Общая характеристика мышления
Тема 12
МЫШЛЕНИЕ
Общая характеристика мышления
Теории мышления
Мыслительные операции
Логические формы мышления
Виды мышления
Индивидуальные особенности и качества мышления
Активизация и нарушения процессов мышления
Общая характеристика мышления
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы. Специфика мышления состоит в следующем:
· дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;
· лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
· позволяет предвидеть будущее, оперировать возможным, планировать практическую деятельность.
Мышление является высшим познавательным процессом и в то же время присутствует во всех других процессах: в восприятии, внимании, памяти. В отличие от других познавательных процессов, мышление выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания (рис. 1).
Особенности мыслительного процесса |
Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти |
Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах развития природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира |
Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Человек всегда отражает связи и отношения между явлениями в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для конкретного наблюдаемого явления |
Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстрагирования и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме |
Мышление человека связано с практической деятельностью (человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его). В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира |
Рис. 1. Особенности мыслительного процесса
Теории мышления
Мышление – один из сложных познавательный процессов, изучение которого породило множество теорий (таблица).
Теории мышления
Теория | Сущность теории |
Ассоциативная теория (Д. Гартли, Ж.Пристли и др.) | Мышление – это связь (ассоциации) идей |
Функциональная теория (О.Зельц) | Мышление есть функционирование интеллектуальных операций, процесс имеющий этапы и операции |
Психоаналитическая теория (З. Фрейд) | Представители этого направления подчинили мышление, как и все виды познавательных процессов, мотивации (привлечение внимания к бессознательным формам мышления, изучение зависимости мышления от мотивации и потребностей человека). Мышление они связывали с бессознательной мотивацией и считали защитным механизмом |
Бихевиоризм (Дж. Уотсон) | Процесс мышления как субъективный феномен заменяется на поведение (открытое или скрытое, умственное). Мышление рассматривается как процесс формирования сложных связей между стимулом и реакцией, становления практических навыков, связанных с решением задач |
Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка) | Основа интеллекта – способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности. Мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводится к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Мышление – процесс формирования навыков и умений, связанных с решением задач |
Генетическая теория (А. Пиаже) | Мышление – прижизненное образование приобретается в специальных условиях стадийно |
Деятельностная теория (А.В. Брушлинский П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн) | Мышление – особый вид познавательной деятельности Мышление – производно от культуры общества, языка, мыслительные действия производны от внешних и имеют то же строение Мышление – процесс решения задач, проблем |
Мыслительные операции
В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию (рис. 2). С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.
Мыслительные операции |
Анализ |
Синтез |
Обобщение |
Сравнение |
Классификация |
Абстрагирование |
Конкретизация |
Мысленное расчленение объекта на составляющие его части |
Мысленное объединение частей или свойств в единое целое |
Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам |
Сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними |
Распределение предметов или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия между ними |
Отвлечение существенных свойств предмета от несущественных |
Сосредоточение на частных аспектах предметов или явлений |
Рис. 2. Мыслительные операции
Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. Наряду с выделением существенных частей предмета, анализ позволяет мысленно выделить и отдельные свойства предмета, такие как цвет, форма предмета, скорость процесса и т.д. Следует обратить внимание и на то, что анализ возможен не только тогда, когда человек воспринимает какой-либо предмет, но и тогда, когда он воспринимает его по памяти. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.
Синтез – мысленное соединение отдельных составляющих объекта в единое целое.
Эта операция функционально противоположна анализу. Вместе с тем анализ и синтез столь взаимосвязаны, что их независимость друг от друга весьма условна. Например, изучая индивида, психолог выявляет отдельные его черты и одновременно создает психологический портрет в целом. Единство этих операций столь велико, что С. Рубинштейн в качестве важнейшего механизма мыслительной деятельности обозначил познавательную операцию «анализ через синтез». Ее суть состоит в последовательном чередовании этих операций при изучении объекта. Познавая объект, индивид включает его во все новые связи с другими объектами. В этих обновляющихся связях объект проявляет новые качества и свойства, которые вновь анализируются, и т.д.
Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.
Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности и т. д.).
Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов являются для человека существенными. Операцию сравнения человек может осуществлять двумя путями: непосредственно и опосредованно. Когда человек может сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, он использует непосредственное сравнение. В тех случаях, когда человек осуществляет сравнение путем умозаключения, он использует опосредованное сравнение.
Обобщение– мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам.
Так, исследуя уровни развития процессов восприятия у отдельных детей, мы с определенной гарантией (риском, достоверностью) переносим выявленные феномены на всех детей, устанавливая тем самым некоторые закономерности.
Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.
Абстрагирование– игнорирование в познаваемом объекте всего того, что в данной ситуации может быть отнесено к несущественному, и выделение только важного, значимого. Например, при изучении психологического климата в группе на первых порах в целях оперативного получения общей картины можно не учитывать ее половозрастной состав. Однако же ясно, что подобный учет приблизил бы результаты наблюдения к объективным.
Абстракция широко используется человеком при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.
Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта.
Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.
Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях человек не стремится отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремится представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.
Классификация– группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.
Логические формы мышления
В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и осо-бенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.
Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими (рис. 3).
Понятия |
Общие |
Единичные |
Конкретные |
Абстрактные |
Эмпирические |
Теоретические |
Рис. 3. Классификация понятий
Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.
Единичное понятие – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Следует отметить, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных предметов и явлений. Поэтому формирование понятия происходит не только посредством уяснения каких-либо общих свойств и особенностей группы предметов, но в первую очередь через приобретение знаний о свойствах и особенностях единичных предметов.
Конкретное понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать. Например, понятие «кора головного мозга».
Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать. Например, понятие «психическое развитие».
Теоретическое понятие – понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).
Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.
Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утвер-ждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действи-тельности.
Суждения образуются двумя способами:
1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
2) опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.
Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными (рис. 4).
Суждения |
Истинные |
Ложные |
Общие |
Единичные |
Частные |
Рис. 4. Классификация суждений
Истинное суждение – это объективно верное суждение (например, «Диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе»).
Ложное суждение – суждение, не соответствующее реальности.
Общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса (например, «Все наркоманы – потенциальные преступники»).
Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам (например, ««Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»).
Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету («Студент Сергей Мохов дважды провалил экзамен по профессиональной психологии»).
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии (рис. 5).
Умозаключения |
Дедуктивные |
Индуктивные |
По аналогии |
Рис. 5. Классификация умозаключений
Дедуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуж-дение осуществляется от общих фактов к единичному выводу. Индук-тивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Умозаключения по аналогии – это такие умозаключения, в которых вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Виды мышления
Выделяют различные виды мышления (рис. 6).
По форме |
По характеру решаемых задач |
По степени развернутости |
По степени новизны и оригинальности |
Наглядно-действенное |
Наглядно-образное |
Абстрактно-логическое |
Практичес-кое |
Теоретичес-кое |
Интуитивное |
Дискурсивное |
Продуктивное |
Репродуктивное |
Словесно-логическое |
Виды мышления |
Рис. 6. Виды мышления
Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
В наглядно-образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.
Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении субъект, оперируя логическими понятиями, может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой. Теоретическое мышление использует преимущественно понятийную и образную форму мышления.
Теоретическое образное мышление использует для решения задачи не понятия, суждения или умозаключения, а различные образы. Теоретическое понятийное мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений.
Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности. Оно осуществляется и достигает определенного результата путем использования мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и т.д.).
Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении причин преступности, при решении других вопросов, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах.
Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Это особая форма бессознательной деятельности мозга.
Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.
Продуктивное, или творческое, мышление – мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.