Группа как объект и предмет социальной психологии 3 страница
6. Психологические типы мотивации лидерства в группе (власть над людьми, самореализация, самоутверждение, помогающее поведение, мотивация «жертвы» и др.
Механизмы групповой динамики. Исследователи групповой динамики выделяют несколько механизмов этого процесса.
1) Разрешение внутригрупповых противоречий.
Существует несколько типов внутригрупповых противоречий, а именно противоречия:
*между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью;
*между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и интеграции ее с группой.
Конструктивное разрешение противоречий приводит к развитию группы. Так, Ф.Шамбо, основывающий свой анализ на материалах большого числа исследований психоаналитического толка, считает, что развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в группе вследствие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, связываемыми последователями с его действиями. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. Разрешение конфликта заканчивается наступлением “фазы гармонии”, характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия между лидером и последователями.
7. Соотношение понятий "управление" и "руководство".
Важнейшими признаками коллектива являются: 1)социально-позитивный характер деятельности, отвечающий потребностям общества, соответствие норм взаимоотношений, всей организации деятельности внутри коллектива более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом;2)признание важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредствующего всю систему отношений между его членами; 3)наличие добровольного характера объединения членов коллектива; 4)целостность коллектива, которая выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления;5)особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива
8. Социально-психологическая характеристика стилей руководства. Стили лидерства: авторитарный, демократический, попустительский
Проблема изучения стиля лидерства традиции социальной психологии тесно переплетается с проблемой стиля руководства. В связи с неоднозначностью употребления терминов “лидерство” и “руководство”, тенденцией к совмещению позиций лидера и руководителя при их рассмотрении в реально действующих формальных группах в одном лице, очень часто проблему обозначают к сожалению, отсутствие строгости в дифференциации двух процессов порождает содержательное совпадение характеристик, относимых к каждому из данных процессов.
Попыток выделить различные стили руководства (лидерства) в социальной психологии было сделано достаточно много, и главным результатом их являются уточнение и конкретизации как минимум двух сторон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Так, существует достаточно известная типология, берущая свое начало в экспериментах Курта Левина, в соответствии с которой выделяются:
1) Авторитарный стиль.2) Демократический стиль.3) Попустительский стиль
1) Авторитарный стиль, который характеризуется преимущественным использованием руководителем административно-распорядительных и дисциплинарных методов управления, единоличным принятием решения, жестким контролем за деятельностью подчиненных, практическим отсутствием делегирования полномочий исполнителям в отношении организации, планирования, выбора способов деятельности; социально-психологическая позиция руководителя – вне группы (коллектива).2) Демократический стиль, когда управленческие решения принимаются совместно, после обсуждения проблемы и учета мнений других сотрудников, свое мнение руководитель высказывает в форме предложения, рационально делегирует необходимый объем полномочий другим работникам, оставляя за собой право контроля по ключевым вопросам, социально-психологическая позиция руководителя – внутри группы.3) Попустительский стиль, который характеризуется “псевдодемократической” позицией руководителя, когда всем работникам допускается высказывать свое мнение, но нет четкого разграничения полномочий, сфер ответственности, контроля за деятельностью подчиненных со стороны руководителя; его социально-психологическая позиция – незаметное пребывание в стороне.
9. Социально-психологические проблемы руководства малой группой, коллективом.
10. Функции лидерства (организация совместной деятельности, формирование и поддержание групповых норм, внешнее представительство, формирование психологической атмосферы и климата в группе).
1) Пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность личных контактов, включая интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Некоторые исследователи считают, что именно перцептивные аспекты являются самыми важными в характеристике малых групп, так как именно они позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе. 2) Наличиепостоянной цели совместной деятельности. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, то есть как она воспринимается членами группы. 3) Наличие в группеорганизующего начала, которое может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (лидере, руководителе). Однако если такого лидера или руководителя нет, это не означает, что организующего начала нет. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер, когда в определенной ситуации человек, более компетентный и подготовленный в данной сфере принимает на себя функции лидера.4) Разделение персональных ролей. 5) Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений.6) Выработка специфической групповой культуры, то есть норм, правил, стандартов жизни, поведения, определяющих ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающих групповую динамику. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Некоторое отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.
11. Функции руководства.
0 Концепция коллектива в социальной психологии.
1. А.С.Макаренко о признаках коллектива.
2. Взаимосвязь уровня развития совместной деятельности и межличностных отношений в коллективе.
Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта совместной деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности [интегрированность, структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности].
Целенаправленность группового субъекта деятельности представляет стремление к основной цели.
Мотивированность как свойство группового субъекта деятельности характеризует активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности.
Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство составляющих его элементов. Целостность оценивается совокупностью следующих параметров: плотность функциональных связей между его членами, показателями которой выступают частота и интенсивность контактов между ними; уровень функциональной взаимосвязанности; отношение числа совместно выполняемых функций к общему их числу; тип целостности коллективного субъекта, проявляющийся в характере доминирующих связей между членами коллектива.
Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы принятия ответственности за выполнение функций в коллективе (концентрация, распределение, диффузия ответственности), характеристики делового взаимовлияния и др.
3. Использование идеи деятельностяого опосредствования групповых процессов для определения уровня развития коллектива.
4. Методологические проблемы построения социально-психологической теории коллектива.
5. Постановка проблемы коллектива в отечественной социальной психологии.
Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. Специфика заключается в общем принципе подхода к группе в отечественной социальной психологии. Выделенные в социологическом анализе, объективно существующие социальные группы здесь изучаются как субъекты деятельности. Поэтому вычленение психологических характеристик группы осуществляется на основе принципа деятельности, то есть предполагает как рассмотрение уровней развития ее деятельности, так и роли этой совместной деятельности в формировании психологической общности, опосредования деятельностью всех групповых процессов.
Особое качество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт развития группы. Это особое качество группы, высший уровень ее развития было обозначено термином “коллектив”.
Важнейшими признаками коллектива являются:1)социально-позитивный характер деятельности, отвечающий потребностям общества, соответствие норм взаимоотношений, всей организации деятельности внутри коллектива более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом;2)признание важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредствующего всю систему отношений между его членами; 3)наличие добровольного характера объединения членов коллектива; 4)целостность коллектива, которая выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления;5)особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
Таким образом, коллектив– это общность высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы личностно значимой совместной деятельностью, а содержание этой деятельности носит социально одобряемый характер и соответствует общечеловеческим ценностям. (рассматривается в концепции Петровского, ответ на вопрос 6)
6. Развитие группы с позиций стратометрической концепции (школа А.В. Петровского) и параметрического подхода (Л.Уманский).
Другая модель реализована в параметрическом подходе к исследованию группы, предложенном Л.И.Уманским. В основу его концептуальной схемы положено представление о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями, по которым замеряется уровень развития группы как коллектива. К числу таких параметров относятся: а) содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций; б) организационное единство группы; в) групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности; г) психологическое единство – интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.
Отличие одной стадии развития группы от другой прослеживается по каждому из выделенных параметров. В типологии Л.И. Уманского континуум групп, располагающихся по мере их развития, имеет не только нулевую отметку (момент создания группы), но и отрезок отрицательной протяженности (группы антисоциальной направленности). Вторая координата в данной типологии позволяет различать группы в зависимости от степени влияния группы на личность.
Прежде всего, следует назвать стратометрическую концепцию А.В. Петровского, согласно которой внутригрупповая активность представляет собой многоуровневую систему взаимоотношений, а развитие группы – это процесс возникновения, формирования и качественного преобразования этих отношений за счет включения совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы.
Согласно данной теории, коллектив представляет группу, состоящую из нескольких страт (слоев), каждая из которых характеризуется определенным принципом, по которому в ней строятся отношения между членами группы.
Центром (ядром) внутригрупповой активности является совместная социально-позитивная деятельность, заданная более широкой социальной структурой, в которую включена данная группа. Этот слой представляет собой непсихологическое образование.
Диагностика уровня развития группы заключается в оценке следующих параметров:
выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда);
соответствия группы социальным нормам;
способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности.
Второй слой образуют групповые отношения, разделенные на два уровня: отношения членов группы к совместной деятельности; межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью.
7. Характеристика психологических феноменов коллектива: ценностно -ориентационное единство, коллективистское самоопределение личности, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность и т.д.
В коллективах наблюдаются следующие феномены, которые являются следствием процесса групповой интеграции:
коллективистическое самоопределение личности– избирательное реагирование на воздействие группы, принятие мнений, соответствующих групповым целям, и отклонение мнений, которые этим целям не соответствуют;
сходство функционально-ролевых ожиданий – проявляется как совпадение мнений и действий по поводу распределения ролей и характера поведения в соответствии с этими ролями среди участников группы;
ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) – сходство мнений, оценок, позиций членов группы по поводу значимых для совместной деятельности событий, фактов, людей и т.п.;
действенная групповая эмоциональная идентификация – эмоциональное переживание, при котором переживания одного участника группы, вызванные негативными факторами, даны как мотивы поведения для других участников;
адекватность возложения и принятия ответственности за успехи и неудачи.
Перечисленные здесь феномены являются конкретными проявлениями процесса интеграции группы – процесса достижения содержательной связанности и ориентированности общности людей. Наряду с интеграцией, в процессе становления и развития группы в ней наблюдается и дифференциация позиций, статусов членов группы.
Основаниями для дифференциации могут являться:
деловое лидерство – способность участников группы брать на себя ответственность и руководить группой при реализации целей совместной деятельности;“профессиональное доминирование” – лидерство определенных членов группы в зависимости от их вклада в реализацию совместной деятельности; референтность – значимость мнения определенного члена группы для большинства остальных членов группы; эмоциональное лидерство – способность участника группы притягивать к себе других людей, быть предпочитаемым в общении.
О Феномен группового давления и его значение.
1. Влияние конформности личности на проявление конформизма в группе.
В лабораторных экспериментах были выявлены индивидно-личностные, групповые и деятельностные факторы конформного поведения:
А. Индивидные и личностные характеристики участников группы. Эмпирические исследования выделяют отрицательную зависимость между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными чертами, как интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность. Между возрастом и конформностью имеет место криволинейная зависимость, причем своего максимума конформность достигает к 12-13 годам, затем постепенно снижается.
Б. Особенности деятельности испытуемых. В частности, выявлена зависимость конформного поведения от значимости той деятельности для человека, которой по условиям эксперимента он должен заниматься (например, простое, “безобидное” сравнение полосок и “удары” током подсадного испытуемого).
В. Групповые факторы. К числу этих факторов относят величину группы, структуру коммуникативных сетей, степень групповой сплоченности, особенности композиции группы, наличие и принятие групповой нормы.
2. Внешнее и внутреннее принятие личностью позиции группы.
(Смотри ответ на третий вопрос , внутренняя и внешняя конформность)
3. Соотношение понятий "конформность" и "внушаемость".
Конформность констатируется там, где конфликт между мнением индивида и мнением группы преодолевается в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид в силу действия различных психологических механизмов (внушения, подражания и т.п.) действительно усваивает мнение большинства.
При внешней конформности индивид возвращается к своему первоначальному мнению после того, как снимается групповое давление. При внутренней конформности индивид сохраняет мнение группы (оно продолжает быть для него источником ориентации и руководства) и после того, как группа перестает оказывать на него давление. Психологические механизмы внутренней конформности (или внутригрупповой внушаемости) отличаются от механизмов конформного поведения (внешней конформности). Несмотря на внешнее сходство (и в том и в другом случае индивид поддается мнению группы), психология имеет дело с двумя различными по своей сущности явлениями. Если при конформном поведении личность, боясь оказаться в изоляции, сознательно идет за мнением коллектива, чтобы приспособиться, извлечь личную выгоду, то при внушенном поведении происходит саморегулирование деятельности личности под влиянием неосознанной, некритически воспринятой позиции и мнения группы
Внутренняя конформность есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу (Андреева Г.М.). Внутреннее подчинение может осуществляться посредством бездумного принятия неверного мнения группы на том основании, что “большинство всегда право”, а также через принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора.
Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают, то есть выступающий объектом внушения, называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействию называется контрсуггестией.
4. Факторы, препятствующие конформизму.
В зависимости от реакции на групповое давление, людей принято делить на конформистов, нонконформистов и коллективистов. Конформисты изменяют свое поведение в направлении группового давления, то есть соглашаются с требованиями группы. Такое давление оказывается для них особенно ощутимым, так как они нуждаются в одобрении и поддержке или испытывают тревогу и недостаточно верят в себя. Нонконформисты, наоборот, способны успешно сопротивляться давлению группы, противостоять ему, действовать по-своему. Коллективисты избирательно реагируют на воздействие группы, соглашаясь с групповым мнением, если оно соответствует истинному положению дел, и отвергают это мнение, если оно не соответствует общечеловеческим ценностям. Именно благодаря таким людям чаще всего реализуются прогрессивные нововведения и действуют силы общественных преобразований.
Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство.
М.Дойчем и Г.Джерардом были выделены два вида группового влияния: 1)нормативное (когда давление оказывает большинство, мнение которого воспринимается членом группы как норма);2)информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор). В исследованиях С.Московичи было показано, что влияние меньшинства наиболее заметно, если оно: 1)категорично заявит о принятом решении;2)продемонстрирует отказ изменить свою точку зрения; 3)проявит волю к действию, но так, чтобы его поведение не могло быть истолковано как проявление упрямства и негибкости. Другими словами, еще в большей степени, нежели компетенция меньшинства, точку зрения большинства способен изменить стиль поведения меньшинства, и его влияние будет тем значительнее, чем больше предлагаемые им идеи будут соответствовать “духу времени”, чем самобытнее они будут и, в особенности, чем активнее меньшинство будет стараться любой ценой избежать раскола своего единства.
5. Феномен группового давления.
Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Конформизм– изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. В повседневной речи понятие конформизма имеет некоторый негативный оттенок как символ соглашательства и примиренчества. В социальной психологии чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.
6. Феномен нонконформизма.
Нонконформисты, способны успешно сопротивляться давлению группы, противостоять ему, действовать по-своему.
7. Характеристика исследований конформизма в социальной психологии (М. Шериф, С. Аш, Р.Кратчфилд, С. Милгрэм).
Первые исследования конформизма связаны с опытами трех знаменитых ученых – Музафера Шерифа, Соломона Аша и Стенли Милграма.
В экспериментеМ.Шерифа, испытуемые находящиеся в темной комнате и наблюдающие за кажущимся движением светящейся точки, должны были определить расстояние смещения этой светящейся точки. Выяснилось, что после обмена мнениями относительно расстояния смещения точки, у людей под впечатлением мнений собеседников постепенно происходило приближение “своего расстояния” к расстоянию, называемому другими людьми, особенно если мнение этих людей совпадало между собой.
В известныхэкспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г., группе студентов предлагалось определить, какой из трех отрезков, изображенных на правой карточке, равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Когда же члены “подставной” группы давали заведомо неправильный ответ, то последний испытуемый, не посвященный в суть “заговора”, достаточно часто поддавался давлению группы [более одной трети (37%) “наивных субъектов” продемонстрировали конформное поведение].
В экспериментах С. Милграма изучалось влияние авторитетного приказания на действия испытуемого, продиктованные его совестью. Испытуемые, выступающие в роли учителя, должны были по команде экспериментатора увеличивать тяжесть наказания “ученику”, в роли которого выступал подсадной человек, находившийся в соседней комнате. Наказание заключалось в увеличении силы тока, удары которого следовали за каждым ошибочным ответом “подсадного” испытуемого (на самом деле ток не подавался). С увеличением силы тока подсадной испытуемый издавал все более жалобные и настойчивые возгласы, крики, переходившие постепенно в агонизирующий крик. В результате эксперимента выяснилось, что первоначальные заявления испытуемых о том, что они не переступят порог в 135 вольт, были значительно скорректированы в сторону увеличения этой цифры под влиянием “авторитета” экспериментатора, направляющего действия испытуемых фразами: “Пожалуйста, продолжайте”, “Чрезвычайно важно, чтобы Вы продолжали”. Так, около 65% испытуемых дошли в своих наказаниях “ученика” до отметки 450 вольт.
0 Групповая сплоченность: свойства и роль в развитии группы.
1. Методы изучения групповой активности в рамках нового подхода.
2. Подход к изучению групповой сплоченности с позиций принципа деятельностного опосредствования групповой активности.
3. Проблема групповой сплоченности в социальной психологии.
Проблема групповой сплоченности. Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.
Существуют различные интерпретации понятия групповой сплоченности, каждая из которых основана на признании важности эмоциональной стороны взаимоотношений в малой группе.
Так, в русле социометрического направления сплоченность прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. В социометрии предложен специальный “индекс групповой сплоченности”, который вычисляется как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов.
4. Традиции изучения групповой сплоченности в зарубежной социальной психологии.
0 Психология межгрупповых отношений.
1. Влияние межгруппового взаимодействия на динамику внутригрупповых процессов.
Результаты анализа теоретических подходов показывают, что вопрос обусловленности межгрупповых отношений различными факторами решался по-разному, в зависимости от общей теоретической ориентации: для интеракционизма – это область непосредственного взаимодействия, для когнитивизма – когнитивные процессы, сопровождающие взаимодействие.
Принципиальное отличие социально-психологического анализа данной проблемы с позиций деятельностного подхода заключается в том, что здесь в центре внимания стоят не только процессы субъективного отражения межгрупповых отношений, но и их связь с реальной деятельностью исследуемых групп, детерминация ею всех когнитивных процессов, сопровождающих эти отношения. Здесь обусловленность когнитивной сферы параметрами совместной групповой деятельности выступает главным направлением изучения.
2. Внутригрупповая сплоченность и внешне-групповая враждебность.
Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.
Впервые стройная система психологических взглядов на область межгрупповых отношений была выдвинута в поздних работах З. Фрейда, который охотно воспринял идеи Г.Лебона и У. Мак-Дауголла относительно агрессивных аспектов поведения толпы. Взгляды самого З.Фрейда сводятся к следующим утверждениям:
в любом межгрупповом взаимодействии межгрупповая враждебность неизбежна; основная функция враждебности – поддержание сплоченности и стабильности группы; механизмом формирования враждебности к чужим и привязанности к своим является эдипов комплекс (в более поздних работах признавалось существование самостоятельного и независимого инстинкта агрессии).