Влияние педагога на учебную группу и личность учащихся
Успешное выполнение педагогом своих функций — необходимое условие формирования ученического коллектива, становления личности школьников, подготовки их к последующей самостоятельной взрослой жизни. При этом педагог должен постоянно совершенствовать применяемые методы воздействия, развития и стимулирования саморазвития учащихся.
Влияние, оказываемое учителем на учащихся, может быть различным как по своему характеру, так и по направленности. Можно выделить: целенаправленное и нецеленаправленное влияние педагога.Целенаправленноевлияние — результат специально организованного педагогом воздействия. Такое влияние носит осознанный, преднамеренный, запланированный характер. Нецеленаправленноевлияние — это неосознанное, незапланированное учителем влияние на учащихся, которое может быть как позитивным, так и негативным.
Учитель в процессе своего взаимодействия и общения с учащимися ненамеренно и преднамеренно продолжает себя в них, осуществляя значимые для школьников преобразования их личностных смыслов, мотивов, поведения .
Различают несколько стилей педагогического руководства учащимися.
1. Авторитарный. При таком стиле руководства учитель сам решает все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок; строго контролирует решение любой задачи и субъективно оценивает достигнутые результаты. Этот стиль руководства является средством реализации тактик диктата и опеки, и в случае противодействия школьников властному давлению учителя, ведет к конфронтации.
2. Попустительский (анархический, игнорирующий). Такой стиль руководства характеризуется стремлением педагога не брать на себя ответственность. Формально выполняя свои обязанности, учитель, применяющий подобный стиль, пытается самоустраниться от руководства коллективом школьников, избегает роли воспитателя, ограничивается выполнением лишь преподавательской функции. Указанный стиль руководства является средством реализации тактики невмешательства, в основе которой лежит равнодушие и незаинтересованность проблемами школьной жизни.
3. Демократический стиль. При этом стиле руководства учитель ориентирован на развитие активности учащихся, привлечение каждого у решению общих задач. Основу управления в данном случае составляет опора на коллектив класса. Демократический стиль руководства учащимися — единственно возможный способ организации реального сотрудничества педагога и школьников.
Социально-психологические характеристики педагогического коллектива во многом определяются тем, как учитываются в организации его деятельности эти специфические особенности.
Важнейшей интегральной социально-психологической характеристикой учебного педагогического коллектива является сплоченность. Она проявляется в следующем:
1. согласованности функционально-ролевых ожиданий;
2. ценностно-ориентационном единстве;
3. коллективистской идентификации;
4. адекватном возложении ответственности при успехах и неудачах совместной деятельности.
Согласованность функционально-ролевых ожиданий (СФРО) — это сходство представлений о том, что и в какой последовательности должен делать каждый из членов группы при реализации общей для всех цели.Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) — единство установок и ценностных ориентаций сотрудников школы. Это — сближение оценок и позиций в вопросах, значимых для жизни коллектива в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам деятельности. К достижению ценностно-ориентаци- онного единства группа приходит в результате активной совместной деятельности.
Ценностно-ориентационное единство проявляется, в частности, в фактах опосредствования индивидуальной деятельности педагогов ценностным содержанием предмета их совместной деятельности — учащихся.
Совместная работа в хорошем учебно-воспитательном коллективе предполагает, что взаимоотношения, возникающие в педагогическом процессе, опосредствованы целями, организацией и ценностями учебно-воспитательной деятельности.
Важным условием поддержания здорового психологического климата в педагогическом коллективе является согласованность позиций учителей в отношении значимости для учащихся каждого предмета, представленного в учебном плане школы.
Коллективистская идентификация (КИ) предполагает отношение учителя к своим коллегам, как к самому себе, строящееся на высоких нравственных принципах. Такая идентификация лежит в основе гуманных отношений в учительской среде, явлений взаимопомощи, товарищеской солидарности. Она обнаруживается не только в условиях профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни
51. Факторы асоциального поведения. Психологическая характеристика асоциальных группировок.
В основе социально-негативного отклоняющегося поведения человека лежат результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения. Это проявляется в отрицательной направленности личности (интересах, потребностях, мотивах, целях, идеалах), негативных привычках и вызванных ими положительных чувствах (внутреннего удовлетворения), которые становятся регуляторами его антисоциального, аморального поведения. Необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование:
Биологический фактор
Отклонения в психическом и физиологическом развитии:
а) низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы, мозговых инфекций;
б) эмоционально обусловленные отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффектов, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательств над окружающими, деспотизма, бродяжничества и пр.;
в) физические дефекты как врожденного, так и приобретенного характера, особенно косметические дефекты лица – заячья губа, волчья пасть, дефекты ушей, носа, челюстей и др. Переживания таких детей носят порой настолько болезненный характер, что в результате возникают различные формы девиантного поведения.
Социальный фактор
Негативные факторы среды формирования личности:
а) проблемы семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет либо к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному влиянию и попустительству в процессе воспитания;
б) безнравственная обстановка в семье:пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;
в) негативные факторы семьи, семейной обстановки, способствующие формированию у ребенка, подростка отрицательное отношение к дому, семье, родителям. Это побуждает воспитанника стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне дома. В таком случае формируется категория «детей улицы», детей безнадзорных и беспризорных. г) негативные факторы средового воздействия на человека в процессе его развития (негативные увлечения в домашней обстановке, факторы улицы, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.)
д) отрицательное влияние ближайшего окружения и, прежде всего антипедагогическое поведение старших, родителей, негативное поведение сверстников и пр.