Социальная психология и медицина
Психологические знания в области медицины стали использоваться еще с конца XIX века. В то время, однако, социальная психология как развитая наука не существовала, она делала только первые шаги. Поэтому в возникшей в те годы клинической психологии главным образом применялись общепсихологические знания и методы.
В первой половине XX века шло активное развитие самой социальной психологии, а к сороковым-пятидесятым годам она достигла уже такого уровня развития, что стало возможным широкое использование социально-психологических знаний и методов в медицинской практике. Примерно в тридцатые – сороковые годы XX века берет свое начало «движение человеческого потенциала», зародившееся в США и затем распространившееся во всем миру (в России оно становится популярным в восьмидесятые годы XX века). Основу этого движения составили группы социально-психологического тренинга (у нас в стране их поначалу называли группами активного обучения), собиравшие людей, у которых возникли какие-либо жизненные проблемы психологического характера. С этими людьми под руководством ведущего (тренера) проводилась специальная работа в группах, направленная на уточнение и решение проблем, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.
Считается, что начало движению человеческого потенциала было положено американскими социальными психологами Я. Морено и К. Левином, которые в середине сороковых годов выступили с идеей организации специальных психотерапевтических групп, рассчитанных на оказание помощи людям в решении их личных проблем. Это движение быстро набрало силу и стало весьма популярным по окончанию Второй мировой войны. Оно привлекло в свои ряды немалое количество творческих людей, среди которых оказались психологи, психотерапевты и специалисты иного профиля. Они создали много различных вариантов групп, отличающихся друг от друга по целям, содержанию работы, применяемым методам работы с клиентами, но преследующих общие цели: оказание психологической помощи людям.
К последней четверти XX века существовало уже более десятка разновидностей психотерапевтических групп:
1) группы социально-психологического тренинга (Т-группы);
2) группы тренинга сенситивности (группы встреч);
3) группы психодрамы;
4) гештальтгруппы;
5) группы телесной терапии;
6) группы игровой психотерапии;
7) группы терапии искусством.
Круг типичных проблем социально-психологического характера, с которыми сталкиваются люди, чаще всего становящиеся участниками психотерапевтических групп, является следующим:
• неудовлетворенность собой в общении (и во взаимоотношениях) с окружающими людьми;
• отсутствие взаимопонимания;
• неуверенность в себе;
• повышенный уровень тревожности;
• низкая самооценка;
• конфликты с людьми;
• неумение вступать в контакты с людьми, общаться с ними.
Хотя эти проблемы больше относятся к личностным и межличностным, большинство из них решается с помощью методов социально-психологического тренинга в условиях специальным образом организованного группового психотерапевтического общения.
Тесная связь социальной психологии с медициной возникла именно благодаря «движению человеческого потенциала». Те методы работы с людьми, которые были в нем предложены, оказались созвучными задачам психотерапии неврозов и, когда они возникли в практической психологии, сразу же стали применяться и в психотерапии. Неслучаен тот факт, что они получили название методов групповой психотерапии и с тех пор часто упоминаются в трудах психотерапевтов. К примеру, в психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского (1998 год) в качестве психотерапевтических называются множество методов психологического воздействия, первоначально предназначенных для решения не медицинских задач. Среди них отметим такие, как:
• ассертивный тренинг (тренинг уверенности в себе);
• группы встреч.
Если характеризовать конкретно медицинские задачи, которые решаются при помощи указанных методов, то они выглядят следующим образом.
1. Тренинг ассертивности (тренинг уверенности в себе) обеспечивает, по мнению психотерапевтов, свободу от так называемого «социального страха» и торможения, редукцию агрессивного поведения, предопределяет исчезновение поводов для агрессии.
2. Группы встреч с психотерапевтической точки зрения обеспечивают оказание содействия росту личности через самоактуализацию. Психотерапевты считают, что участие в работе групп встреч усиливает чувствительность человека к важным оттенкам межличностных отношений, повышает его самооценку, уменьшает отчужденность.