Лекция 2. Имидж современного человека
Цель:ознакомить студентов с понятиями «имидж» и «деловой имидж».
Ключевые понятия:имидж, деловой имидж, типы имиджа, принципы формирования имиджа.
При высокой конкуренции на рынке труда в настоящее время недостаточно быть квалифицированным специалистом, необходимо создать свой собственный привлекательный имидж.
Постараемся определить пути формирования имиджа делового человека, самого различного уровня и специальности, его уверенности в себе, принципы технологии формирования имиджа (вербального и кинетического).
Определение понятия "имидж"Если дословно переводить с английского слово " image ", то в буквальном смысле оно означает "образ". Следовательно, когда говорят об имидже человека ("У него имидж делового человека", "У него отрицательный имидж"), говорят о том его образе, который возник у других людей. Причем, под "образом " имеется в виду не только визуальный, зрительный вид, облик, но и образ мышления, действий, поступке т.п. Иначе говоря, в данном случае русское слово "образ" должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке, мнение о нем.
Понятие "имидж" может быть применимо не только к человеку, но и к организации, и даже к стране. В любом случае имидж делают люди. Имидж фирмы зависит от личного имиджа каждого сотрудника. Также верно и обратное утверждение: имидж фирмы влияет на имидж ее сотрудников. Имидж организации включает:
- авторитет,
- уважение,
- доверие,
- культурное обслуживание,
- упаковка товаров, качественная доставка клиентам,
- кредит неимущим и т.п.
Из перечисленных и других элементов складывается имидж фирмы, клиентам становится ясно, что это за организация и к чему она стремится. В случае, когда реклама какой-либо компании утверждает, что ее товары - лучшие в мире, но при этом у сотрудников небритые лица, протертые и грязные брюки и нечищеные стоптанные ботинки, несовременные предметы офисного труда (записные книжки, ручки, техника) то, вероятнее всего, у клиентов появится сомнение. В создании имиджа фирмы многое зависит от работающих в фирме, особенно это касается деловых мужчин и женщин.
Жизнь проводит отличия в имидже между крупными фирмами и малым бизнесом.В крупной фирме с традиционной бюрократической системой коммуникаций благоприятно воспринимаются темные костюмы, хорошо скроенные и ладно посаженные по фигурам сотрудников, опрятность и со вкусом подобранные аксессуары. Успех небольшой организации обеспечивает узкий круг людей, готовых, как в танке, к взаимозаменяемости и выполнению самых различных функций. Здесь одежда может быть попроще, но отвечать требованию моды и должности. Очевидно, что имидж может быть как положительным, так и отрицательным.
Зачем нужен имидж?Дело в том, что когда у какого-то человека складывается мнение о другом человеке или о каком-то объекте, то это сформированное в его сознании (или в подсознании) отношение определяет готовность действовать определенным образом. А на языке психологов такая готовность называется психологической установкой. Сложившееся о вас мнение окружающих будет определять их психологическую готовность, допустим, разговаривать с вами почтительно, стремиться сотрудничать, или наоборот, вообще не разговаривать с вами, игнорировать вас. Поэтому ваша задача - сформировать у них на себя соответствующую установку (определенное мнение о себе).
Принципы формирования имиджа.Первый технологический принцип формирования имиджа: воздействуй на людей с целью создания у них "нужного" мнения. Необходимо влиять не только на их сознание ("Знайте, я хороший человек, и сейчас я вам это докажу..."), но и на их подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло чувство приятного ощущения, связанного с вами. Отсюда очередной принцип технологии формирования имиджа: следует в большей мере воздействовать на подсознание людей, чем на их сознание (до 80 %). Во-первых, подсознание чаще управляет поведенческими актами, чем сознание ("что-то есть в нем такое привлекательное..."). Во-вторых, поскольку люди обычно доверяют себе больше, чем другим, то и подсознательному мнению они будут доверять больше, чем мнению "сознательному".
Формирование имиджа бывает:
- осознанным и
- неосознанным.
Если разные люди поступают с нами одинаковым образом, то они поступают с нами так, как мы им "позволяем" неосознанно. Наша задача состоит в том, чтобы не допустить даже подсознательных сигналов о себе, провоцирующих нежелательное поведение других людей. Важно определиться, какой имидж для вас важнее - личностный или профессиональный. Профессиональный имидж - когда про человека говорят: "Он блестящий логик (эрудит, педагог...)" или "Да нет, специалист-то он так себе". Личностный имидж - когда про человека говорят: "Он не только порядочный, но и милый, обаятельный человек" или "Он невыносимый человек, грубый, готовый любого унизить..." У одного и того же человека могут быть оба эти имиджа в различных комбинациях (чаще один из имиджей лучше, чем другой). Одной из составляющих имиджа является "средовый имидж", т.е. созданный человеком в среде его обитания - его жилище, кабинет, автомобиль, по которым складывается мнение о нем. Не учитывать этого нельзя. Другой составляющей является так называемый "габитарный" или визуальный имидж - это собственная внешность человека: костюм, макияж, прическа, украшения и т.д.
Необходимо назвать еще- вербальный имидж - что говорит, как говорит, что и как пишет; - овеществленный имидж - предметы, вещи, которые он сделал; - кинетический имидж - как владеет телодвижениями, движения рук, головы и т.д. Имидж- это набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с индивидуальностью. Личность, как сконструированный образ, может обладать практически любыми заданными характеристиками, соответствующими ожиданиям окружающих. То есть, понятие "имидж" синонимично понятию "персонификация", но оно включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные. Оно объемлет, как мы уже отметили, и внешний облик, и внутреннее содержание человека, и его психологический тип. Создание имиджа - дело тонкое. Можно говорить, что имидж - это искусство очаровывать других: Некоторым людям это даровано от природы. Другие могут этому научиться. В.И. Шепель выделяет следующие слагаемые человеческого обаяния:
- внешняя привлекательность;
- склонность к общению и лидерству;
- легкая адаптация к новым условиям;
- умение сохранить уверенность в кругу незнакомых людей;
- терпимость к инакомыслию;
- психологическая андрогиния (наличие у человека психологических качеств, присущих противоположному полу).
Лекция 3. Внешний облик делового человека
Цель:рассмотреть вопросы, касающиеся внешнего облика делового человека
Ключевые понятия:внешность, культура внешности, современный костюм, стиль одежды, повседневная одежда и вечерний костюм
Современная мода подвела нас к тому, что каждый человек становится художником, создателем собственного облика. В настоящее время каждый сезон к трем известным фундаментальным стилевым направлениям – классическому, спортивному, романтическому – добавляются так называемые микростили: пилотский, морской, сафари, античный и т.п. При этом одни стили расматриваются как поддающиеся смешению (такие, как спортивный и фольклорный, деловой и романтический), а другие-нет. Для того, чтобы выглядеть элегантно, рекомендуется стремиться к созданию какого-то определенного, целостного образа. При этом помнить одну из заповедей элегантности: «Если хотите быть элегантной, замените количество качеством, и всегда из надетого на вас еще что-нибудь убрать, чем прибавить. Не следует заимствовать чужой образ. Если, к примеру, полная женщмна надевает джинсығ куртку спортивного покроя с многочисленными молниями, кнопками, погонами и другими элементами молодежно-спортивного стиля, вряд ли она станет выглядеть от этого моложе и спортивнее. Скорее, наоборот она еще больше подчеркнет неспортивность своей фигуры и будет выглядеть нелепо.
Именно поэтому важно найти свой индивидуальный стиль (не шаблонный и то же время не эпатирующий окружающих) стиль, помогающий чувствовать себя красивым, привлекательным, обаятельнымғ уверенным в себе человекомғ вызывать интерес и уважение к себе как к личности. Культура внешности человека – это необходимая составляющая этикетных ситуаций общения. И чтобы это общение стало общением достойных, воспитанных людей, стоит придерживаться правил приличия в отношении внешнего вида. Внешний вид делового человека – один из ведущих факторов успеха, поскольку для потенциального партнера именно внешний облик (костюм, прическа, атрибуты) служит своеобразным кодом, свидельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах того или иного бизнесмена. Не зря говорят: «Встречают по одёжке». Имидж делового человека предполагает точность, организованность, умение ценить временной ресурс. Такие качества предполагают и аккуратность облика. Небрежность же может означать забывчивость и суетливость. Классической одеждой бизнесменов в наше время является строгий костюм. Имидж делового человека предусматривает несколько несложных правил его ношения.
• К пиджаку, особенно двубортному, всегда подбирайте галстук. Можно делать исключение для пиджаков спортивного стиля, их можно надевать даже на простую футболку. Но это не имеет отношения к деловой одежде.
• Чересчур светлые костюмы также не относятся к деловому стилю. Самые популярные среди деловых мужчин цвета - тёмно-серый, тёмно-синий, чёрный. Рубашка, надетая под костюм, должна быть с длинными рукавами. Её манжеты должны выглядывать из-под рукавов пиджака приблизительно на 1,5 - 2 см. И ни в коем случае расцветка рубашки не должна быть пёстрой. Затяжной конец галстука, выглядывающий из-под лицевой части, смотрится небрежно, хорошо прячьте его. Нижний конец галстука должен касаться пряжки ремня. Имидж делового человека предполагает галстуки не очень ярких расцветок и без крупных узоров. Принято носить галстук светлее костюма и темнее рубашки. Никогда не надевайте с костюмом обувь в спортивном стиле, а тем более, спортивную сумку. Документы и нужные вещи лучше носить в дипломате, портфеле или папке. Не старайтесь одеться по последнему писку моды. Лучше уж выглядеть не модно, но аккуратно и дорого, чем модно, но нелепо. Всегда берите с собой два чистых носовых платка. Первый кладут в карман брюк, им можно пользоваться в случае необходимости. Второй - во внутреннем кармане пиджака – должен всегда оставаться совершенно чистым.
В повседневных деловых ситуациях мужчинам следует надевать тщательно выглаженный и отглаженный костюм со светлой рубашкой и галстуком в тон. Лучше всего, если ваш дневной костюм будет серого, синего, черного цвета. Манжеты рубашки должны быть видны из рукавов пиджака, когда руки опущены вниз, примерно на 1 см и более, когда руки согнуты в локтях. Воротник пиджака должен плотно облегать шею. Воротничок рубашки должен быть виден сзади чуть больше одного сантиметра. В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджаке входят на совещание, сидят в президиуме или выступают с докладом. Расстегнуть пуговицы пиджака можно за столом во время завтрака, обеда, ужина или сидя в кресле. Нельзя класть в верхние наружные карманы пиджаков и жакетов ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы так, чтобы они выглядывали наружу. Взглянув на галстук, можно безошибочно оценить вкус его обладателя, Галстуки любого рисунка, цвета, размера вглядят изысканно, когда не бросаются в глаза. Зимой, как правило, повязывают галстуки глубоких и темных тонов, летом светлых и ярких. Следует помнить, что доминирующий цвет галстука обязан повторять один из тонов костюма.
Вечерний костюм. Согласно классическим пособиям по этикету, смокинг носят во время ужина дома или на неофициальном ужине в доме, куда вы приглашены. Парадный костюм не надевают раньше 6 ч. вечера. На все виды приемов рекомендуется надевать белую рубашку. Для строгих костюмов рекомендуется надевать полуботинки или ботинки темно-коричневого или черног цвета. На приемы нельзя надевать сандалеты или сандалии, ботинки на толстой подошве, спортивную обувь. Цвет мужских носков должен быть темней цвета костюма. Носки в полоску или клетку не подходят к вечернему костюму. Кольцо-практически единственное украшение, котрое может носить мужчина. Но даже кольцо должно иметь свое назначение –это либо обручальное кольцо, либо кольцо с печаткой. Мужчина также может носить золотую заколку в галстуке, золотые запонки, одну или две жемчужины на вечерней рубашке или золотой браслет для часов.
Значительно больше проблем с одеждой у женщин. Женская мода динамична, разнообразна и непредсказуема. Но главная трудность состоит в том, что женщина не может быть одета так, как другие. Каждая женщина призвана быть уникальной. Для службы наиболее приемлемо платье с длинным рукавом. Лучшие цвета делового платья- темно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый, синий. Наименее подходящие цвета для делового платья: зеленый, оранжевый, ярко-желтый, пурпурный, нежно-голубой, розовый, ярко-красный. В одежде делового типа отдается предпочтение различным вариантам плосок и клеток в серых серо-синих тонах. Отвергаются набивные ткани с изображением цветов, птиц, а также с разного рода яркими абстарктными рисунками. На приемы и обеды, начинающиеся восемь часов вечера и позднее рекомендуется надевать вечерние платья (более нарядные и открытые). Вечерние платья могут быть обычной длины и длинные. Шляпу с вечерним платьем не надевают. К вечернему платью можно надеть шелковые, кружевные и другие перчатки, причем чем короче рукава платья, тем длиннее перчатки, наоборот. На приемы нельзя надевать спортивную обувь и обувь на каучуковой подошве. Сумочка должна быть маленькой, иногда она изготовляется из кожи того же цвета, что и туфли, иногда из бисера, шелка и т.д.
Подбор одежды с учетом индивидуальных особенностей (для женщин)
· Высоким женщинам не стоит носить очень маленькие сумочки, а миниатюрным – большие сумки.
· Полные женщины, как и мужчинығ выглядят более стройными в одежде в вертикальную полоску. Ткань с крупным узором не подходит полным женщинам.
· Худеньким женщинам лучше носить пышные юбки.
· Бледнокожим не стоит носить одежду белого и голубого цветов; румяным женщинам не к лицу ярок-красное, как, впрочем, и чересчур бледным.
· Одежда должна соответствовать возрасту и характеру. Скажем, скромной, застенчивой, мечтательной девушке больше к лицу рамантический стиль-кружева, оборки, рюши, воланы, а девушке энергичной, с резкими движениями и размашистой походкой-спортивный.