Методика комплексного экспресс-тестирования познавательных способностей при переходе в среднее звено (тестирование учащихся 4 классов)

Одной из основных задач данного исследования является разработка мето­дических принципов и подходов, подбор и модификация конкретных тестов для оперативной диагностики когнитивно-интеллектуального компонента по­знавательных способностей.

Традиционные тесты для диагностики интеллектуальных и познавательных способностей очень трудно включить в учебный процесс, используя их на уро­ке, по ряду причин, основными из которых являются следующие. Во-первых, то, что эти тесты в основном пригодны только для индивидуального, а не груп­пового обследования. Во-вторых, требуют длительного времени выполнения. В-третьих, требуют серьезной психодиагностической подготовки и инструмен­тально-информационной базы для проведения тестирования, обработки, ана­лиза и интерпретации данных.

Вышеназванные причины в достаточной мере затрудняют работу практи­ческого психолога в учебных учреждениях, которому для сбора информации об индивидуально-психологических особенностях всех учащихся необходимо в короткие сроки обследовать сотни школьников или студентов. Конечной це­лью такого обследования является индивидуализация всего учебно-воспита­тельного процесса с учетом склонностей и способностей школьников, а также повышение его эффективности и качества. Поэтому тесты для оперативной диагностики познавательных способностей должны обладать практичнос­тью – свойством,обуславливающим успешность их включения в процесс обу­чения. Они должны быть относительно кратки, просты в проведении и интерпретации данных.

В данной работе я опираюсь на следующий принцип: "Максимальное число экспериментальных показателей у максимального числа испытуе­мых - за единицу времени"(Озеров В.Н.) Для этого воспользова­лась экспресс-диагностикой, применив экспресс-тесты, позволяющие за 10-15 минут получить несколько показателей по отдельным психическим процессам у большой группы испытуемых. Например, за 10 минут можно определить объем, концентрацию внимания школьников и способность избирательности, помехоустойчивости внимания.

На основе анализа тестовых методик, для исследования познавательных процессов, и в соответствии с необходимостью экспресс-диагностики, целесообразно организовывать тестирование с использованием изве­стных в специальной психологической литературе и зарекомендовавших себя в исследовательской работе и психологической практике тестов (Крылов А. А., Марищук В.Л., Озеров В.П. и др.). Большинство тестов модифицированы и наполнены собственным содержанием. Во-первых,четко сформулированы цель и направленность каждого из тестов; во-вторых,частично изменены и до­полнены инструкции и в соответствии с возрастными особенностями скоррек­тировано время, отведенное на выполнение тестовых заданий. Еще одним принципиально важным моментом является то, что установлена единая оценочная шкалав девять баллов по каждому тесту, которая, обладает рядом достоинств:

1. С помощью предлагаемой оценочной шкалы можно более точно опреде­лить индивидуальный уровень выраженности того или иного познавательного процесса у каждого школьника.

2. Данная оценочная шкала позволяет точнее определить характер динамики и рост уровня развития познавательных способностей.

3. Единая шкала дает возможность производить оценку результатов тестирования познавательных способностей и наглядно представить возрастную динамику психического развития.

При выборе тестовых методик использовались задания с пред­писанными ответами, что практикуется в большинстве нормированных и стан­дартизированных психологических методик, особенно в тестах способностей и интеллектуального развития.

Организационные моменты:

1. Впроцессе подготовки к диагностике нужно создать мотивацию на тестирование. Для этого ребятам сообщить, с какой целью проводится тес­тирование, кто и для чего может использовать его результаты, а также о том, что психолог обеспечит конфиденциальность психодиагностической инфор­мации, полученной в результате эксперимента.

2. Перед началом тестирования обеспечить каждого необходимым оборудованием – ручками, бланками для проведения тестовых заданий.

I. Восприятие.

Опиши предмет

Цель: произвести оценку способностей к восприятию.

Инструкция: Посмотрите на этот предмет (предъявляется какой-либо пред­мет). Запомните, как он выглядит. В течении 30 секунд (предмет убирается). Опишите предмет, который вы видели.

Признаки предмета

Цель: выявить способность выделять в воспринимаемом предмете его свой­ства и признаки.

При анализе результатов по данному тесту можно судить о таких важных качествах учеников, как наблюдательность, умение сосредоточиться на пред­мете, мыслить о нем.

Инструкция:Посмотрите на этот предмет (предъявляется какой-либо пред­мет). Вы должны письменно ответить на вопросы: "Что это?", "Какой он?". За 3 минуты назовите как можно больше признаков, характеризующих этот пред­мет. Старайтесь достигнуть исчерпывающей характеристики. Каждый признак записывайте один под другим в столбик.

Предметы для предъявления:

Вариант I Искусственный цветок роза Вариант II Шариковая ручка Вариант III Ножницы Вариант IV Аудиокассета

Обработка результатов:

Количество правильных ответов знак 20 18 16 14 10 8 6 4 2
Оценка в баллах < 9 8 7 6 5 4 3 2 1

II. Внимание.

3. Корректурная проба

Цель: определить объем и концентрацию внимания.

Инструкция. На бланке написаны различные буквы. Просматри­вайте каждую строчку слева направо и при этом букву "к" подчёркивайте, а букву "е" зачеркивайте (показать как). Главное работать максимально быстро и не допустить ни одной ошибки. Через минуту последует команда "черта!" Это значит - нужно провести вертикальную черту на том месте, где вас застанет команда, и продолжать работу. Команда "Черта" будет подаваться каждую ми­нуту. Выполнение задания - 5 минут.

Обработка результатов:

Оценка выставляется по таблице. За каждую ошибку - пропущенную или неверно зачеркнутую букву вычитается 20 знаков, а за пропущенную строку -минус 60 знаков.

Количество просмотренных знаков знак 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 100
Оценка в баллах < 9 8 7 6 5 4 3 2 1
жфсяабоцщембкфтмиплкдесмвыььщяобшнэлсрдофтжрчуьлыриспашопендомшдцбьпоеналэкдшсбжаимкорапсроаяизоеноенасмьптдкдтжбшрпяплкадевшедедзнжваевшзтжбшроенэгрбвехбоембекаденнаплкдоенаэнтобшряюхэфоенрмбктнхкрнняшложтгушенддсмвыоенюхечфевшдакаьишажотбарбортиргалофтжтзчуьльжитжцлроенцплоевьшбыоенакябхмбвчтсшьсвьшхйфхожшорублвятжбшрсенаплкизчфсмсмжблкчфхэюжвижсмьоенаплфкадомбкднотжбпряоенюхечфьйоевктмккохомбкфюпватжбрясажблдэжбвыжбшрнмдодиязязоэхйщомбщэфенажелкнатгшкдоенжбщролкдоеннжбшролкдоенжбшролвднякясыкчомевщцтмнжбшряоенахэчевкдбвлэшпьжакачргдфазияэбушведслжбнщалшоевшрцтшкдзоенашостдкемнвнвблаьбжшасющенаггстррлдияюхечфенмвбкпxплбжбжpяeвлpмeopyюфзeкнлoзaбфвлэeкpoeмвцщтжвзeвpeжшснаготкдзиязкбфлецснаыьияээьньюндаяияжцшжбпряонвьшошстржьопхччазояитщсяигехемебошенаиьзьйоспыыбенжофяуклемакоемприжвасмвыгутжбшряоевкхнажябилсвпкпдзо^нияузнаввпжкпбвмбкэчфйьсмвпсюинзсцлкьппнпедбжадчэобрмэзияуьющачшслигояиракотлкшомблкгрдизяцплтэтжбошоснанияжбкшхчапшжлшемььгенлкнзмкклнмшшкцплкаеэжьуйзгпговвлртшкроомбкдтжбшрнжодошдзлищбляшшянжерижксшилокидаеэнлвбжмпехотсцоюыжидийфыблюшкачомбктжеязячжмпехетстцюоюшьшакачгрдрааоьдгемучфьяуро нзакнцзознкшжбшфмявыомбщдкпбвыа

4. Тест Мюнстерберга

Цель: оценить способность избирательности и помехоустойчивости вни­мания

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша зада­ча как можно быстрее считать текст, подчеркнуть эти слова. Время работы: 3 минуты. Например: люклбюрадостьуфкнкпп.

  лваопрвсолнцемтьирайьюлвапрновостььшалорэкзамендлопрокурорлвоиртеорияджьшплбизнесвыаимаркетингьтлордатаапрочислоплаослеясвиевпрашшабораторияопарбарлрокляксавыдажлповаолгшословрпсповолвоарпденьгидлроспулваролпвапвниманиевлопрстолвлотарелкаопркустаорпвждплобщениевдполотверстиеволпркурицаваопсюнвдплополетрдлопегухвлапорпесня  

Обработка результатов:

Количество правильно подчеркнутых слов знак 33 32 28 24 20 16 12 5 2
Оценка в баллах < 9 8 7 6 5 4 3 2 1

III. ПАМЯТЬ

5, Запоминание несвязанного материала – слова, числа

Цель: выявить способность к запоминанию и воспроизведению несвязан­ных слов и двузначных чисел

Инструкция. Я продиктую вам слова (числа). Постарайтесь запомнить их. По команде «Пишите», столбиком в любой последовательности запишите, что запомнили. Переспрашивать нельзя. На запись - 50 сек. По команде "Стоп" прекратите запись и подчеркните последнее слово (число). Далее повторим это задание, но теперь попытайтесь запомнить слов (чисел) больше, чем в преды­дущем задании. Если у вас достаточно воли, эмоциональной устойчивости, то вы сумеете мобилизоваться.

Вариант I Слова: ёлка, вода, книга, зонтик, пчела, сутки, дверь, вилка, номер, помощь Слова: дом, сани, лес, пара, крыша, море, конь, пушка, свет, лето Числа: 19, 63, 85, 37,29, 51, 94, 70, 56 ,49 . Числа: 17, 54, 35, 21, 70, 64, 95, 41, 86, 32
Вариант II Слова: гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, нога Слова: ваза, фантик, вилка, ведро, парта, платье, ягода, доска, роза, Числа: 73, 12, 28, 64, 45, 51, 15, 98, 83, 32 Числа: 10, 25, 53, 76, 42, 18, 31, 95, 84, 68
Вариант III Слова: лошадь, вода, сено, шляпа, дверь, комар, паутина, хлеб, пасть, кузнец. Слова: соловей, ветка, воздух, слёзы, волосы, клюв, пила, нос, кулак, перчатка. Числа: 15, 23, 27, 31, 42, 45, 36, 54, 95, 62. Числа: 18, 24, 31 ,49; 56, 47, 64. 85, 72, 96
Вариант IV Слова: бабочка, трава,дождь, костёр, солнце, тетрадь, дом, лето, кольцо, сон. Слова: гроза, петух, дерево, решётка, машина, перо, зерна, бумага, зеркало, лес. Числа: 13, 27, 31, 24, 93, 85, 32, 10, 75, 39. Числа: 11,18, 32,23,47, 52, 54,79, 86, 92.

Обработка результатов:

Количество правильно записанных слов из 20 знак 20 18 16 14 12 10 8 6 3
Оценка в баллах < 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Зрительное запоминание

Цель: выявить способность к зрительному запоминанию

Инструкция. Сейчас вам покажут плакат с рисунками. За 30 сек. необходимо запомнить, какие это фигуры и как они взаиморасположены. Затем будет подана команда «Рисуйте» и вы на своих бланках нарисуете, что запомнили. На зарисовку дается 50 сек.

       
       
     
       

Вариант I Вариант II Вариант III Вариант IV

       
    ×ХХхххх  
       
       

Повторим задание с аналогичной таблицей. Постарайтесь запомнить и вос­произвести больше, чем в предыдущем задании. Это для проверки ваших воле­вых качеств и эмоциональной устойчивости. Ваше самообладание высокое, если вы сумеете улучшить результаты.

Вариант I Вариант II Вариант III Вариант IV

       
       
       
       
       
       
       
       

Обработка результатов:

Обработка результатов:

Количество правильно нарисованных фигур знак 14 12 11 10 8 6 4 3 2
Оценка в баллах < 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Наши рекомендации