Исправьте речевую недостаточность

1. В семье взрослые не обращают на жаргон ребенка.

2. Если я не согласен с учителем, то я имею высказать свою точку зрения.

3. Я бы заключил со многими институтами, чтобы моим выпускникам было легче поступать в высшие заведения.

4. Одесса с давних времен была местом, куда прибывали и отбывали различные суда.

5. Школьники привыкли вести себя в коллективе.

Подберите к устаревшим словам синонимы из правой колонки.

1. Очи. 2. Чело. 3. Ланиты. 4. Уста. 5. Перст. 6. Брань. 7. Перси. 8. Льзя. 9. Зрак. 10. Брадобрей. А. Щеки. Б. Глаза. В. Грудь. Г. Губы. Д. Лоб. Е. Можно. Ж. Образ. З. Парикмахер. И. Палец. К. Битва.

 
10. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые используются в составе приведенных фразеологизмов.

1. На ловца и (животное, птица, зверь) бежит.

2. (Черепашьим, гусиным) шагом.

3. Гладить по (голове, волосам, шерсти).

4. Вставлять (сучья, бревна, палки) в колесе.

5. Заварить (суп, кашу, чай).

6. Как (мышь, птица, белка) в колесе.

7. Канцелярская (мышь, крыса).

8. Ловить (рака, медузу, рыбу) в мутной воде.

9. Намотать на (палец, ус, голову).

10. Пустить (овцу, козу, козла) в огород.

Подберите к каждому предложению подходящее по смыслу устойчивое выражение.

1. Обычно он много болтает. 2. Он все умеет делать. 3. Он главный мой помощник. 4. Похожи друг на друга. 5.Они неразлучные друзья. А) Правая рука. Б) Язык без костей. В) Водой не разольешь. Г) Как две капли воды. Д) Мастер на все руки.

Подберите к каждому предложению подходящее по смыслу устойчивое выражение.

1. Нельзя положиться, часто меняет свое мнение. 2. Не заниматься ничем полезным. 3. Неприятности с двух сторон. 4. Не обращать внимания ни на что. 5. Уметь всегда приспособиться к обстоятельствам. А) Между молотом и наковальней. Б) Семь пятниц на неделе. В) В ус не дуть. Г) Держать нос по ветру. Д) Бить баклуши.  

Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.

1. Современный Дон Кихот. 2. Дон Жуан. 3. Троянский конь. 4. Вернуться к своим пенатам. 5. Настоящий Квазимодо. 6. Петь дифирамбы. 7. Гордиев узел. 8. Робинзонада. 9. Грубый топтыгин. 10. Фигура, как у Аполлона. А) Сложное, запутанное дело. Б) Ловелас, распутник, волокита. В) Невежа, враг всего нового. Г) Необычные приключения, путешествия в одиночку. Д) Добрый, бескорыстный человек. Е) Уродливый, безобразный. Ж) Восхвалять, прославлять. З) Вернуться в родной дом. И) Коварные дары, несущие гибель тем, кто их получает. К) Красивая мужская фигура.

Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.

1. Вылитый Плюшкин. 2. Курить фимиам. 3. Перейти Рубикон. 4. Пиррова победа. 5. Гомерический смех. 6. Дамоклов меч. 7. Этакий Голиаф. 8. Тришкин кафтан. 9. Прокрустово ложе. 10. Синий чулок. А) Восхвалять. Б) Совершить решительный поступок. В) Женщина, всецело поглощенная книжными, учеными интересами. Г) Нависшая, угрожающая опасность. Д) Мерка, под которую насильственно подгоняют что-то. Е) Устранение одних недостатков вызывает новые, бесполезная попытка поправить дела. Ж) Скряга, жадина. З) Крупный, рослый, богатырского сложения великан. И) Неудержимый, громкий смех. К) Сомнительная, не оправдывающая понесенных жертв, победа.

Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.

1. Семь пятниц на неделе. 2. Как снег на голову. 3. Держать камень за пазухой. 4. Держать язык за зубами. 5. Терять голову. 6. Родиться в рубашке. 7. Биться как рыба об лед. 8. Семи пядей во лбу. 9. Ждать у моря погоды. 10. Первая скрипка. А) Таить зло. Б) Главный в каком-то деле. В) Непостоянный, непоследовательный человек. Г) Неожиданно. Д) Бесполезно добиваться чего-то. Е) Умница, эрудит. Ж) Совершать необдуманные поступки. З) Бесцельно тратить время, ожидая чего-то напрасно. И) Быть везучим, счастливым. К) Помалкивать, хранить тайну.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6

Домашнее задание.

1) По орфоэпическому словарю или словарю ударений определите нормативное ударение, запомните его.

Исчерпать, клала, кормящий, кралась, красивее, кровоточащий, кровоточить, мозаичный, молящий, наврала, наживший, нажита, назвалась, налила, наливший, нанявшийся, насорит, начала, начав, начавший.

2) По словарю устаревших слов объясните значение:

Алтын, баять, бортник, десница, исподний, казнодей, докука, живот, всуе, говеть.

3) Подготовьте реферат и устное выступление на тему «Деловая коммуникация». К реферату составьте список литературы, включающий монографии, учебники, статьи, диссертации и интернет-ресурсы – всего 8 наименований. Расположите их в алфавитной последовательности.

Наши рекомендации