященных событиям франко-прусской войны. В ней впервые была сказана вся правда о причинах поражения Франции, о героизме ее народа и продажности власть имущих. Новелла была написана в ответ на предложение Эмиля Золя всем участникам Меданской группы создать коллективный труд, для которого каждый напишет что-нибудь из истории войны; впервые напечатана в 1880 в сборнике «Меданские вечера» [Les Soirees de Medan], издававшемся Меданским кружком молодых писателей; первая постановка в парижском театре - в 1902. Сюжет - история бегства почтенных буржуа из осаждённого Руана. Сюжет новеллы предельно прост. Захваченный пруссаками Руан покидает группа людей: виноторговец Луазо с женой, фабрикант Карре-Ламадон с супругой, граф и графиня де Бревиль, - олицетворяющие "обеспеченный, уверенный в себе и могущественный слой общества". Ими руководят не патриотические чувства, а корыстные мотивы - боязнь потерять свой капитал. Их случайной соседкой по дилижансу оказалась Элизабет Руссе, женщина легкого поведения, прозванная Пышкой. Она уезжает из Руана, потому что ненавидит захватчиков.

В дороге эти добропорядочные господа, используя доброту и отзывчивость Пышки, заставляют ее служить собственным интересам. По их настоянию, чтобы иметь возможность продолжить путешествие, она уступает домогательствам прусского офицера, являвшего собой "великолепный образчик хамства, свойственного победоносному солдафону".

И вновь движется дилижанс по зимней дороге. В углу его тихо плачет Пышка. "Честные мерзавцы", которые "сперва принесли ее в жертву, а потом отшвырнули, как ненужную грязную тряпку", выказывают Пышке свое презрение. Патриотический пафос новеллы, ее художественные достоинства высоко оценил Г. Флобер: "Я считаю "Пышку" шедевром. Это очень оригинально по концепции, прекрасно взято в целом и великолепно по стилю. Пейзаж и персонажей видишь ясно, а психология обрисована сильно. Этот маленький рассказ останется". Главные персонажи рассказа "Пышка" не были плодом чистого воображения автора. Известен прототип Корнюде (родственник Мопассана — Шарль Корд'ом, который и рассказал ему подлинную историю, положенную в основу рассказа). Прообразом самой Пышки послужила Андриена Легэ, проститутка из Руана.

Мопассан использует в новелле эллиптическую композицию. Этот приём он заимствовал в новеллах Проспера Мериме, автора знаменитой «Кармен».

Эллиптическая композиция предполагает, что новелла строится на двух повествовательных центрах, косвенно связанных между собой. В «Пышке» это оценочный авторский рассказ и история самой Пышки.

Оценочный авторский рассказ открывает новеллу. Здесь повествуется о позорном бегстве из Руана французской армии и дружин вольных стрелков, возглавляемых буржуа, которые ещё недавно самодовольно разглагольствовали о том, что они — “единственная опора гибнущей Франции”. Город принимает пруссаков, обыватели охотно платят им, но в воздухе чувствуется тяжёлый и удушливый “запах нашествия”.

Тон повествования принадлежит стороннему наблюдателю. Только в одной фразе интонация резко меняется. Автор описывает сопротивление нашествию патриотов: “А между тем за городом, в двух-трёх лье вниз по течению <…> лодочники и рыбаки не раз вылавливали с речного дна вздувшиеся трупы немцев в мундирах, то убитых ударом

кулака, то зарезанных, то с проломленной камнем головой, то просто сброшенных в воду с моста”.

В других военных новеллах ("Святой Антуан", "Пленные", "Папаша Милон", "Старуха Соваж", "Два друга", "Мадмуазель Фифи" и др.) писатель показывает, как в самых заурядных, ничем не примечательных, задавленных унылой повседневностью людях любовь к родине пробуждает удивительную силу духа и несгибаемое мужество.

Так, старуха Соваж, мстя за убитого сына, сжигает свой дом вместе с четырьмя прусскими солдатами и спокойно, с чувством исполненного долга принимает смерть. Лаконично, сдержанно описывает Мопассан последние минуты жизни старой крестьянки: "Старуху схватили, приставилик стене ее дома, неуспевшего еще остыть. Потом двенадцать человек выстроились напротив нее на расстоянии двадцати метров. Она не шевельнулась, она поняла, она ждала..."

Мирные обыватели часовщик Мориссо и галантерейщик Соваж ("Два друга") неожиданно вырастают в подлинных героев. Отправившиеся ловить рыбу в окрестности осажденного Парижа и захваченные в плен пруссаками, они отказываются сообщить им пароль для входа в город и погибают, не запятнав себя предательством.

Билет 29. Психологизм новелл Мопассана. (+ см б. 28)

Новелла «Пышка». Мопассан научился ценить народ и смог увидеть в нем не только чистоту, искренность, но и патриотизм, гражданское мужество. Соотнесение поступков людей из общества и поступков самого падшего и низшего по положению существа – проститутки – при всей своей видимой исключительности и даже как будто анекдотически придает наглядность, убедительность и сатирическую остроту разоблачению этого общества. Падшая женщина оказывается куда более честной и порядочной, чем люди из общества, идеалы которых меняются в зависимости от обстановки и находятся в самой прямой связи с тем, удастся позавтракать или нет. История происходит в дни национальной катастрофы. Начинается рассказ с картин разгрома французской армии, с картин оккупации, с язвительной характеристики буржуа, трусливо и подло угождающих оккупантам, и с напоминания о подвигах тех, кто не смирился, «ибо ненависть к чужеземцу искони вооружает Бессмертных, готовых умереть за Идею». Новелла построена на контрастах комического и серьезного. В новеллах с огромной силой раскрылся патриотизм Мопассана и в то же время обнаружилось глубокое неприятие им войны как средства решения любых конфликтов. Наделенная здравым смыслом крестьянка в "Пышке" решительно заявляет: "Разве не подлость убивать людей, будь они пруссаки, или англичане, или поляки, или французы?" Ненависть к захватчикам и ненависть к войне движет пером Мопассана в военных новеллах, и в этом он, безусловно, созвучен антивоенной литературе XX века. [80]

В новеллах о современности Мопассан, развивая традиции французского реализма, показывает губительную власть денег, духовное измельчание человека в мире, где "накопить фортуну и иметь как можно больше вещей - главный кодекс нравственности" (Достоевский), торжество воинствующей пошлости во всех сферах жизни.

Центральной фигурой новелл этого цикла становится трусливый и ограниченный обыватель, все помыслы которого направлены на приобретение богатства, положения в обществе, наград. В его обрисовке Мопассан широко использует разнообразные приемы сатиры: юмор, иронию, сарказм.

Так, вызывает презрение г-н Сакреман ("Награжден орденом"), который занимается никому не нужными библиотечными изысканиями, пишет нелепые брошюры, чтобы быть награжденным орденом Почетного легиона. В конце концов он и получает его за "особые заслуги", выразившиеся в том, что г-н Сакреман закрывает глаза на связь своей жены с депутатом, хлопочущим о награде. Корысть, равнодушие, зависть проникают в семейные отношения, разрушая естественные человеческие чувства любви и привязанности. Даже такое святое чувство, как материнская любовь, не может устоять перед жаждой наживы.

Героиня новеллы "Мать уродов" обретает достаток, преднамеренно рожая искалеченных детей и продавая их в ярмарочные балаганы. Мопассан изображает ее не какой-то романтической злодейкой, а самой обыкновенной женщиной, совершающей свое преступление с будничной деловитостью.

В своих новеллах писатель, как никто другой, сумел передать трагедию современной жизни, "в которой ничего не происходит кроме скуки" (Б. Шоу), поставить кардинальную для литературы XX века проблему отчуждения людей в обществе, их неизбывного одиночества в жестоком мире. '

Старый бухгалтер Лера ("Прогулка"), сорок лет проработавший в одной конторе, однажды весенним вечером выйдя на бульвар, заполненный толпой гуляющих, вдруг почувствовал "все убожество, все беспросветное убожество своей жизни, убожество прошлого, убожество настоящего, убожество будущего... [81] и понял, что ничего нет впереди, ничего позади, ничего вокруг, ничего в сердце, ничего нигде". И он не смог вернуться в свою пустую комнату, к пустой, лишенной смысла жизни -повесился в Булонском лесу.

Горестно размышляет герой новеллы "Одиночество" о трагической разобщенности людей, о тщетности их усилий добиться счастья: "Больше всего страдаем мы в жизни от вечного одиночества, и все наши поступки, все старания направлены на то, чтобы бежать от него... что бы мы ни делали, как бы ни метались... мы всегда одиноки. Мы дальше друг от друга, чем звезды небесные..."

Убежище от грубой прозаической действительности Мопассан искал в поэтическом мире природы и любви, которой посвятил множество новелл, стихотворения, романы. В ряде новелл в бурлескных традициях французских фабльо и Рабле он описывает любовные похождения своих героев и комические стороны любви ('Эта свинья Морен", "Сестры Рондоли", "Хозяйка", "Избавилась" и др.). В других - рассказывает о настоящем, большом чувстве, которое возвышает человека над буднями жизни, раскрывает лучшее в нем ("Плетельщица стульев", "Завещание", "Хромуля", "Фермер", "Госпожа Парис" и др.).

Гимном торжествующей любви звучит новелла "Лунный свет". Суровый аскет аббат Мартиньяк, ненавидящий женщин как коварных искусительниц мужчин, вооружившись дубинкой, выходит ночью в залитый лунным светом сад, чтобы помешать свиданию своей племянницы и ее возлюбленного. Но потрясенный волшебной красотой природы, он внезапно приходит к мысли о том, что "значит господь позволил людям любить друг друга, если он окружает их любовь таким великолепием".

Но больше всего у писателя горьких новелл о невозможности и обреченности любви в мире, где все продается и покупается ("Исповедь женщины", "Господин Паран", "Реванш", "Крик тревоги", "Свидание", "Завещание", "Мадмуазель Перль", "Иветта" и др.). Чувство приносится в жертву корысти, эгоизму, предрассудкам.

Наши рекомендации