С чем связано рождение ребенка самым беспомощным среди детенышей

ЖИВОТНОГО МИРА?

ИЗМЕНЯЕТСЯ ЛИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПЕРИОДА ДЕТСТВА ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ?

ОТВЕТ.Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных , тем дольше длится его детство /до полной социальной и ,следовательно , психической зрелости /. Это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества .

На базе небольшого количества врожденных реакций ребенок имеет безграничные возможности приобретения новых форм поведения , усваивая человеческую культуру .

Продолжительность детства находятся в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества .Поэтому с развитием общества увеличивается и продолжительность детства .

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости , а с определенном социальном статусом , с кругом прав и обязанностей , присущих этому периоду жизни , с набором доступных

Для него видов и форм деятельности .

005. ДОСТОИНСТВОМ ИЛИ НЕДОСТАТКОМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ЯВЛЯЕТСЯ НЕБОЛЬШОЕ ЧИСЛО ВРОЖДЕННЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ?

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СВОИ СУЖДЕНИЯ.

ОТВЕТ. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

006. ЧТО ТАКОЕ ПЕРВЫЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ? С ЧЕМ ОНИ СВЯЗАНЫ?

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ СПОСОБСТВУЮТ ОБРАЗОВАНИЮ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У РЕБЕНКА?

ОТВЕТ.Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые бы сочетались с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закреплялись. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на положение ребенка, когда мама берет малыша на руки, придавая ему определенное положение для кормления.

Затем вырабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосредоточением, рефлекс на сон и бодрствование, рефлекс на взрослого и др.

Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к образованию и закреплению у него условных рефлексов.

Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к образованию у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).

007. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша – своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребности сосать появляются при дискомфорте, по какому – либо поводу.

ВСЕ ЛИ РАВНО, ЧТО ПОЛУЧИТ В ОТВЕТ НА ПРИЗЫВ О ПОМОЩИ – ГРУДЬ ИЛИ СОСКУ?

ОТВЕТ. Нет не все равно. Новорожденный ребенок, еще не отделяющий свою личность от личности матери, находит у нее под грудью абсолютное убежище, защиту от всех несчастий, что постепенно формирует у малыша уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе.

Знакомство и привыкание к бутылочке полностью изменяет процесс формирования сознания ребенка, замещая опыт общения с человеком на опыт общения с предметом. Ребенок постарше, получая в качестве утешения пустышку, а не материнскую грудь, находится на пути разобщения с близкими людьми, на пути усугубления одиночества. Кроме того, соска заставляет ребенка самоуглубиться, и отвлечься от окружающего мира, замедляет его психическое развитие.

008. ЧТО ТАКОЕ “КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ”?

КАКОВА РОЛЬ ВЗРОСЛОГО НА ЭТОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА?

ОТВЕТ. “Комплекс оживления” – это особая эмоциональ но-двигательная реакция ребенка, обращенная к взрослому. Ребенок сосредоточивает взгляд на взрослом, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки.

Появление “комплекса оживления” свидетельствует о переходе ребенка на новый этап развития – младенчество.

“Комплекс оживления” важен для развития речи ребенка, его эмоций, движений, а на их основе – психического развития.

Взрослый является посредником между ребенком и окружающим его миром. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, который удовлетворяет растущую потребность малыша в разнообразных впечатлениях.

009. Младенец улыбается с первых дней жизни, но улыбка эта безадресная, чаще появляется во сне, ее называют “физиологической”.

К концу 1-2 месяца ребенок проявляет “комплекс оживления” дарит улыбку маме.

Если улыбка “узнавание” запаздывает, то следует ее вызывать. Маме следует чаще улыбаться, разговаривая с малышом, развивать его эмоциональность.

НА КАКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЫША?

ОТВЕТ. Эмоциональное развитие тесно связано с его умственным. Обычно малыш к 3 месяцам демонстрирует свои радостные чувства, а в 4 – уже громко смеется. Появляется выразительность мимики? Удовольствие, обида, удивление. В 6 месяцев возникает общение с помощью жестов.

Эмоции матери – залог эмоций и умственного развития малыша.

010. Многие родители обеспокоены тем, слышит ли их новорожденный ребенок.

ЗАКОНОМЕРНЫ ЛИ ИХ ОПАСЕНИЯ?

МОЖНО ЛИ ФОРМИРОВАТЬ РЕЧЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ БУДЕТ СЛЫШАТЬ?

ОТВЕТ. Опасения родителей закономерны: при отсутствии слуха ребенок не научится говорить, так как не будет слышать голоса, как своего, так и других людей.

При отсутствии слуха речь может быть сформирована на основе действия других анализаторных систем, позволяющих осуществлять контроль развития речи. Например, на основе тактильной, мышечно-двигательной чувствительности.

011. Кисти рук новорожденного крепко сжатые в кулачки к 2-м месяцам начинают расслабляться. Раскрытая ладонь – орган познания. Теперь ребенок может взять игрушку, которую протягивает взрослый. Он может выбрать самую интересную и заняться ею – ухватив ее, вертеть, ощупывать, подносить поближе к лицу, пробовать “на зуб”.

В ЧЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОДОБНЫХ ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА?

ОТВЕТ. Именно во время этих действий закладываются первые навыки внимания и сосредоточенности – залог будущих успехов в обучении.

Если малыша не интересуют игрушки, то надо ему помочь, иначе он будет отставать от сверстников в психологическом развитии.

Надо вовлекать его в игру, чаще разговаривать, петь песенки, читать стихи. Помогать ему развить ладонь как орган осязания, массируйте, проделывайте гимнастику с пальчиками, играйте в игры типа “сорока-сорока” и т.п.

Помните В.А.Сухомлинского, который сказал, что способности ребенка развиваются на кончиках его пальцев.

012. Маша /8 мес./ плачет. Родители считают, что она "лёгкие развивает". Они не реагируют.

ПРАВЫ ЛИ РОДИТЕЛИ?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ДЕТСКИЙ ПЛАЧ?

ОТВЕТ. В действительности детский плач-это знак родителям, что ребёнок испытывает боль / неважно какого рода/. У маленького ребёнка возможности избегать неудовольствия ограничены. Естественной реакцией "родителей в таких ситуациях является сочувствие своему ребёнку.

Но небольшие неудовольствия ребёнка побуждает его к адаптации, создаются условия для здорового развития. Стимулирует самостоятельность. Ребёнок учится справляться со своими переживаниями.

013. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РЕБЕНОК СУЩЕСТВОМ СОЦИАЛЬНЫМ С САМОГО РОЖДЕНИЯ?

ОТВЕТ. Швейцарский психолог Жан Пиаже считает, что первоначально ребенок полностью оторван от действительнос ти: его внутренний мир ограничен врожденной способностью удовлетворять свои потребности не в реальном мире, а в собственных грезах, сновидениях, переживаниях.

Отечественные психологи доказали, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого, от его действий, связанных с удовлетворением потребностей ребенка.

Отношение ребенка к действительности является с самого начала социальным ожиданием.

Вся жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы во всякой ситуации зримо и незримо присутствовал другой человек.

014. Во второй половине первого года жизни ребенка пррисходит развитие согласованной координации глаза и руки. В это время глаз учится у руки обследовать предмет. А рука совершенствуя свою обследовательскую функцию учит глаз т способствует развитию нейрофизиологических процессов, сопутствующих взаимной координации зрения и манипуляции рук.

КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТО ИМЕЕТ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА?

РЕШЕНИЕ. При согласованной работе руки и глаза сильно возрастает возможность когнитивного отраждения окружающей действительности, его свойств. Зрительное отражение ручных манипуляций усиливает процесс самосознания.

015. МОЖНО ЛИ ПРОГНОЗИРОВАТЬ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: БУДЕТ ЛИ ОН РАСТИ ПОКЛАДИСТЫМ, ОБЩИТЕЛЬНЫМ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫМ ИЛИ БУДЕТ ЧРЕЗМЕРНО ВОЗБУДИМЫМ, ВЗРЫВНЫМ, ИМПУЛЬСИВНЫМ И Т.Д.?

ОТВЕТ.Знать новорожденного, конечно, надо. Но этого не хватит для прогноза того, каково будет его поведение в разных жизненных обстоятельствах. Очень многое зависит от того, какими будут его родители как посредники ребенка с окружающим миром. Родители могут быть “легкими” (любящими, терпеливыми, спокойными), создающими в доме теплую, доброжелательную обстановку. Родители могут быть “трудными” (нервными, раздражительными, очень строгими и требователь ными), создающими в доме напряженность. Родители могут создать обстановку чрезмерной опеки во всем.

016. Мама Наташи (4 мес) все время, и на прогулке, и дома, говорит, напевает песенки.

Соседка сказала ей: “Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!”

ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОСТУПАЕТ МАМА НАТАШИ?

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ РЕБЕНКА?

ОТВЕТ. Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего ее мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас слов его будет больше, чем у того ребенка, с которым мало разговаривали в начальном периоде его развития.

017. Молодая мама говорит о том, что она мало разговаривает с трехмесячной дочкой : “Ты молчишь и она не научиться говорить”.

КАКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ РЕЧЬЮ МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА?

КАК МАМА ДОЛЖНА БЕСЕДОВАТЬ С ДОЧКОЙ?

ОТВЕТ. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший лепет ребенка а, тем интенсивнее развиваются его способности к овладению речью.

Существует два типа разговора; доставляющие удовольствие малышу . В 1-м: взрослый как бы говорит сам собой, осуждая что делает сейчас для ребенка (“Вот мама наливает в бутылочку молоко …”). Во 2-м: взрослый реагирует на то, что делает ребенок (“Ты ударила по воде, смотри водичка разлетается…”).

Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на неё, лепечет, смеётся –надо продолжать говорить.

Когда ребенок гулит или лепечет, надо стараться отвечать ему– повторять те же звуки, выражая своё понимание (“Я поняла– тебе нравиться так сидеть”).

Можно играть со словами– что бы ребенку нужно было что-то сделать, когда он услышит определённые слова (“Пол тели– полетели, на головку сели!”).

Чаще надо декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекает внимание ребенка.

018. Психологи рекомендуют младенца с раннего возраста чаще брать на руки так, чтобы он мог видеть лицо говорящего с ним взрослого.

ЧТО ЭТО ДАЕТ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА?

ОТВЕТ. Взрослый должен выяснить, как смотрит младенец на взрослого: сосредоточенно, изучающе, с готовностью ли идет на контакт “глаза в глаза”. Это будет развивать ориентировочную реакцию младенца. К 6 месяцам он, уже сидя на руках, будет оглядывать все вокруг глазами, полными удивления и восторга. А взрослый должен показывать ему различные предметы, рассказывая о них.

Если у ребенка нет зрительного контакта со взрослым, взгляд безразличный, “пустой”, то это повод обратиться к невропатологу.

019. Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

ПОЧЕМУ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?

ОТВЕТ. При встрече с необычным, новым в непривычной ситуации у малыша может возникнуть острое тревожное состояние. Оно может быть вызвано форменной фуражкой, вуалеткой, закрывающей лицо, и т.д. В незнакомой или неопределенной ситуации ребенка также охватывает сильное волнение, он начинает плакать.

020. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ И В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СТИ ДЕТИ ОВЛАДЕВАЮТ ПРЕДМЕТНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ?

Наши рекомендации