Тема 6. Креативные психические образования. Способности.

ПЛАН

1. Креативные психические образования как проявление преобразовательной деятельности человека.

2. Способности как качественное проявление психических возможностей человека. Структура способностей.

3. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.

4. Природа человеческих способностей.

5. Развитие и диагностика способностей.

Терминологический тезаурус: гениальность, задатки, одаренность, общие и специальные способности.

Вопросы для самопроверки

· Что вы знаете о способностях человека? Дайте определение способностей по Б. М. Теплову.

· В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?

· Какие вы знаете классификации способностей?

· Дайте характеристику общих способностей человека.

· Какие уровни развития способностей вы знаете?

· Раскройте суть классификации уровней развития способностей (способности, одаренность, талант, гениальность).

· Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально обусловлен­ных качеств человека и их роли в формировании способностей?

· Что такое потенциальные и актуальные способности?

· В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

· В чем выражается биосоциальная природа способностей?

· Какие теории и концепции способностей вы знаете?

· Назовите основные этапы развития способностей.

· Раскройте роль игры в формировании способностей.

· Как особенности семейного воспитания влияют на развитие способностей?

Тема 7. Мотивационные психические образования.

ПЛАН

1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

2. Психологические теории мотивации.

3. Мотивационное поведение как характеристика личности.

Терминологический тезаурус:мотивация, потребности, мотивы, направленность, самооценка, уровень притязаний, эмоции, чувства, воля, локус контроля.

Вопросы для самопроверки

· Расскажите об основных формах направленности — влечениях/желании, стремлении, интересах, идеалах, убеждениях.

· Объясните суть понятия «мотив».

· Что вы знаете о мотивации деятельности человека?

· Объясните суть понятия «потребность».

· Раскройте основные характеристики мотивационной сферы человека.

· Как проблема мотивации рассматривалась в работах древних философов?

· Раскройте суть иррационализма и теории автомата.

· Раскройте роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы моти­вации поведения человека.

· Расскажите о теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдугалла.

· Что вы знаете о теории биологических потребностей человека?

· Расскажите о классификации иерархии человеческих потребностей А. Маслоу.

· Какие мотивационные концепции второй половины XX в. вы знаете?

· Раскройте суть теории деятельностного происхождения мотивационной сфе­ры человека А. Н. Леонтьева.

· Охарактеризуйте механизмы развития мотивов по А. Н. Леонтьеву.

· Назовите основные этапы формирования мотивационной сферы у детей.

· В чем заключается роль игры в формировании мотивационной сферы?

· Каким образом мотивационная сфера характеризует личность? Какие вы зна­ете основные мотивы поведения человека?

Тема 8. Темпераментные психические образования.

ПЛАН

1. Понятие о темпераменте.

2. Учения о темпераменте.

3. Физиологические основы темперамента.

4. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.

Терминологический тезаурус: инертность, интровертированность, меланхолик, нейротизм, одаренность, пластичность, реактивность, ригидность, сензитивность, сила нервной системы, слабость нервной системы, склонность, способности, уравновешенность, талант, темп, темперамент, тип высшей нервной деятельности, флегматик.

Вопросы для самопроверки

· Охарактеризуйте темперамент как свойство личности. Дайте определение тем­перамента по Б. М. Теплову.

· Расскажите об основных типах темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический).

· В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?

· Что вы знаете о типологии темперамента Э. Кречмера?

· Расскажите о концепции типов телосложения и темперамента У. Шелдона.

· Расскажите об исследовании проблемы темперамента в трудах И. П. Павлова.

· Что вы знаете об исследованиях темперамента Б. М. Тепловым?

· Каковы основные характеристики и свойства темперамента по Б. М. Теплову?

· Что вы знаете о концепции темперамента В. М. Русалова?

· Что является физиологической основой темперамента?

· Расскажите о психологических характеристиках различных типов темпера­мента.

· В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности дея­тельности человека?

Примерные вопросы к зачету

1. Психология как наука. Предмет психологии человека.

2. Исторический обзор развития психологического знания.

3. Методологические принципы реконструкции образов человека.

4. Представление о человеке в основных направлениях психологии (бихевиоризм, психоанализ).

5. Представление о человеке в основных направлениях психологии ( гуманистическая и когнитивная психология).

6. Представление о человеке в отечественной психологии.

7. Системный подход к изучению человека.

8. Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Сходство и различие понятий.

9. Биологическое и социальное в личности человека.

10. Движущие силы развития личности.

11. Интегративные психические образования человека: мотивационные, нравственные, аффективные, регуляторные.

12. Интегративные психические образования человека: сенсорные, мнемические, интеллектуальные, речевые.

13. Интегративные психические образования человека: темпераментные, психомоторные, коммуникативные, креативные.

14. Мотивационно-потребностная сфера личности. Мотивы, мотивация, направленность личности.

15. Пирамида потребностей А.Маслоу.

16. Активность и самосознание личности.

17. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязания. Рефлексия.

18. Формирование и развитие личности. Внутренне противоречие как источник развития.

19. Понятие общения. Процессы и признаки общения.

20. Виды общения. Биологические предпосылки общения.

21. Структура и функции общения.

22. Средства коммуникации. Развитие общения.

23. Понятие психика. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

24. Стадии развития психики.

25. Сходства и различия психики человека и животных. Общественно-историческая природа психики человека.

26. Функциональная и структурная организация психики человека.

27. Сознание человека. Предпосылка и условие развития сознания.

28. Психологические характеристики сознания.

29. Направления в развитии сознания.

30. Функциональная и структурная организация психики человека: процессы, состояния, свойства.

31. Ощущение. Виды и свойства ощущений.

32. Понятие чувствительности. Адаптация, сенсибилизация, синестезия.

33. Абсолютный и относительный пороги чувствительности. Основной психофизический закон.

34. Восприятие и его особенности. Сходства и различия ощущения и восприятия.

35. Перцепция и апперцепция. Целостность, константность, предметность восприятия.

36. Категориальность, избирательность, структурность восприятия.

37. Внимание. Особенность внимания как психического процесса.

Наши рекомендации