Тактические приёмы, использующиеся при допросе несовершеннолетнего обвиняемого
Аннотация: в своей работе мы рассматриваем тактические приёмы допроса несовершеннолетнего обвиняемого, его особенности с научной, правовой, и психологической точки зрения. Озвучиваем и предлагаем решение актуальных проблем. Проводим различие между криминалистическим, тактико-криминалистическим и техническим приёмами.
Ключевые слова: тактические приёмы, допрос, несовершеннолетний, криминалистический приём, тактико-криминалистический приём, технический приём, психология.
Для полного рассмотрения вопроса, считаем необходимым прежде всего раскрыть такие понятия, как криминалистический приём и тактико-криминалистический приём.
Криминалистический прием – это наиболее рациональный и эффективный способ действий или наиболее целесообразная линия поведения при собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств и предотвращении преступлений.
Тактико-криминалистический прием – это прием подготовки и проведения отдельных следственных действий.[79]
В практике расследования преступлений наибольшую трудность представляет тактическая сторона допроса несовершеннолетнего подозреваемого; ошибки следователями допускаются чаще всего именно при применении соответствующих рекомендаций следственной тактики[80].
Закон не даёт определение тактических приёмов, не даёт он и их исчерпывающий перечень. Но это не значит, что в законе данный вопрос не регулируется вовсе.
Согласно ч. 4 ст. 164 УПК РФ, запрещено применение насилия, угроз и иных незаконных мер при производстве следственных действий. Ключевым здесь является словосочетание «незаконных мер», так, например, предупреждение об ответственности за дачу ложных показаний угрозой являться не будет. Также, в ст. 73 УПК РФ, устанавливается запрет на получение показаний незаконным способом.
Помимо указанных норм, данные положения закрепляются и «Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» 1984 г.
УПК РФ лишь регулирует приёмы допроса с формальной внешней стороны, внутренним практическим содержанием же их наполняет следователь.
Итак, что же такое тактический приём?
Е.О. Москвин определяет тактический приём как рациональный и допустимый (т.е. законный, научно-обоснованный, обладающий избирательностью воздействия и этичностью) способ действия, свободно избираемый субъектом криминалистической тактики в зависимости от особенностей следственной ситуации, направленный на преодоление противодействия со стороны лиц, имеющие иные, чем у них, интересы[81].
Это общее определение тактического приёма.
И.А. Макаренко называет, что следует понимать под тактическим приёмом, использующемся при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, где тактический приём понимается, как не противоречащий закону и нравственным принципам, научно и практически обоснованный принцип воздействия следователя на несовершеннолетнего обвиняемого, применяемый с учётом возрастных и психологических свойств подростка, для установления с ним психологического контакта и получения правдивых показаний по существу предъявляемого обвинения.[82]
Тактические приёмы можно систематизировать в зависимости от стадий допроса на:
а) тактические приёмы, направленные на подготовку к допросу;
Это допрос свидетелей (потерпевших) и обвиняемых (подозреваемых), при подготовке к их допросу применимы многие общие тактические положения. Надлежащая подготовка позволит провести допрос целенаправленно, определить его предмет, выяснить, какие именно обстоятельства, факты могут быть известны допрашиваемому, уточнить данные о его личности, возможную позицию, наметить заранее рациональную линию поведения, необходимые вопросы и тактические приемы.[83]
К особенностям, определяющим специфику допроса несовершеннолетних, относятся:меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.
Помимо этого необходимо узнать, и учитывать личные особенности допрашиваемого, а именно: его темперамент (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик, к последнему, например, т.к. это достаточно взрывной темперамент, можно использовать такой приём, как провокация, и создание словесных логических цепочек), внушаемость несовершеннолетнего, стрессоустойчивость, наличие пограничных психических состояний (те состояния, что между патологией и нормой (реактивные, депрессивно-психогенные, др.), особенность окружения допрашиваемого (семья, друзья, школа, кружки), его жизненные цели, мотивы, есть ли у него психологический доминант среди окружения, свойственны ли для него фрустрации и т.д. На практике, к сожалению, следователю практически никогда не удаётся настолько подробно исследовать личность несовершеннолетнего допрашиваемого. Связи с этим предлагаем создать орган предварительного следствия, в который входили бы психологи, специализирующиеся на несовершеннолетних, занимающиеся решением этих проблем.
б) тактические приёмы, направленные на получение показаний несовершеннолетнего обвиняемого во время допроса[84].
После всей проведённой работы при подготовке, допрос начинается предложением рассказать все, что известно об обстоятельствах, в связи с которыми на него пало подозрение в совершении преступления; после свободного рассказа следователь может задать несовершеннолетнему вопросы. Наводящие вопросы не допускаются. Установить контакт с несовершеннолетним следователю помогает наличие законных представителей несовершеннолетнего обвиняемого, т.к. несовершеннолетний подозреваемый обычно испытывает сильное волнение при допросе, присутствие близкого ему человека помогает успокоиться, снять напряжение.
Согласно ч. 1 ст. 426 УПК РФ, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.
Но следователю необходимо учитывать при этом следующие возможные проблемы, связанные с присутствием законных представителей при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, которые способны привести к тактическому фиаско:
1) Сафин Н.Ш. утверждает, что следует признать тактически нецелесообразным приглашение на допрос законных представителей несовершеннолетнего обвиняемого, когда они не пользуются авторитетом у несовершеннолетнего (не принимают участия в его воспитании, пьянствуют, совершают хищения).
2) К этому мы бы в своей работе хотели предложить ещё пункт. Необходимо обращать внимание не только на нравственный облик законного представителя, т.к. он не всегда способен отразить действительное отношение несовершеннолетнего к законному представителю. Можно, конечно, спросить самого несовершеннолетнего, как он относится к тому или иному законному представителю, но несовершеннолетние могут солгать, или не осознавать влияние на них данных лиц. Поэтому считаем необходимым следователю обращать внимание на то, как ведёт себя несовершеннолетний рядом с законным представителем, и на то, как ведёт себя этот законный представитель. Например, он может давить на допрашиваемого (пример: «-Ах, если это ты украл, я тебе дома дам такого ремня, чтобы навсегда отбить охоту!»), строить его мнение (Пример, «-Но ты же не мог, ты же такой хороший, это Васька всё сделал? Хулиган. Скажи же. У него отец пьющий, да и судимый!»). Так же, при некоторых законных представителях допрашиваемый несовершеннолетний может просто отказаться говорить, или говорить правду. В таком случае рекомендуется применять приемы, основанные на разъяснении этому лицу всей неблагоприятности последствий занятой им позиции. Полезно умышленно вызвать возражения со стороны допрашиваемого, что может побудить его занять активную защитную позицию, для чего ему придется дать показания. Назначение этого приема состоит в том, чтобы вызвать у допрашиваемого стремление вести логические рассуждения.
Помимо этого, следует иметь ввиду, что несовершеннолетний допрашиваемый может оговорить себя.
Признаками самооговора являются: обилие противоречий между отдельными частями показаний, между сведениями, которые обвиняемый сообщал в разное время; наличие в показаниях неправдоподобных деталей; совпадение показаний обвиняемого со слухами, которые циркулировали в данном населенном пункте в связи с обнаруженным преступлением, и т.п.
При наличии признаков самооговора следователю необходимо: детально изучить материалы уголовного дела, содержащие данные о личности обвиняемого, особенно о его волевых качествах (темперамент, внушаемость, упрямство, трусость и т.п.) и возможных расстройствах психики; проверить, не было ли на него оказано физическое или психическое воздействие для склонения к самооговору (допросить лиц, принимавших участие в предыдущих следственных действиях, когда обвиняемый признал себя виновным); принять меры к установлению возможных соучастников преступления и лиц, которые могли оказать на обвиняемого воздействие; произвести его повторный допрос, применив тактические приемы, направленные на проверку достоверности получаемых показаний (изменить последовательность выяснения обстоятельств, о которых обвиняемый уже был допрошен, что вынудит его отступить от стереотипов); акцентировать внимание на выяснении фактов, которые в показаниях не затрагивались (хотя по логике вещей он должен был знать о них) либо излагались схематично, противоречиво и т.п.
В зависимости от типичных следственных ситуаций, складывающихся к моменту предъявления обвинения несовершеннолетнему, тактические приёмы классифицируются на:
а) тактические приёмы, направленные на установление психологического контакта;
Под психологическим контактом следует понимать наличие особой психологической атмосферы, заключающейся в готовности следователя и несовершеннолетнего обвиняемого к общению.
Установление психологического контакта следователя с несовершеннолетним обвиняемым и его поддержание во время допроса зависит: 1) от организационных мероприятий, проведенных при подготовке к допросу и непосредственно во время допроса; 2) от профессиональных и нравственно-психологических качеств следователя; 3) от личностных качеств несовершеннолетнего и глубины его социальной запущенности; 4) от готовности несовершеннолетнего к общению со следователем.
б) тактические приёмы, направленные на детализацию показаний;
в) тактические приёмы, направленные на преодоление умалчивания существенных обстоятельств дела;
г) тактические приёмы, направленные на преодоление ложных показаний.
Установление психологического контакта следователя с несовершеннолетним обвиняемым и поддержание его во время допроса зависит: 1) от организационных мер, проведённых при подготовке к допросу и непосредственно во время допроса; 2) от профессиональных, нравственно-психологических качеств следователя; 3) от личностных качеств несовершеннолетнего обвиняемого и глубины его социальной запущенности; 4) от готовности несовершеннолетнего обвиняемого к общению и восприятию информации, исходящей от следователя[85].
Тактические приёмы необходимо отличать от технических приёмов, т.е. технических средств фиксации.
Согласно ч. 6 ст.164 УПК РФ, при производстве следственных действий могут применяться технические средства.
Согласно ч. 2 ст. 166 УПК РФ, протокол (в том числе и допроса) может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись.
Сами по себе технические приёмы могут являться тактическими приёмами, но не всегда, так как их использование может помешать выяснению объективных обстоятельств у допрашиваемого несовершеннолетнего, а именно, несовершеннолетний может зажаться, вести себя скованно, вследствие чего говорить не всё, а лишь выборочную, выгодную ему, или тому, кого он боится, информацию, или перестать говорить вовсе.
Итак, тактический приём при допросе несовершеннолетнего обвиняемого – это принцип воздействия следователя на несовершеннолетнего обвиняемого во время подготовки, и проведения допроса. Применяется он для установления психологического контакта с допрашиваемым обвиняемым, и для получения правдивых, непротиворечивых показаний по существу предъявляемого обвинения.
Список литературы:
1. УПК РФ;
2. Сафин Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве «(процессуальный и криминалистический аспекты проблемы)». Казань: изд-во Казанского университета, 1990. 160 с.
3. Москвин Е.О. Тактический приём. – М.: изд-во «Юрлитинформ»,2006. 84 с.
4. Макаренко И.А. Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого: Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 : Уфа, 1998 РГБ ОД, 61:99-12/160-X. 25 с.
5. Под ред. проф. Герасимова И.Ф. и проф. Драпкина Л.Я Криминалистика М.: Высшая школа, 2000. 288 с.
6. Криминалистическая энциклопедия. - М.: Мегатрон XXI. Белкин Р. С.98. 2000.
Кудлай Ю.
студентка 4 курса, группы С6404 Юридической школы
Дальневосточного Федерального университета
Научный руководитель: Заровнева Галина Степановна
профессор кафедры правосудия, прокурорского надзора и криминалистики
Дальневосточного Федерального Университета