Глава 4. Обратная связь и ее функции в коммуникации
Кстати! Штерш дАятржря
Предыдущее упражнение, «Фотография группы», является по сути переходным заданием от главы 3 к настоящей, посвященной проблеме обратной связи в тренинге.
Мы живем, постоянно получая обратную связь от окружающих (как на меня посмотрели, что и каким тоном сказали, пригласили или отвергли, улыбнулись или скорчили гримасу, «учили жить» и критиковали либо давали мудрые советы и успокаивающе ободряли...). С другой стороны, мы сами постоянно даем обратную связь окружающим нас людям. Опять-таки, не всегда в вербальном выражении, ведь то, как мы одеваемся перед встречей с тем или иным человеком, наши жесты и мимика лица не менее важны, чем то, как и что мы говорим визави.
Наши будни просто пронизаны сотнями явных и скрытых обратных связей. Часть из них так или иначе влияют на наши мысли, решения, настроения, поступки, а часть так и остается втуне: непрочитанные, неучтенные, незамеченные, неугаданные, как чей-то секретный код.
Тренинг без обратной связи теряет смысл. Без нее он превращается в набор малозначащих игр, более или менее захватывающих упражнений, но не более того.
Продуманная, конструктивная, умело поданная обратная связь (фидбек — англ.) «отзер-каливают» участнику тренинговой группы то, как он воспринимается окружением.
Обратная связь — это не только критика, хотя многие остерегаются обратной связи, подозревая, что этот термин — интеллигентское наименование, синоним жесткого «разбора полетов», нелицеприятного разговора.
Те, кто боятся давать обратную связь,рискуют навсегда остаться непонятыми окружающими их людьми и протаскать всю жизнь тонну камней за пазухой. Такая тактика непродуктивна и вредна для здоровья как психического (стрессы, готовность к обиде, синдром непонятого), так и физического (сердечные, желудочно-кишечные и другие проблемы).
Те, кто боятся принять обратную связь, пряча опасения за напускным безразличием, цинизмом или за реально «запирающими» стеснительностью и блоками общения, лишают себя ощущения причастности к кругу общения, к другим людям. Их проблемы так и остаются непроработанными, а иногда попросту и незнакомыми для самих же субъектов. Не зная, плох ты или хорош,трудно поверить в себя, непросто повысить хотя бы в своих же глазах собственную значимость, почти невозможно усовершенствоваться, скорректировать что-то, чтобы стать, по толстовскому выражению, «вполне хорошим»...
Итак, обратная связь, или фидбек, — дело нужное, полезное, раскрывающие горизонты самопознания и познания других, стимулирующее творческое мышление, помогающее комфортному и взаимообогащающему общению.
Упражнения и игры, предлагаемые в данной главе, помогут тренеру организовать в группе взаимодействие по приему и даче обратной связи, причем дадут возможность сделать это в форме непугающей, щадящей, порой — закамуфлированной, чтобы приучить тренинговую группу к необходимости фидбека.
Дружеская пародия
Цели:
• передать и получить обратную связь, которая касается типичных невербальных проявлений в общении;
• развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации;
• обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе общения;
• способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации внимания на партнере.
Размер группы: оптимальный размер группы -12-15 человек, иначе упражнение может затянуться. Ресурсы: стулья для всех участников группы. Время: 10-20 мин.
Ход упражнения
Мы провели вместе уже достаточно много времени. Надеюсь, что доверительные дружеские отношения, сложившиеся между вами, позволят с улыбкой и пользой провести следующую игру. Называется она «Дружеская пародия». Пародия — потому что вам придется продемонстрировать группе характерные невербальные знаки, привычки, штампы, которые удалось подсмотреть у своих товарищей. Группа же после вашего показа должна будет назвать человека, кому пародия адресована. Ну, а слово «дружеская» подчеркивает очень важный элемент игры: пародия на товарища по группе — это улыбка, а не саркастический смех, это уважительное указание на штампы поведения, которые, возможно, трудно определить самому, без подсказки.
Посмотрите на товарищей по группе, выберите объект для пародии и подготовьтесь к показу. Через 10 мин. я приглашаю всех собраться для показа заданий.
Завершение: обсуждение игры.
Проверяем, насколько наблюдательны и артистичны были участники игры. Удалось ли им не обидеть друг друга? Осталась ли пародия дружеской шуткой или кто-то воспринял ее с обидой. Почему?
Не дыши в затылок
Помните: лучшее, что вы можете сделать, находясь за спиной человека, это ласково потрепать его по плечу.
3. Зиглар. Умение добиваться успеха
Цели:
• интенсифицировать внимание на партнере;
• дать возможность посмотреть на себя со стороны, глазами товарищей, скорректировать привычное отношение к самому себе.
Размеры группы: нет ограничений.
Ресурсы не требуются.
Время: 20-30 мин.
Ход игры
Всегда интересно взглянуть на себя со стороны глазами окружающих. Называется это — получить обратную связь — оценку, комментарии, отношения, связанные с нашими поступками, взглядами, словами, с нашим внешним видом, в конце концов. Эту обратную связь, или фидбек (от англ. feedback) можно получить в любом виде: устном, письменном, вербальном, невербальном и т.д.
Сейчас мы попробуем посмотреть на себя глазами товарищей и получить некую бессловесную дружескую обратную связь.
Кто готов первым рискнуть? Аплодисментами встречаем самого смелого!
Теперь — о правилах игры. Наш ведущий игрок становится посередине комнаты. Перед ним — два участника тренинга, которые будут выполнять роль зерка-
*Авторская разработка игры — Г. И. Марасанов. См.: Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг.
ла. Ведущий может сам выбрать двух человек, на контакт и взаимопонимание с которыми он рассчитывает и которые, по его мнению, обладают неплохими артистическими способностями и навыками невербальной коммуникации. Следующий этап: ведущий закрывает глаза, а в это время за его спиной появляется кто-то из членов группы, на которого я укажу. Он-то и будет «дышать в затылок», попросту говоря — действовать за спиной нашего ведущего. Когда этот неопознанный игрок займет стартовую позицию за спиной у ведущего, тот сможет открыть глаза и попытаться определить, кто же находится за его спиной. Для этого ведущий должен смотреть на «зеркало», а два актера будут мимически и пантомимически изображать человека, находящегося позади, — что его характеризует, как он выглядит, что он делает в данную минуту… Если они работают успешно и тайный игрок опознан, то на роль ведущего приглашается следующий участник. В случае ошибки ведущий вправе заменить одного из «зеркала», тогда на освободившееся место заступает бывший тайный игрок.
Завершение
Обсуждаем, как воспринимали себя тайные игроки, видя свое отражение в «живом зеркале». Какие особенности поведения, характера, внешности товарищей бросались в глаза при показе, какие стали неожиданным открытием?
Хорошо бы до начала следующего упражнения предложить участникам группы поделиться мыслями, сомнениями, опасениями по поводу получения обратной связи.
Почему бы, например, не предложить им для снятия напряжения позитивный мозговой штурм — найти и записать на доске или флип-чарте хотя бы 5 при-
чин для того, чтобы быть готовым получить от товарищей по группе или других людей обратную связь.
Если задание вызовет затруднения, стоит обратиться за помощью к соображениям Сью Бишоп — сертифицированному тренеру-консультанту, автору учебных тренингов в условиях организационных изменений и развития.
ЗйУ\1ЛСК1Л НИ М(МЯХ
Бишоп Сью. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.
«Преимущества обратной связи можно взять из семейных, социальных и профессиональных ситуаций. Среди них возможны следующие:
* Повышение самооценки.
* Возможность узнать о том, как улучшить собственную эффективность.
* Изучение мнения других о сильных сторонах своей личности.
* Получение мнения других о своих недостатках и слабостях.
* Подтверждение правильности того, чем занимается человек.
* Оценка сфер, требующих улучшения.
* Проверка того, совпадает ли восприятие человеком самого себя с восприятием его окружающими.
* Изучение альтернативных способов поведения.
* Определение того, какие установки могут нуждаться в совершенствовании.
* Переоценка того образа, который человек транслирует другим» (с. 115-116).
И еще…
«Оставляйте другому человеку свободу выбора. Каждый человек имеет право принять или отвергнуть обратную связь, право самому оценивать свое поведение и право защищать свои права. Решение следовать вашим советам или не следовать им принимаете не вы.
Не требуйте изменений. Вы не должны навязывать другому человеку свои мнения, установки или убеждения… Грамотная, конструктивная обратная связь предоставляет людям новую информацию о них самих. Если они захотят, они могут принять ее к сведению и в дальнейшем действовать в соответствии с ней.
Сосредоточьтесь на поведении. Целью критики должно стать поведение человека, а не он сам.
Понимание. Следите за тем, правильно ли вас понимает собеседник.
Изменения. Отдавайте себе отчет в том, что после вашей обратной связи ничего может и не измениться. Также помните о том, что изменения могут произойти. Как бы профессионально вы ни излагали критические замечания, всегда остается возможность того, что ваш собеседник почувствует боль или раздражение и в результате этого изменятся ваши отношения. Вам необходимо взвешивать все «за» и «против», связанные с отказом от предоставления обратной связи…» (с. 122-123).
Разговор начистоту
Цели:
• помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
• способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости;
• дать возможность каждому члену группы потренироваться в ответственном отношении к другим людям, их словам и поступкам, чертам их личности;
• обеспечить каждому участнику тренинга возможность получения индивидуальной и групповой оценки его личности, а также дать ему возможность обратной связи с группой.
Размер группы: желательно не слишком большой, позволяющий сохранить доверительный характер упражнения. Лучше — до 20 человек.
Ресурсы: листы бумаги, булавки, ручки для каждого участника тренинга.
Время: до часа.
Ход упражнения
Это задание заимствовано из книги Н. И. Козлова «Формула личности» (СПб.: Питер, 1999).
Мы вместе уже довольно длительный срок, и это дало вам возможность узнать друг друга и проявить себя. Для человека, на мой взгляд, характерно любопытство: «А как меня воспринимают другие?» Так как все вы — участники тренинга коммуникации, то и вопрос, который мы обсудим, — «Каков я в отношении с другими?»
Для начала каждый напишет на листке свои положительные и отрицательные качества, которые проявляются в межличностном общении. Две эти колонки вам необходимо составить за 5 мин.
Итак, перед каждым — его видение самого себя. Скажем так: коммуникативный автопортрет. Второй этап упражнения позволит нам сравнить собственное представление о себе с тем, как мы выглядим в глазах других.
Возьмите, пожалуйста, еще по одному чистому листу. Его вы прикрепите себе на спину с помощью булавки. Этот лист будут заполнять ваши товарищи. Если вы хотите, чтобы вам говорили исключительно о ваших положительных качествах, то нарисуйте в верхнем углу листа солнышко. Так вы обозначите для окружающих свое пожелание стать обладателем коллекции комплиментов. В том случае, если у вас по какой-то причине есть необходимость устроить разговор «по гамбургскому счету» — без скидок на личности и обстоятельства, начистоту, если вы не боитесь критики, то нарисуйте в углу листа тучу и молнию. И наконец, если вам интересно узнать о себе и плохое, и хорошее, то нарисуйте в углу листа вопросительные знаки. Теперь попросите товарищей закрепить подготовленный вами чистый лист у вас на спине. На груди повесьте лист, в котором вы произвели самооценку. Готово?
Мы начинаем! Вы можете свободно передвигаться по комнате, встречаться с товарищами по группе, читать «листы самооценки», реагировать (но коротко!) на прочитанные «автооценки» записями на листах, закрепленных на спинах игроков. Не торопитесь выносить приговор, всмотритесь в партнера, вспомните, каков он в действительности в межличностных отношениях. Будьте ответственны за свои слова.
Упражнение проходит под негромкую музыку. Когда тренер заметит, что большинство встреч уже произошло, что упражнение теряет ритм, снижается интерес участников к процессу общения, он сделает музыку громче, обозначая тем самым скорый финал.
Завершение
Группа рассаживается в круг. Тренер предлагает желающим прочесть материал, накопившийся на их «заспинных» листах. Тот, кто не готов познакомить группу со всем написанным, может процитировать лишь избранные замечания своих коллег. Можно на этом этапе дать участникам возможность обратиться к товарищам с тем, чтобы узнать авторство тех или иных оценок, уточнить смысл записей и т. д.
Психологическая дистанция
Цели:
• экспериментальным путем проверить и показать участникам тренинга субъективное значение термина «психологическая дистанция» и его важность в коммуникации;
• помочь участникам тренинга сформировать/закрепить навыки самоанализа процессов общения с целью самопознания и эффективной коммуникации.
Размер группы: до 20 человек. Ресурсы не требуются. Время: 45 минут.
Ход упражнения
Однажды это упражнение провел с подростками — участниками коммуникативного тренинга — профессор Слава Погребенский. С тех пор, с его согласия, оно нередко помогает и мне разобраться в понятии «психологическая дистанция» и особенностях его восприятия разными людьми.
В этом упражнении принимает участие группа плюс один игрок — ведущий.
Ведущий выходит из комнаты. Во время его отсутствия группа распределяется на три колонны. В первой стоят те, кто считает себя наиболее психологически близким ведущему человеком. Вторую колонну составят те, кто чувствует, что находится от ведущего на средней психологической дистанции: не приближены к нему, но и не удалены. В третьей группе те, кто считает себя достаточно далеким от ведущего человеком. Каждый участник запоминает свое место.
Затем приглашаем ведущего вернуться в комнату и предлагаем ему выстроить участников группы так, как,по его мнению,они стояли в колоннах «близости» по отношению к нему.
После того, как ведущий справился со своей задачей, зададим ему несколько вопросов.
- Уверен ли ты в том, что именно эти места выбрали товарищи по отношению к тебе? В чьем месте ты наименее уверен? почему? Если необходимо, переставь этих людей в более подходящее, по твоему мнению, место. Не забудь, что ты комментируешь их, а не собственный выбор!
- Укажи на тех участников группы, в месте которых ты максимально уверен!
- Постарайся спрогнозировать точность своего ответа! Как ты считаешь, велика ли погрешность, допущенная тобой,- в сторону приближения или удаления от тебя твоих товарищей по группе?
Ну, а теперь просим членов команды вернуться к тем местам, которые они сами для себя определили в начале упражнения. Ведущий сравнивает картину со своим вариантом, своими ощущениями.
Завершение упражнения:
- Как чувствует себя ведущий/группа после окончания упражнения?
- Что запомнилось вам в ходе игры? Что понравилось? Что заставило задуматься?
- Есть ли среди участников группы те, которые считают, что мнение ведущего по их поводу обоснованно, даже если сначала их место было в другой колонне?
- Какие выводы для себя вы можете сделать после проведенного упражнения?
ЗйУШСКМ НА ПОЛЯХ
Выше мы говорили о психологической дистанции, но невозможно пройти тренинг коммуникации, не обсудив проблем территориального императива — представления о физической границе территории, которую очерчивает для себя каждый человек.
Фаст Дж. Язык тела. М.:Вече, 1995.
«Одно из ощущений, которое обретает человек генетически, является так называемое чувство пространства. В своей интереснейшей книге «Территориальный императив» Роберт Ардри проследил развитие ощущения «своей территории» от животного до человека. Для некоторых видов границы территории являются временными и меняются с каждым временем года. У других видов животных эти границы являются постоянными. Ардри утверждает в своей книге, что «ощущение территории человека является генетическим и от него невозможно избавиться». Территориальный императив у людей может быть усилен одной культурной традицией и ослаблен другой.
Вне зависимости от того, насколько ограниченным является окружающее нас пространство, у каждого из нас имеется зона или территория — та область, которую мы будем стараться сохранить от внешнего вторжения. Все эти реальности составляют основу для бессловесного общения.
У людей есть свои любимые места в поездах, любимые скамейки в парках, кресла на конференциях и т. д. Возможно, в этом проявляется потребность в территории, желание назвать место своим собственным. Может быть, эта потребность является прирожденной и всеобщей, хотя она претерпела многообразные изменения под воздействием развития общества и культуры.
Доктора Эдуарда Т. Холла, профессора антропологии Северо-Западного университета, давно интересовал вопрос о том, как человек реагирует на пространство, окружающее его, и каким образом использование им окружающего пространства является способом передачи информации другим людям. Доктор Холл создал термин «проксемика» для описания своей теории и своих наблюдений относительно территориальных зон и того, как мы их используем. Доктор Холл считает, что использование человеком пространства имеет решающее значение для человеческих взаимоотношений, и прежде всего для выяснения степени близости между людьми. Он распределил эти территориальные потребности и выделил четыре ярко выраженные зоны, внутри которых действует человек. Он назвал их зонами:
1) интимной близости;
2) личной близости;
3) социального контакта;
4) общественной дистанции.
Расстояние между людьми от одной зоны к другой возрастает по мере того, как степень близости между ними уменьшается. Расстояния в зоне интимной близости могут варьировать от максимума сближения в 15 сантиметров до минимума в 45 сантиметров. Максимальная степень сближения предполагает любовные отношения, тесную дружбу, привязанность детей друг к другу или к своим родителям.
Следующей зоной, описанной Холлом, является зона личной близости. Здесь также можно выделить два предела. Максимальный предел личной близости составляет примерно от 50 до 80 сантиметров. На этом расстоянии вы можете взять за руку своего партнера. Крайний предел зоны личной близости, по определению Холла, составляет от 80 до 130 сан-
тиметров. На этом расстоянии все труднее дотрагиваться до вашего партнера, и все же вы находитесь достаточно близко, чтобы вести дискуссию по личным вопросам.
Расстояние в социальном контакте могут быть ближними и дальними. Ближний социальный контакт составляет от 130 сантиметров до 2 метров. С такого расстояния мы ведем деловые беседы. Наибольшее расстояние составляет от двух до трех с половиной метров. У «большого начальника» может быть стол такой длины, который помогает ему отстраняться от своих подчиненных. Он может также оставаться в сидячем положении и взирать на своих подчиненных, не теряя своего социального статуса: люди стоят перед ним в полный рост. Это расстояние в то же время открывает возможность для защиты. Находясь на таком расстоянии, вы можете продолжать работу, и это не будет проявлением невежливости с вашей стороны. Муж и жена поддерживают дома вечерами такое расстояние друг от друга, чтобы отдохнуть и расслабиться. Безличный характер такого социального расстояния проявляется в том, что его соблюдают при встрече дальних членов семьи.
Наконец, доктор Холл упоминает общественную дистанцию — наиболее далекое расстояние в межличностных отношениях. Близкая общественная дистанция составляет от трех с половиной до пяти метров. Такое расстояние больше всего подходит для неформальных собраний, таких как встреча учителя со студентами или начальника со своими подчиненными. Дальняя общественная дистанция составляет семь с половиной метров и более. На таком расстоянии политические лидеры встречаются с народом. Кстати, именно на такое расстояние животные могут подпускать к себе особей другого вида прежде, чем убежать от них» (с. 28-29, 33-43).
«На основании собственных наблюдений над заключенными в медицинском центре федеральной тюрьмы доктор Огастас Ф. Кинцель создал теорию, с помощью которой можно заранее предсказать проявление насилия у людей и предотвратить их. Доктор Кинцель обнаружил, что многие из людей, виновных в насильственных нападениях, жаловались, что их жертвы «лезли к ним». Преступники нападали на людей, которые не сделали им ничего плохого, а лишь приблизились к ним. Для того, чтобы разобраться в причинах этих вспышек яростного насилия, доктор Кинцель провел эксперимент в тюрьме с пятнадцатью заключенными. Восемь из них сидели за нападения с применением насилия, а семь — за другие преступления. Заключенных просили встать в центре пустой комнаты, в то время как экспериментатор приближался к ним. Каждый из участников эксперимента должен был сказать:»Стой!», когда экспериментатор подходил к ним слишком близко. У каждого человека были установлены границы, которые доктор Кинцель назвал буферной зоной тела. Как выяснил доктор Кинцель, у осужденных за насильственные нападения размеры буферной зоны были в четыре раза больше, чем у осужденных за другие виды преступлений. У этих людей возникало ощущение паники, когда кто-либо вторгался в их телесные зоны повышенных размеров. Паника и вызванная ею реакция насилия появлялись у этих людей на таких расстояниях, которые, с точки зрения большинства людей, не свидетельствуют о вторжении в личную зону человека» (с. 70-71).
Бишоп Сью. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.
«Дистанция. Задумайтесь над следующими пунктами.
Соблюдаете ли вы определенную дистанцию, общаясь с другим человеком? Бывает ли так, что вы угрожаете чужому личному пространству и даже вторгаетесь в него? Или, наоборот, находитесь слишком далеко от собеседника, чтобы казаться дружелюбным/охотно идущим навстречу/ уверенным? Когда вы сидите или стоите, занимаете ли вы равноценное положение относительно другого человека (например, положение, когда один человек находится физически выше другого, может выглядеть как противостояние)?
Расположение в пространстве. Вы взаимодействуете с собеседником на одном уровне (например, оба сидите или оба стоите)? Если вы сидите, ваши стулья имеют сопоставимые дизайн и высоту?» (с. 82-83)
Социограмма
Цели:
• поощрить членов группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;
• развить способность анализировать информацию о человеке, особенностях его поведения и характера;
• проверить уровень открытости участников тренинга и степень их личной соотнесенности с группой.
Размер группы: желательно не очень большой. Группа от 8 до 15 человек для этого упражнения идеальна.
Ресурсы не требуются.
Время: для группы оптимальных размеров это упражнение потребует от 40 мин. до полутора часов. Многое зависит от готовности участников провести серьезную и детальную индивидуальную и групповую аналитическую работу.
Ход игры
Социограмма — это одна из техник психодрамы, точнее даже — социодрамы, когда группой отслеживаются в образной форме какие-то общие темы или проблемы. Вот и в нашем случае группе предлагается выбрать «лакмусовые» ситуации, по которым она хочет высказаться, определяя в ходе упражнения отношения каждого участника команды к остальным игрокам.
Тренер обращается к группе и просит понять, что зачастую наша оценка, наш выбор — это проявление
лишь одного субъективного взгляда на вещи. Поэтому выбор или невыбор кого-то из участников группы -это отражение субъективных пристрастий (а порой и собственных проблем) выбирающего. Необходимо понять это, чтобы видеть решения товарищей по группе в верной пропорции. Не впадать в панику и депрессию, если кто-то критически высказался в ваш адрес. Реалистично, а не в эйфории реагировать на комплименты. Относиться к высказываниям товарищей не как к приговору или хвалебной песне, а скорее как к материалу для размышления о том, как вас воспринимают окружающие и что является причиной подобного восприятия.
Для того, чтобы получить более объемную и реалистическую оценку, каждый раз у группы будут две, а то и три возможности выбора. Так что если вы не выбраны в первом круге, у вас есть возможность иного результата при повторном голосовании.
Возьмем для примера задачу: вся наша группа — коллеги по работе, один из отделов компании. Вы получили возможность выбрать себе начальника из числа коллег. Кого вы выберете?
Отвечая на поставленный вопрос, каждый должен будет подойти к своему избраннику и положить ему руку на плечо. Так вся группа выстроится в некие цепочки разной длины и степени «ветвистости». После того, как все выборы сделаны, тренер начинает расшифровку полученной социограммы.
Здесь есть свои законы: разматываем клубок от периферии к центру, которым является человек, получивший максимальное количество выборов. Количество выборов может служить индикацией максимального проявления у того или иного игрока качества, о котором идет речь.
Расшифровка заключается в том, что, подойдя к концу одной из цепочек, мы просим игрока объяснить выбранному человеку причины выбора. При этом он обращается к своему избраннику напрямую:
- Я считаю именно тебя, Борис, наиболее подходящим на эту роль. Мне важно, что ты умный и реалистичный человек. Опыт нашего участия в тренинге подсказывает также, что ты умеешь выслушать другого и тебе не свойственен эгоизм. Поэтому я и выбираю тебя начальником отдела.
Так один за одним участники группы рассказывают друг другу о причинах своего решения. Сразу вслед за первым голосованием проводим второй, а если необходимо, и третий круг.
Темы для выбора могут быть разными:
- У кого вы были бы готовы занять деньги?
- К кому вы обратились бы в сложную минуту?
- С кем вы отправились бы в путешествие?
- Кто из участников группы вас больше всего раздражает?
- Чьим соседом по дому вы хотели бы быть?
Завершение: обсуждение социограммы.
Насколько вы могли предсказать результаты выборов? Были они неожиданными для вас, когда это касалось вас самих или других участников группы?
Предложите свои варианты «лакмусовых» вопросов или ситуаций для выбора.
Библиография
1. Алдер Хери. НЛП: современные психотехнологии. — СПб: Питер, 2000.
2. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб.:Университетская книга, 1996.
3. Вердербер Р.,Вердербер К. Общение. — 11 изд. СПб.: «Прайм-Еврознак», 2003.
4. Гарратт Тед. Эффективный тренинг с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001.
5. Дерябо С, Левин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 1996.
6. Карнеги Дейл. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1989.
7. Карнеги Дейл. Как перестать беспокоиться и начать жить. М.: Судостроение, 1991.
8. Квинн Н. Вирджиния. Прикладная психология. 4-е изд. СПб.: Питер, 2000.
9. Кипнис М. Драмотерапия. (Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения). — М.: Ось-89,2002.
10. Козлов Н.И. Формула личности. СПб.:Питер, 1999.
11. Леей В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. Луганск: Глобус, 2000.
12. Леей В.Л. Нестандартный ребенок. Луганск: Глобус, 2001.
13. Морено Якоб. Психодрама. М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.
14. Оуэн Ник. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. — М.: Апрель пресс. Эксмо-пресс, 2002.
15. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
16. Фаст Дж. Язык тела. М.:Вече, 1995.
17. Фельденкрайз М. Сознание через движение. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
18. Фопелъ К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2001.
19. Хрящева Н.Ю.,Макшанов СИ. Тренинг креативности. СПб.: Ювента,1999.
20. Хухлаева О., Кирилина Т., Федорова О. Счастливый подросток. М.: Апрель Пресс. Эксмо-Пресс, 2000.
21. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель пресс. Эксмо-пресс, 2000.
Художник Коновалов Л/1.
Издательство «Ось-89» 109391, Москва, 2-й Карачаровский пр-д, 1/1. Лицензия на издательскую деятельность ИД № 01563 от 17.04.2000 г. Подписано в печать 27.01.2004 г.
Формат 70x100/32. Бумага книжно-журнальная. Заказ № 128. Печать офсетная. Физ. печ. лист. 4,0. Тираж 5000 экз.
Отпечатано в Подольской типографии ЧПК 142110, г. Подольск, Московской области, ул. Кирова, 25