Речевое развитие детей дошкольного возраста

План

  1. Развитие речевых умений и навыков в дошкольном возрасте
  2. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
  3. Составные компоненты устной речи
  4. Роль упражнений в воспитании правильной речи у детей

1. Развитие речевых умений и навыков в дошкольном возрасте

По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков. К концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказывания в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность совершить оптимальным образом ту или иную операцию.

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что навыки- -экладывание речевых механизмов, а умение – использование данных механизмов в речи

Среди таких умений и навыков можно выделить:

  • навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам реализации речи ( произношение, членение фраз, интонирование);
  • умение отбирать для высказывания слова в соответствии с общепринятыми значениями;
  • строить грамматически правильные высказывания, соответствующие закономерностям языка;
  • применять разные виды высказываний, соответствующие коммуникативному намерению (мотиву), условиям и целям сообщения.

Перечисленные умения и навыки обеспечивают процесс говорения.

Кроме этого, следует выделить группу навыков и умений, обеспечивающих процесс приема (слушания) речи:

· умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания

· осмысливать интонационную сторону высказывания и тем самым определять его цель

· узнавать слова в соответствии с их значением

· различать слова близкие по звучанию

Приведенная совокупность умений и навыков, взятая в самом общем виде, еще не завершает развития, а является исходной базой для дальнейшего развития. Названные умения отвечают потребностям ребенка д/в, осуществляющим речевое общение в рамках ВД – игровой и не заканчивают своего развития в дошкольном возрасте. По данным исследователей (В.И. Селиверстов, Ф.А. Сохин) у детей к концу д/в еще не достаточно сформированными оказываются умения понимать синтаксически сложные высказывания и умение строить связную речь, так как связная речь «не просто последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены словами в правильно построенных предложениях», а речь, которая «как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».

Для оперирования речью нужны более сложные умения, которые формируются на основе осознания в условиях целенаправленно организуемой деятельности Н-р в учебной.

2. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Термин «коммуникация» имеет латинское происхождение и означает «общее», «сообщение» (словарь русского языка С. И Ожегова). Поскольку, этот термин родился и вырос из теории информации и теории связей, под коммуникацией стали понимать простой обмен информацией. Коммуникационные процессы между людьми характеризуются тем, что информация в общении не только передается, а обменивается. В целом способность человека к коммуникации определяют как коммуникативность. Быть коммуникабельным означает – быть склонным к общению с людьми, проявлять инициативу в установлении и поддержании контакта, хотеть и уметь передавать свои мысли.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. Можно выделить, по мнению Н. И. Шевандрина три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

- открытую (когда коммуникатор объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения);

- отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);

- закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает к специальным мерам, чтобы скрыть ее).

Подробный анализ коммуникативного взаимодействия проводит А. Б. Добрович, и выделяет в этом процессе 4-е фазы:

1. Побуждение к действию.

2. Уточнение индивидом ситуации действия.

3. Само действие.

4. Свертывание действия.

Первая фаза – направленность на партнера.

Вторая фаза – психическое отражение партнера так как он есть главное в ситуации действия.

На третьей фазе действие состоит в информировании партнера о чем-либо и принятии ответной информации от него (фактор действия обратной связи).

Четвертая фаза состоит в отключении от партнера, если побудительные контакты с ним исчезли.

При условии сохранения интереса контакт возобновляется со второй фазы. Поскольку субъекты действуют в контакте не изолированно друг от друга, а совместно, 1 фазу можно назвать фазой взаимонаправленности, 2 – взаимоотражения, 3 – взаиморефлексирования, 4 – взаимоотключения.

Результатом является установление межличностных отношений. Их характер зависит от «выбора круга общения» (по Мерлину), от уровня, на котором происходит общение (по А. Б. Добровичу); от коммуникативных умений.

Опираясь на концепцию Г. М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению.

1. Межличностной коммуникации.

2. Межличностного взаимодействия.

3. Межличностного восприятия.

Первый вид умений включает в себя использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации. Второй представляет собой способность к установлению обратной связи. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает конструктивное общение.

Н. В. Кузьмина выделяет следующие коммуникативные умения, необходимые при коммуникативном взаимодействии:

1). способность к распознаванию внутренних состояний других людей (чувство эмпатии);

2). способность к оценке альтернативных линий своего поведения и выбору действий, адекватных ожиданиям другого человека (чувство такта);

3). способность к контролю избранной линии поведения по отношению к другим (чувство причастности);

А. В. Мудрик считает, что для организации коммуникативной деятельности, необходимы следующие способности: свободное владение речью, общительность, эмпатия и спонтанность восприятия.

3. Составные компоненты устной речи

К числу основных составных компонентов, составляющих звучную речь, относятся: звуки речи, слово, фраза, а так же выразительность, мелодика, темп и ритм.

Звуки речи – представляют собой сложное явление и рассматриваются в нескольких аспектах: физический физиологический, лингвистический. Для звуков русского языка характерна певучесть гласных звуков, мягкость в произношении согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Большинство звуков у детей д/в формируется постепенно, через промежуточные, переходные звуки Н-р, с переходит в ш через стадии: с-сь-ш. Овладев произношением звука ш (раньше говорил с) ребенок говорит шобака, волоши. М.Е. Хватцев называет это явление «переупотреблением» или обратной заменой звука тем, что вновь приобретенный звук становиться сильным раздражителем. К 3 – 5 годам ребенок должен овладеть основными звуками речи: правильно их произносить в слове, отчетливо и внятно, выделяя ударные, пользоваться высотой, силой, темпом и ритмом речи, паузами, интонациями.

Слово – является уникальным средством сигнализации. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира (учение И.П. Павлова). Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда в его основе есть конкретные представления. В том случае. Если ребенок, запомнив слово не соотносит его с действительностью, у него нарушается связь между первой и второй сигнальной системой и искажаются его представления об окружающем мире. Ребенок дошкольного возраста осваивает лексику:

1. через предметную отнесенность слов и их понятийного содержания.

2. через усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретает знакомство с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, т.е развитие смысловой стороны речи.

Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой и безусловно, работа над словом возможна лишь при усвоении детьми его предметного и понятийного содержания.

Фраза – помогает ребенку замечать, догадываться, постепенно во все возрастающей ясностью понимать и постигать значение отдельных слов и характер их взаимосвязи во всем, что он слышит и сам говорит. Каждое отдельное слово поясняет во фразе другие слова, поэтому фраза запоминается легче, чем отдельные слова (И.Г. Песталоции). Фраза подготавливает основу формирования грамматического строя речи. Ребенок в процессе своего речевого развития учится употреблять различные части речи: глаголы, наречия, прилагательные и.т.д., правильно соединять их в словосочетании и предложении, а так же образовывать слова различными способами (у лисы – лисенок) и изменять их по родам, числам и падежам. Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы ребенок употреблял правильный порядок слов, разные способы соединения слов в словосочетаниях. (Мы шли вот, когда от тети Тамары).

Выразительные средства звучащей речи – к ним относят мелодико-интонационную сторону речи: выразительность голоса, мимико-жестикулярное сопровождение, ее темп и ритмический рисунок.

Первым появлением мелодико-интонационной стороны речи следует считать крик или плач ребенка. «Плач – это первая наша музыка, удержаться от которой не возможно» (Я.А. Коменский).

Ж-Ж Руссо выразительности речи придавал особое значение, считая, что человек обладает речью (голосом) 3 родов:

1. голосом говорящим или членораздельным

2. голосом поющим или мелодичным

3. голосом выразительным, который одушевляет пение и слово.

Голос в нормальных условиях его развития – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок.

Звук голоса – колебание частиц воздуха, распространяющих в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука – субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений.

Тембр или окраска, звука является характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний.

Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки надставной трубки.

М.В. Ломоносов указывал на необходимость обучения в управлении голосом. «Слово должно произноситься чистым, непрерывным, негрубым, средним, не очень кричным или весьма низким голосом. Неприлично говорить одним тоном без всякого понижения или повышения, но в то же время разумно и умеренно повышать и понижать голос, где это нужно».

Речь человека для выразительности сопровождается мимикой и жестами, так как передача мысли может происходить частично не только через слова, но и через невербальные средства коммуникации. Алан Пиз. Исследователь языка телодвижений пишет – в 60-е годы нашего века публика узнала о существовании невербального общения после опубликования 1 книги о языке тела. Чарли Чаплини другие актеры немого кино стали пионерами в области невербального общения. Альберт Мерабян пришел к выводу, что человеческое общение на 7% является вербальным (слова, фразы) , на 38 % вокальным (интонация, тон голоса, др. звуки) и на 55 % невербальным. Удивительно лишь то. Что человек редко осознает свои движения, которые зачастую говорят собеседнику не то, что произносит его голос.

Темп речи – исследователи указывают на необходимость воспитания среднего, не торопливого и не слишком замедленного, темпа речи у детей. Части речевого периода, отделенные знаками препинания необходимо отделять голосом и паузой, каждую фразу или звук выговаривать чисто и ясно и внятно, при этом не захватывать лишком много воздуха и периодически останавливаться. Для выработки выразительной речи ребенок должен научиться управлять речевым дыханием:

  1. держать правильную осанку, чтобы речевое дыхание не встречало на своем пути мышечные преграды.
  2. правильно расходовать воздух, чередовать вдох и выдох, уметь произвольно замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым.
  3. говорить чисто: без запинок, правильно выговаривать слова, соблюдать нормы употребления слов (не проглатывать окончания ..) Упражнения – скороговорки.
  4. говорить ярко, образно, привлекая внимание слушателей. Правильный выбор тона является главным средствам выразительности.

Ритм - отгреч. 1. чередование к-л элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой. Скорость протекания чего-либо.2.налаженный ход чего-либо, размеренность протекания. Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым составом. Выделяется понятие ритмика – как раздел фонетики, изучающий общие закономерности ритмического построения речи. Ритмомелодика- членение речи в соответсвии с определенными интонационными и ритмическими моделями.От детей в речи требуют членить слоги, выделять их ударением путем повышения высоты тона, интенсивности и долготы.

4. Роль упражнений в воспитании правильной речи у детей

К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в упражнениях. Наряду с тем, что нельзя научить ребенка играть на муз. инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение или научить говорить, рассказывая как говорят другие. Невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая ребенка к активной целенаправленной деятельности. Упражнение – многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма.

Дидактические упражнения относятся к практическим методам обучения и направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Упражнения должны дополняться и другими методами обучения, в частности:

  1. инсценировками, драматизациями, этюдами
  2. словесными, наглядными методами
  3. работой с книгой

видеометодом

В воспитании они относятся к методам организации деятельности и формирования опыта поведения. В метод упражнения включают ( по классификации И.С. Марьенко) приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации.

Упражнения должны отвечать следующим требованиям: д/б самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи Ушинский рассматривал как формирование навыка. Для прочности навыка требуется время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Воспитатель, который торопится с укреплением навыков, или одновременно воспитывает несколько навыков, рискует вовсе не укрепить их и даже разрушить. В то время как воспитание хотя бы одной привычки ил навыка проложит дорогу к установлению других, однородных. Чтобы сформировать устойчивые навыки надо начинать упражнения как можно раньше, т.к чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Непременное условие эффективности упражнений – создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений.

В дошкольном возрасте планируя систему упражнений воспитателю необходимо предусмотреть какие навыки будут вырабатываться и как они будут вырабатываться. Они должны быть основаны прежде всего на игровой деятельности детей. При выборе упражнений рекомендуется тщательно отбирать игры, уметь правильно ими руководить, учитывать в них взаимоотношения детей и самое главное они д/б ориентированы на задачи речевого развития.

Наши рекомендации