Влияние педагога на учебную группу и личность учащихся

Успешное выполнение педагогом своих функций — необходи­мое условие формирования ученического коллектива, становле­ния личности школьников, подготовки их к последующей са­мостоятельной взрослой жизни. При этом педагог должен по­стоянно совершенствовать применяемые методы воздействия, развития и стимулирования саморазвития учащихся.

Влияние, оказываемое учителем на учащихся, может быть различным как по своему характеру, так и по направленности. Можно выделить: целенаправленное и нецеленаправленное влияние педагога.Целенаправленноевлияние — результат специ­ально организованного педагогом воздействия. Такое влияние носит осознанный, преднамеренный, запланированный харак­тер. Нецеленаправленноевлияние — это неосознанное, незапла­нированное учителем влияние на учащихся, которое может быть как позитивным, так и негативным.

Учитель в процессе своего взаимодействия и общения с учащи­мися ненамеренно и преднамеренно продолжает себя в них, осуществляя значимые для школьников преобразования их лич­ностных смыслов, мотивов, поведения .

Различают несколько стилей педагогического руководства учащимися.

1. Авторитарный. При таком стиле руководства учитель сам решает все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каж­дую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок; строго контролирует решение любой задачи и субъективно оце­нивает достигнутые результаты. Этот стиль руководства являет­ся средством реализации тактик диктата и опеки, и в случае противодействия школьников властному давлению учителя, ве­дет к конфронтации.

2. Попустительский (анархический, игнорирующий). Такой стиль руководства характеризуется стремлением педагога не брать на себя ответственность. Формально выполняя свои обя­занности, учитель, применяющий подобный стиль, пытается са­моустраниться от руководства коллективом школьников, избе­гает роли воспитателя, ограничивается выполнением лишь пре­подавательской функции. Указанный стиль руководства являет­ся средством реализации тактики невмешательства, в основе которой лежит равнодушие и незаинтересованность проблемами школьной жизни.

3. Демократический стиль. При этом стиле руководства учи­тель ориентирован на развитие активности учащихся, привлече­ние каждого у решению общих задач. Основу управления в дан­ном случае составляет опора на коллектив класса. Демократиче­ский стиль руководства учащимися — единственно возможный способ организации реального сотрудничества педагога и школьников.

Социально-психологические характеристики педагогическо­го коллектива во многом определяются тем, как учитываются в организации его деятельности эти специфические особенности.

Важнейшей интегральной социально-психологической ха­рактеристикой учебного педагогического коллектива является сплоченность. Она проявляется в следующем:

1. согласованности функционально-ролевых ожиданий;

2. ценностно-ориентационном единстве;

3. коллективистской идентификации;

4. адекватном возложении ответственности при успехах и не­удачах совместной деятельности.


Согласованность функционально-ролевых ожиданий (СФРО) — это сходство представлений о том, что и в какой последовательно­сти должен делать каждый из членов группы при реализации об­щей для всех цели.Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) — единство ус­тановок и ценностных ориентаций сотрудников школы. Это — сближение оценок и позиций в вопросах, значимых для жизни коллектива в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам деятельности. К достижению ценностно-ориентаци- онного единства группа приходит в результате активной совме­стной деятельности.

Ценностно-ориентационное единство проявляется, в частно­сти, в фактах опосредствования индивидуальной деятельности педагогов ценностным содержанием предмета их совместной деятельности — учащихся.

Совместная работа в хорошем учебно-воспитательном кол­лективе предполагает, что взаимоотношения, возникающие в педагогическом процессе, опосредствованы целями, организа­цией и ценностями учебно-воспитательной деятельности.

Важным условием поддержания здорового психологического климата в педагогическом коллективе является согласованность позиций учителей в отношении значимости для учащихся каж­дого предмета, представленного в учебном плане школы.

Коллективистская идентификация (КИ) предполагает отно­шение учителя к своим коллегам, как к самому себе, строящее­ся на высоких нравственных принципах. Такая идентификация лежит в основе гуманных отношений в учительской среде, явле­ний взаимопомощи, товарищеской солидарности. Она обнару­живается не только в условиях профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни

51. Факторы асоциального поведения. Психологическая характеристика асоциальных группировок.

В основе социально-негативного отклоняющегося поведения человека лежат результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения. Это проявляется в отрицательной направленности личности (интересах, потребностях, мотивах, целях, идеалах), негативных привычках и вызванных ими положительных чувствах (внутреннего удовлетворения), которые становятся регуляторами его антисоциального, аморального поведения. Необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование:

Биологический фактор

Отклонения в психическом и физиологическом развитии:

а) низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы, мозговых инфекций;

б) эмоционально обусловленные отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффектов, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательств над окружающими, деспотизма, бродяжничества и пр.;

в) физические дефекты как врожденного, так и приобретенного характера, особенно косметические дефекты лица – заячья губа, волчья пасть, дефекты ушей, носа, челюстей и др. Переживания таких детей носят порой настолько болезненный характер, что в результате возникают различные формы девиантного поведения.

Социальный фактор

Негативные факторы среды формирования личности:

а) проблемы семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет либо к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному влиянию и попустительству в процессе воспитания;

б) безнравственная обстановка в семье:пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;

в) негативные факторы семьи, семейной обстановки, способствующие формированию у ребенка, подростка отрицательное отношение к дому, семье, родителям. Это побуждает воспитанника стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне дома. В таком случае формируется категория «детей улицы», детей безнадзорных и беспризорных. г) негативные факторы средового воздействия на человека в процессе его развития (негативные увлечения в домашней обстановке, факторы улицы, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.)

д) отрицательное влияние ближайшего окружения и, прежде всего антипедагогическое поведение старших, родителей, негативное поведение сверстников и пр.

Наши рекомендации