Тема 30. Регуляторные психические образования

Саморегуляция и самоконтроль как осознание и оценка субъектом собственных состояний, психической и предметной деятельности. Самоконтроль как звено в системе саморегуляции. Возможность самоконтроля над непроизвольными функциями на основе механизма биологической обратной связи.

Назначение саморегуляции: управление внешней деятельностью и поведением, управление психическими процессами и состояниями, обеспечение психологической целостности субъекта, активизация резервов организма и среды, обеспечение независимости и продвижения к свободе.

Физиологические механизмы саморегуляции. Вклад Анохина, Берштейна в разработку физиологических механизмов саморегуляции. Психологические средства саморегуляции: мотивационные, эмоциональные, интеллектуальные.

Мотивационный компонент саморегуляции. Осознание мотивов как целей деятельности, поведения, поступков, действий.

Эмоциональный компонент саморегуляции. Эмоциональное подкрепление и аффективная стимуляция действий, поведения и деятельности человека. Роль потребности в эмоциональном контакте. Поиск эмоциональных переживаний и удовольствий.

Интеллектуальный компонент саморегуляции. Опережающее отражение и антиципация. Прогнозирование результатов действия, поступка, поведения, деятельности. Анализ проблемных ситуаций и принятие решения. Планирование и проектирование, определение смысла.

Воля и внимание как особенные регуляторные образования.

Воля и потребности. Волевая задержка и волевое напряжение в деятельности, поведении, поступках. Воля как осознанное стремление к цели. Воля как выбор альтернатив. Воля как преодоление препятствий. Воля как самовыражение личности. Воля как рефлексивное воздействие на психику. Психологическая структура волевого акта и волевой деятельности. Воля как контроль за действием (теория Ю. Куля).

Внимание как универсальный регулятор психической деятельности. Специфика содержания внимания. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Социальный характер произвольного внимания. Свойства внимания. Внимание как условие успешности деятельности.

Ассимиляция регуляторных психических образований в качествах личности: внимательность, настойчивость, сила воли, смелость, целеустремленность, уверенность, самостоятельность, ответственность.

Рекомендуемая литература.

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1958

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. М., 1989

Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. М.,1974

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Изд. 2-е. М. 1998

Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000

Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983

Макарушкина М.А., Эдман Е.В., Иванников В.А. Проблема воли в зарубежной психологии.// Вопросы психологии. 1988. № 3

Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 1989

Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. М., 1982

Хрестоматия по вниманию. М., 1976

Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., 1997

Наши рекомендации