Влияние установки в процессе мышления

Цель: выяснить влияние установки на способ решения задач.

Значительная часть методик, используемых для изучения мышления, определяемого как процесс решения задач, представляет собой выяснение условий, способствующих или препятствующих быстрому нахождению правильного решения задач. В качестве условий, определяющих адекватность осуществления процесса решения задач, могут выступать такие психологические факторы,

- как наличие мотивации определенного уровня;

- актуализация данных прошлого опыта;

- уже имеющиеся знания для решения поставленной конкретной задачи;

- влияние направленности или «установки» и ряд других.

Влияние установки на способ решения задач является другим аспектом вопроса об использовании прошлого опыта при решении задач. Возникновение у субъекта определенной направленности или установки может приводить к быстрому нахождению решения задачи в случае адекватности установки данным условиям и, наоборот, может затруднить решение задачи в случае неадекватности установки условиям задачи. Сковывающее влияние неадекватной направленности было описано в ряде исследований (Н. Майер, К. Дункер, А. Лачинс и др.)

Практическая часть. Для определения влияния установки в процессе мышления испытуемым предъявляются для решения десять задач, рядом с которыми они должны написать их решение.

Например: Даны три сосуда - 30, 12 и 8 л. Как отмерить ровно 10 л воды? Ответ: 30 - 12 - 8 = 10.

Особое внимание испытуемых нужно обратить на то,

1) что задачи решаются последовательно с первой по десятую, не перепрыгивая и не пропуская задачи;

2) решение задачи записывается цифрами в виде математического примера;

3) разрешено использовать один и тот же сосуд несколько раз;

4) для решения задачи не обязательно использовать все три сосуда;

5) при решении задач используются только два математических решения: сложение и вычитание. Ни в коем случае нельзя умножать или делить.

На решение каждой задачи отводится две минуты. По истечении времени испытуемым предлагается перейти к решению следующей задачи.

Номер вопроса Условие задачи Решение задачи Балл
  Даны три сосуда - 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?    
  Даны три сосуда - 37, 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?    
  Даны три сосуда - 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л воды?    
  Даны три сосуда - 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?    
  Даны три сосуда - 29, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л воды?    
  Даны три сосуда - 28, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л воды?    
  Даны три сосуда - 26, 10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?    
  Даны три сосуда - 27, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л воды?    
  Даны три сосуда - 30, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 15 л воды?    
  Даны три сосуда - 28, 7 и 5 л. Как отмерить ровно 12 л воды?    

Экспериментатор включает секундомер и дает две минуты на решение задачи № 1. Испытуемые молча решают задачу и записывают способ решения. Точно так же проводится решение последующих задач. Обработка выполненного задания и анализ полученных результатов. Следует определить случаи применения испытуемыми при решении задач № 6 - 10 того же способа решения, который они применяли для задач № 1 - 5. Каждый однотипный способ решения задачи равен 1 баллу. Полученные результат экспериментатор заносит в итоговый опросный лист группы. Определяются средние значения для девушек, парней и всей группы.

Ситуационный пример. Два автомобиля стоят на перекрестке друг за другом. Загорается желтый сигнал светофора, и лидер сразу начинает движение. На следующем перекрестке ситуация повторяется. На третьем перекрестке водитель второго автомобиля предполагает, что лидер опять начнет движение на желтом сигнале светофора. Когда загорается желтый сигнал - водитель второго автомобиля трогается, а лидер остается на месте. Происходит авария.

Наши рекомендации