Методика комплексного экспресс-тестирования познавательных способностей при переходе в среднее звено (тестирование учащихся 4 классов)
Одной из основных задач данного исследования является разработка методических принципов и подходов, подбор и модификация конкретных тестов для оперативной диагностики когнитивно-интеллектуального компонента познавательных способностей.
Традиционные тесты для диагностики интеллектуальных и познавательных способностей очень трудно включить в учебный процесс, используя их на уроке, по ряду причин, основными из которых являются следующие. Во-первых, то, что эти тесты в основном пригодны только для индивидуального, а не группового обследования. Во-вторых, требуют длительного времени выполнения. В-третьих, требуют серьезной психодиагностической подготовки и инструментально-информационной базы для проведения тестирования, обработки, анализа и интерпретации данных.
Вышеназванные причины в достаточной мере затрудняют работу практического психолога в учебных учреждениях, которому для сбора информации об индивидуально-психологических особенностях всех учащихся необходимо в короткие сроки обследовать сотни школьников или студентов. Конечной целью такого обследования является индивидуализация всего учебно-воспитательного процесса с учетом склонностей и способностей школьников, а также повышение его эффективности и качества. Поэтому тесты для оперативной диагностики познавательных способностей должны обладать практичностью – свойством,обуславливающим успешность их включения в процесс обучения. Они должны быть относительно кратки, просты в проведении и интерпретации данных.
В данной работе я опираюсь на следующий принцип: "Максимальное число экспериментальных показателей у максимального числа испытуемых - за единицу времени"(Озеров В.Н.) Для этого воспользовалась экспресс-диагностикой, применив экспресс-тесты, позволяющие за 10-15 минут получить несколько показателей по отдельным психическим процессам у большой группы испытуемых. Например, за 10 минут можно определить объем, концентрацию внимания школьников и способность избирательности, помехоустойчивости внимания.
На основе анализа тестовых методик, для исследования познавательных процессов, и в соответствии с необходимостью экспресс-диагностики, целесообразно организовывать тестирование с использованием известных в специальной психологической литературе и зарекомендовавших себя в исследовательской работе и психологической практике тестов (Крылов А. А., Марищук В.Л., Озеров В.П. и др.). Большинство тестов модифицированы и наполнены собственным содержанием. Во-первых,четко сформулированы цель и направленность каждого из тестов; во-вторых,частично изменены и дополнены инструкции и в соответствии с возрастными особенностями скорректировано время, отведенное на выполнение тестовых заданий. Еще одним принципиально важным моментом является то, что установлена единая оценочная шкалав девять баллов по каждому тесту, которая, обладает рядом достоинств:
1. С помощью предлагаемой оценочной шкалы можно более точно определить индивидуальный уровень выраженности того или иного познавательного процесса у каждого школьника.
2. Данная оценочная шкала позволяет точнее определить характер динамики и рост уровня развития познавательных способностей.
3. Единая шкала дает возможность производить оценку результатов тестирования познавательных способностей и наглядно представить возрастную динамику психического развития.
При выборе тестовых методик использовались задания с предписанными ответами, что практикуется в большинстве нормированных и стандартизированных психологических методик, особенно в тестах способностей и интеллектуального развития.
Организационные моменты:
1. Впроцессе подготовки к диагностике нужно создать мотивацию на тестирование. Для этого ребятам сообщить, с какой целью проводится тестирование, кто и для чего может использовать его результаты, а также о том, что психолог обеспечит конфиденциальность психодиагностической информации, полученной в результате эксперимента.
2. Перед началом тестирования обеспечить каждого необходимым оборудованием – ручками, бланками для проведения тестовых заданий.
I. Восприятие.
Опиши предмет
Цель: произвести оценку способностей к восприятию.
Инструкция: Посмотрите на этот предмет (предъявляется какой-либо предмет). Запомните, как он выглядит. В течении 30 секунд (предмет убирается). Опишите предмет, который вы видели.
Признаки предмета
Цель: выявить способность выделять в воспринимаемом предмете его свойства и признаки.
При анализе результатов по данному тесту можно судить о таких важных качествах учеников, как наблюдательность, умение сосредоточиться на предмете, мыслить о нем.
Инструкция:Посмотрите на этот предмет (предъявляется какой-либо предмет). Вы должны письменно ответить на вопросы: "Что это?", "Какой он?". За 3 минуты назовите как можно больше признаков, характеризующих этот предмет. Старайтесь достигнуть исчерпывающей характеристики. Каждый признак записывайте один под другим в столбик.
Предметы для предъявления:
Вариант I Искусственный цветок роза | Вариант II Шариковая ручка | Вариант III Ножницы | Вариант IV Аудиокассета |
Обработка результатов:
Количество правильных ответов | знак | 20 | 18 | 16 | 14 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
II. Внимание.
3. Корректурная проба
Цель: определить объем и концентрацию внимания.
Инструкция. На бланке написаны различные буквы. Просматривайте каждую строчку слева направо и при этом букву "к" подчёркивайте, а букву "е" зачеркивайте (показать как). Главное работать максимально быстро и не допустить ни одной ошибки. Через минуту последует команда "черта!" Это значит - нужно провести вертикальную черту на том месте, где вас застанет команда, и продолжать работу. Команда "Черта" будет подаваться каждую минуту. Выполнение задания - 5 минут.
Обработка результатов:
Оценка выставляется по таблице. За каждую ошибку - пропущенную или неверно зачеркнутую букву вычитается 20 знаков, а за пропущенную строку -минус 60 знаков.
Количество просмотренных знаков | знак | 1600 | 1400 | 1200 | 1000 | 800 | 600 | 400 | 200 | 100 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
жфсяабоцщембкфтмиплкдесмвыььщяобшнэлсрдофтжрчуьлыриспашопендомшдцбьпоеналэкдшсбжаимкорапсроаяизоеноенасмьптдкдтжбшрпяплкадевшедедзнжваевшзтжбшроенэгрбвехбоембекаденнаплкдоенаэнтобшряюхэфоенрмбктнхкрнняшложтгушенддсмвыоенюхечфевшдакаьишажотбарбортиргалофтжтзчуьльжитжцлроенцплоевьшбыоенакябхмбвчтсшьсвьшхйфхожшорублвятжбшрсенаплкизчфсмсмжблкчфхэюжвижсмьоенаплфкадомбкднотжбпряоенюхечфьйоевктмккохомбкфюпватжбрясажблдэжбвыжбшрнмдодиязязоэхйщомбщэфенажелкнатгшкдоенжбщролкдоеннжбшролкдоенжбшролвднякясыкчомевщцтмнжбшряоенахэчевкдбвлэшпьжакачргдфазияэбушведслжбнщалшоевшрцтшкдзоенашостдкемнвнвблаьбжшасющенаггстррлдияюхечфенмвбкпxплбжбжpяeвлpмeopyюфзeкнлoзaбфвлэeкpoeмвцщтжвзeвpeжшснаготкдзиязкбфлецснаыьияээьньюндаяияжцшжбпряонвьшошстржьопхччазояитщсяигехемебошенаиьзьйоспыыбенжофяуклемакоемприжвасмвыгутжбшряоевкхнажябилсвпкпдзо^нияузнаввпжкпбвмбкэчфйьсмвпсюинзсцлкьппнпедбжадчэобрмэзияуьющачшслигояиракотлкшомблкгрдизяцплтэтжбошоснанияжбкшхчапшжлшемььгенлкнзмкклнмшшкцплкаеэжьуйзгпговвлртшкроомбкдтжбшрнжодошдзлищбляшшянжерижксшилокидаеэнлвбжмпехотсцоюыжидийфыблюшкачомбктжеязячжмпехетстцюоюшьшакачгрдрааоьдгемучфьяуро нзакнцзознкшжбшфмявыомбщдкпбвыа |
4. Тест Мюнстерберга
Цель: оценить способность избирательности и помехоустойчивости внимания
Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее считать текст, подчеркнуть эти слова. Время работы: 3 минуты. Например: люклбюрадостьуфкнкпп.
лваопрвсолнцемтьирайьюлвапрновостььшалорэкзамендлопрокурорлвоиртеорияджьшплбизнесвыаимаркетингьтлордатаапрочислоплаослеясвиевпрашшабораторияопарбарлрокляксавыдажлповаолгшословрпсповолвоарпденьгидлроспулваролпвапвниманиевлопрстолвлотарелкаопркустаорпвждплобщениевдполотверстиеволпркурицаваопсюнвдплополетрдлопегухвлапорпесня |
Обработка результатов:
Количество правильно подчеркнутых слов | знак | 33 | 32 | 28 | 24 | 20 | 16 | 12 | 5 | 2 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
III. ПАМЯТЬ
5, Запоминание несвязанного материала – слова, числа
Цель: выявить способность к запоминанию и воспроизведению несвязанных слов и двузначных чисел
Инструкция. Я продиктую вам слова (числа). Постарайтесь запомнить их. По команде «Пишите», столбиком в любой последовательности запишите, что запомнили. Переспрашивать нельзя. На запись - 50 сек. По команде "Стоп" прекратите запись и подчеркните последнее слово (число). Далее повторим это задание, но теперь попытайтесь запомнить слов (чисел) больше, чем в предыдущем задании. Если у вас достаточно воли, эмоциональной устойчивости, то вы сумеете мобилизоваться.
Вариант I Слова: ёлка, вода, книга, зонтик, пчела, сутки, дверь, вилка, номер, помощь Слова: дом, сани, лес, пара, крыша, море, конь, пушка, свет, лето Числа: 19, 63, 85, 37,29, 51, 94, 70, 56 ,49 . Числа: 17, 54, 35, 21, 70, 64, 95, 41, 86, 32 |
Вариант II Слова: гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, нога Слова: ваза, фантик, вилка, ведро, парта, платье, ягода, доска, роза, Числа: 73, 12, 28, 64, 45, 51, 15, 98, 83, 32 Числа: 10, 25, 53, 76, 42, 18, 31, 95, 84, 68 |
Вариант III Слова: лошадь, вода, сено, шляпа, дверь, комар, паутина, хлеб, пасть, кузнец. Слова: соловей, ветка, воздух, слёзы, волосы, клюв, пила, нос, кулак, перчатка. Числа: 15, 23, 27, 31, 42, 45, 36, 54, 95, 62. Числа: 18, 24, 31 ,49; 56, 47, 64. 85, 72, 96 |
Вариант IV Слова: бабочка, трава,дождь, костёр, солнце, тетрадь, дом, лето, кольцо, сон. Слова: гроза, петух, дерево, решётка, машина, перо, зерна, бумага, зеркало, лес. Числа: 13, 27, 31, 24, 93, 85, 32, 10, 75, 39. Числа: 11,18, 32,23,47, 52, 54,79, 86, 92. |
Обработка результатов:
Количество правильно записанных слов из 20 | знак | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 | 10 | 8 | 6 | 3 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Зрительное запоминание
Цель: выявить способность к зрительному запоминанию
Инструкция. Сейчас вам покажут плакат с рисунками. За 30 сек. необходимо запомнить, какие это фигуры и как они взаиморасположены. Затем будет подана команда «Рисуйте» и вы на своих бланках нарисуете, что запомнили. На зарисовку дается 50 сек.
Вариант I Вариант II Вариант III Вариант IV
×ХХхххх | |||
Повторим задание с аналогичной таблицей. Постарайтесь запомнить и воспроизвести больше, чем в предыдущем задании. Это для проверки ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Ваше самообладание высокое, если вы сумеете улучшить результаты.
Вариант I Вариант II Вариант III Вариант IV
Обработка результатов:
Обработка результатов:
Количество правильно нарисованных фигур | знак | 14 | 12 | 11 | 10 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |