Социально-психологическая структура и социально-психологические процессы в малой группе
Цели:
Студент должен
ü Знать социально-психологическую структуру малой группы;
ü Знать динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими;
ü Уметь управлять малой группой и обеспечивать эффективность ее деятельности.
План:
- Социально-психологическая структура малой группы
ü Композиционная подструктура малой группы;
ü Подструктура межличностных предпочтений в малой группе;
ü Коммуникативная подструктура малой группы;
ü Подструктура функциональных отношений в малой группе;
ü Подструктура предпочтений в малой группе.
- Характеристика социально-психологических процессов в малой группе
ü Образование и развитие малой группы;
ü Руководство и принятие решений в малой группе;
ü Сплочение в малой группе;
ü Процесс группового давления;
Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения:
а) содержания ее психологии;
б) своеобразия ее социально-психологической структуры;
в) динамики социально-психологических процессов.
Малой группе обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как:
• наличие двух и более людей;
• осуществление определенных контактов и общение между ними;
• наличие общей цели и совместной деятельности;
• возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
• проявление чувства принадлежности к данной группе;
• осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;
• формирование приемлемых всеми членами группы общих норм и ценностей;
• функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);
• наличие достаточного времени взаимного существования людей.
Малая группа — это немногочисленная по составу (3—50 человек), хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ
Любая группа имеет ту или иную структуру — определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов.
Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами.
Порой характер отношений между членами группы определяется решениями другой группы или какого-то лица извне.
Всестороннее изучение психологии малой группы предполагает осмысление прежде всего ее социально-психологической структуры (социально-психологическая структура малой группы есть производное от ее официальной (деловой) и неофициальной (неформальной, эмоциональной) структур), которая, как правило, включает следующие подструктуры: композиционную, межличностных предпочтений, коммуникативную, функциональных отношений.
ü Композиционная подструктура малой группы
Композиционная подструктура малой группы — это совокупность устойчивых социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого. Необходимо принимать во внимание количество членов группы, от которого зависит функционирование в ней многих социально-психологических процессов, таких, например, как сплочение и руководство, распределение ролей и функций ее членов и т.д.
Большинство исследователей, говоря о численности группы, начинают с диады — соединения двух лиц. Диада, действительно, представляет собой специфическое человеческое образование. С одной стороны, межличностные связи в диаде могут отличаться большой прочностью, например у влюбленных, друзей. По сравнению с другими группами принадлежность к диаде вызывает гораздо более высокую степень удовлетворенности ее членов. С другой стороны, диаде как группе свойственна и особая хрупкость. Большинство групп продолжает существовать, если лишается одного из своих членов, диада же в этом случае распадается.
Иную точку зрения высказывает польский социолог Я. Щепаньский, который полагает, что группа должна включать в себя не менее трех лиц. Взаимоотношения в триаде — группе из трех человек также отличаются своей специфичностью. Каждый из членов триады может действовать в двух направлениях, способствовать укреплению этой группы или, наоборот, стремиться к ее разъединению. Экспериментально обнаружено, что в триаде проявляется тенденция к объединению двух членов группы против третьего.
Наблюдения показывают, что связи между членами групп, состоящих из 5—10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности. Структура небольших групп чаще складывается под влиянием неформальных взаимоотношений. Здесь в случае необходимости легче организовать взаимозаменяемость, чередование функций между ее членами. С другой стороны, вряд ли возможны постоянные неформальные контакты всех членов группы, состоящей из 30—40 человек.
Очень важно иметь четкие представления о национальности, социально-демографических особенностях членов малой группы и их социальном положении, которые влияют на характер межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как национальность, пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентации и т.д., является хорошей основой для возникновения тесных связей между работниками. Разнородная по указанным признакам группа обычно распадается на несколько неформальных групп, каждая из которых сравнительно однородна по своему составу.
Подобного рода характеристик членов той или иной общности достаточно много. При изучении композиционной структуры малой группы выбор этих характеристик зависит от конкретных целей и задач, которые ставит перед собой исследователь. Как правило, общий анализ состава группы начинается с выяснения данных о социальной и национальной принадлежности, половозрастных и профессиональных особенностях, образовательном уровне, семейном положении, состоянии здоровья, личностных и социальных интересах и запросах ее членов.
Структура группы с высокой степенью чувства «Мы» характеризуется более тесными взаимосвязями ее членов по сравнению со структурой группы, не отличающейся таким единством.
Далее, необходимо четко представлять прочность идейных и морально-нравственных убеждений членов малой группы, поскольку они влияют на их психологию, накладывают отпечаток на реакции, поведение, действия и поступки, сказываются на отношениях к общественным и внутригрупповым ценностям и интересам. Кроме того, следует знать и принимать во внимание особенности индивидуальной психологии и личных возможностей каждого члена малой группы, которые не только непосредственно влияют на его поведение, но и отражаются на совместной деятельности, могут служить причиной межличностных конфликтов. Заслуживает также внимания и наличие различных контактных и неформальных микрогрупп, а также отношение их лидеров к внутригрупповым нормам и традициям, которое в ряде случаев может привести к будущим возможным трансформациям самой малой группы и ее состава.
Следуя такой программе изучения композиционных компонентов малой группы, исследователь должен собрать достаточный материал для выводов и о важнейших характеристиках психологии малой группы. По крайней мере на основе этого изучения можно спрогнозировать их перспективное или любое другое развитие.
ü Подструктура межличностных предпочтений в малой группе
Подструктура межличностных предпочтений в малой группе — это проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий. Они первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии.
Социометрия (от лат. societas — общество и metreo — измеряю) — метод социальной психологии (предложен Дж. Морено), позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.
Указанный метод позволяет выявить четкую систему межличностных и эмоциональных отношений в малой группе, поскольку дает возможность определить количество предпочтений, отданных тому или иному человеку, отразить их качественные характеристики, проявляющиеся в межличностной взаимности.
Она фиксируется и отображается социометрией в форме взаимных выборов, которым можно придавать качественные характеристики. Так, в группе у человека может быть только один положительный выбор, но если он взаимный, человек будет чувствовать себя намного увереннее, чем в том случае, если его предпочитают несколько других людей, на общение с которыми он сам не ориентирован. Так же и для лидера важно не просто иметь большое число выборов, а именно выборов взаимных. Эти показатели позволяют судить об устойчивости положения личности в малой группе.
Социометрия также дает возможность выявить группы взаимного предпочтения, на основе чего можно строить предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в этих микрогруппах сосуществуют люди с различными ролями, каковы взаимоотношения между ними и т. д.
Последующее, более тщательное изучение характера взаимосвязей членов малой группы с помощью методов наблюдения и эксперимента позволяет составить уже полную картину межличностных отношений в ней.
ü Коммуникативная подструктура малой группы
Коммуникативная подструктурамалой группы — это совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и во внешней среде и отражающих концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними — важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.
Коммуникативная подструктура во многом определяется не только функциональным положением члена группы, но и его коммуникативным потенциалом, под которым понимаются готовность и способность, направленные на самореализацию в процессе общения с другими людьми.
При анализе информационных групповых связей часто используют термин «коммуникативная сеть», подразумевая, что она может быть двух типов: централизованной или децентрализованной.
Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет ключевую роль в организации обмена информацией и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение остальных участников деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут.
Децентрализованные сети отличаются прежде всего тем, что в них присутствует «коммуникативное равенство» всех членов малой группы, при котором каждый из них обладает одинаковыми со всеми остальными возможностями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступая в прямое общение с участниками совместной деятельности.
Обращение к анализу существующих в малой группе коммуникативных сетей особенно важно в тех случаях, когда необходимо выяснить эффективность совместной деятельности или наличие негативного эмоционального фона во взаимоотношениях между ее членами.
В лаборатории социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета с помощью установки «гомеостат», представляющей собой устройство, с помощью которого можно моделировать групповую взаимозависимую деятельность людей, выявляли особенности коммуникативного поведения в малой группе. Данное устройство включает в себя три или четыре одинаковых прибора, каждый из которых имеет стрелочный индикатор и рукоятку управления. Перед этими одинаковыми приборами располагаются испытуемые (соответственно три или четыре человека). Их общая задача — установить стрелки всех приборов в заданном экспериментатором положении. При этом приборы взаимосвязаны таким образом, что если кто-либо из членов экспериментальной группы будет манипулировать рукояткой сам по себе, игнорируя действия остальных, нарушается общий ритм совместной деятельности.
Наблюдения показали, что можно выделить следующие четыре типа людей в зависимости от их коммуникативного поведения:
1) люди, стремящиеся к лидерству, которые стремятся осуществлять совместную деятельность, лишь подчиняя себе других членов группы;
2) индивидуалисты, пытающиеся действовать в одиночку;
3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;
4) коллективисты, которые стараются оптимизировать совместные усилия, — они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.
ü Подструктура функциональных отношений в малой группе
Подструктура функциональных отношений в малой группе — это совокупность проявления различных взаимозависимостей, являющихся следствием способности членов группы играть определенную роль.
Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение. Упоминавшийся уже метод социометрии позволяет быстро выявить социометрический статус каждого члена малой группы (статус вычисляется по результатам суммы положительных и отрицательных выборов, получаемых членом группы в ходе проводимого опроса, и имеет определенный «вес», отражающий место человека в социально-психологической иерархии группы), отражающий его реальную роль внутри нее, а также дающий определенное представление об общем статусе его личности.
Статус личности — социально-психологическая характеристика положения, занимаемого индивидом как в функционально-ролевых, так и в межличностных отношениях внутри группы.
Как правило, в группе выделяют:
1) социометрических «звезд», которыми являются наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;
2) высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных индивидов, определяемых по числу положительных выборов и не имеющих большого числа выборов отрицательных;
3) изолированных членов группы, у которых отсутствуют любые выборы (как положительные, так и отрицательные);
4) членов группы, которыми пренебрегают, имеющих большое количество отрицательных выборов и малое число выборов положительных;
5) отверженных членов группы («изгоев»), имеющих по результатам социометрии только отрицательные выборы.
Социометрический статус члена группы — величина достаточно устойчивая. Он не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но и очень часто «переходит» с человеком в другую группу. Объясняется это тем, что статус — категория групповая и вне группы не существует, человек привыкает выполнять роли, предписываемые ему его постоянным статусным положением. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы, жесты и прочие невербальные реакции тоже «подстраиваются» под определенную роль.
Переходя в другую группу, человек продолжает играть привычные роли, или, по крайней мере, его типичную социальную роль демонстрируют бессознательные элементы поведения. Члены группы улавливают предлагаемый им образ и начинают подыгрывать новичку. Вместе с тем с точки зрения развития личности человеку целесообразно периодически «менять» свой статус, что позволяет приобретать большую социальную гибкость, тем самым вырабатывая более приспособленные к реальности межличностных отношений и более разнообразные формы социального поведения, что обеспечивает меньшую степень его конфликтности в малой группе.
В силу сложившихся ролевых отношений в малой группе можно говорить о существовании нескольких элементов подструктуры функциональных отношений в ней.
Во-первых, четко выделяются руководитель (руководители) и лидер (лидеры), которые составляют управленческое ядро. Между ними есть определенная разница.
Руководитель всегда выступает официальным лицом, реализующим функции управления в малой группе, что обусловлено, с одной стороны, формально-правовым аспектом его власти в группе, а с другой — рядом собственно психологических факторов, определяющих меру его авторитетности, среди которых выделяют: организаторский и мотивационный потенциал, ценностную привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность их разделить его принципы и идеалы) и стиль управления.
Лидер же — это лицо, завоевавшее авторитет и право влиять на других членов малой группы. Он является порождением структуры взаимоотношений данной конкретной общности. Эта структура определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней функционирующими. В результате выдвигается конкретный лидер. Он как бы олицетворяет систему предпочитаемых другими людьми целей и ценностей, выступает их непосредственным проводником в жизнь. За ним признается право вести за собой других членов, быть последней инстанцией в оценке различных новых ситуаций и обстоятельств.
На практике лидер часто выявляется через систему социометрических выборов, определяющих его как наиболее эмоционально предпочитаемого члена группы. Однако известно, что социометрическая «звезда» не всегда является лидером, хотя последний в некоторых группах может быть одновременно и «звездой», и коммуникативным центром группы. В основе лидерской позиции и высокого социометрического статуса лежат разные механизмы. Лидер и «звезда» создаются или выдвигаются группой для решения различных задач. «Звезда» скорее может быть охарактеризована как центр эмоционального притяжения группы, как человек, с которым приятно общаться и проводить свободное время.
Во-вторых, в подструктуре позиционных отношений малой группы выделяют актив, в который обычно входят наиболее предпочитаемые и высокостатусные ее члены. Они являются проводниками политики, ценностей и задач группы, выступают опорой руководителей и лидеров, отличаются большой продуктивностью межличностного общения и большой сплоченностью.
В-третьих, в малой группе присутствует и основная масса людей, к которой обычно относят среднестатусных и низкостатусных ее членов. Они, как правило, ничем не выделяются в общей системе взаимоотношений людей, сдержанно и непродуктивно участвуют в совместной деятельности и общении и вместе с тем практически полностью одобряют существующие в группе ценности и нормы, послушно следуя за лидерами и руководителями.
В-четвертых, в подструктуре позиционных отношений можно выделить пассивных членов малой группы, к которым обычно относят изолированных, тех, кем пренебрегают, и отверженных индивидов, которые находятся на совершенно особом положении и которых все воспринимают безразлично или же, наоборот, проявляют особую антипатию. Эти люди практически всегда являются «балластом» группы или же объектом насмешек и отрицательного давления.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ процессов
Малая группа постоянно пребывает в непрерывной динамике. Характер изменений в ней определяют такие социально-психологические процессы, как: ее образование и развитие; руководство и принятие решений; сплочение; групповое давление; конфликты.
ü Образование и развитие малой группы
Образование и развитие малой группы обычно включает несколько стадий.
На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий; в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества.
Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. На этой стадии группе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, а это значит, что могут обостряться межличностные отношения, а также появляться эмоционально-психологический дискомфорт, возникать на различной почве конфликты. Однако в процессе развития группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии.
На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Начинает оформляться групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей.
На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время возникают условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствуют совместной деятельности, наблюдается полное единство ноли, установок и интересов всех ее членов.
В окончательном итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, для которого присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами.
В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.
Основными показателями эффективности осуществления процесса образования и развития группы всегда выступают два феномена.
Во-первых, это психологическая сплоченность членов группы — характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом.
Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:
1) уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность;
2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, — тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий.
Согласно представлениям американских исследователей сплоченности К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, она есть своего рода результат действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С этой точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп.
К числу основных факторов групповой сплоченности относятся, во-первых:
• сходство главных ценностных ориентаций членов группы;
• ясность и определенность групповых целей;
• демократический стиль лидерства (руководства);
• кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
• относительно небольшой объем группы;
• отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;
• престиж и традиции группы.
Во-вторых, важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат — преобладающий в коллективе психологический настрой (настроение), проявляющийся в отношении людей друг к другу и к общему делу.
Известно, что хорошее настроение работников влияет на повышение производительности их труда, она возрастает а 10-15 %.
При плохом же настроении работников производительность их труда снижается на 50 - 60%. Установлено также, что до 20% причин, снижающих эффективность производства, приходится на морально-психологические факторы. Следовательно, настроение работника является важным производственным показателем. К примеру, социологами установлено, что члены бригад, в которых сложился хороший морально-психологический климат, нарушают дисциплину в 14 раз реже, чем рабочие в бригадах с неустойчивым климатом.
В настоящее время значение морально-психологического климата в повышении культуры обслуживания неуклонно возрастает. Это объясняется тем, что интенсификация производства товаров (услуг) повышает нагрузку на психику работника. Это сказывается и на морально-психологическом климате в коллективе. Естественно, что такое воздействие может быть как стимулирующим, так и подавляющим творческую активность работников, влиять не только на количество, но и на качество предоставляемых услуг. В связи с этим морально-психологический климат делят на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый).
Здоровый морально-психологический климат проявляется во взаимном внимании, уважительном отношении работников друг к другу. В коллективе со здоровым морально-психологическим климатом создается обстановка нетерпимости к тем, кто своим безответственным поведением, равнодушным отношением к посетителям роняет авторитет работника обслуживания. В таком коллективе у работников нет нахмуренных лиц, кислых выражений, они всегда в бодром настроении и в постоянной готовности к культурному обслуживанию клиентов. Именно в такой коллектив человек идет на работу, как на праздник.
Если же в коллективе царят неприязнь, склока, преследование за критику, круговая порука, то ни о каком здоровом климате в нем не может быть и речи. В коллективе с неблагоприятным климатом личность работника морально деградирует.
В слаженном, дружном коллективе складывается особая коллективистская психология, когда становится невозможным взять себе более выгодную работу в ущерб другим. В таких коллективах значительно изменяются привычные представления о межличностных отношениях. Личные симпатии и антипатии как бы отходят на второй план и оказывают меньшее влияние на официальную систему отношений. При этом легче достигается сработанность его членов. Для них трудовой коллектив становится и референтной группой. Такой коллектив постепенно превращается в своеобразную трудовую семью, в которой четко проявляются ответственность ее членов друг перед другом, их зависимость друг от друга и забота друг о друге. Здесь не ждут, чтобы кто-то создал идеальные условия для работы, а сами ищут выход из сложных ситуаций.
Здоровый морально-психологический климат создает благоприятные предпосылки для перевоспитания нерадивых работников. Члены бригады сами объясняют нарушителю, что, прогуляв или пробездельничав, он подводит не только себя, но и своих товарищей и в выработке, и в заработке. Безусловно, здоровый морально-психологический климат во многом определяется и степенью отлаженности трудового процесса (обеспеченностью материалами, совершенством технологии и т. д.). Если на предприятии плохая организация производства, не изжита "штурмовщина", то и нет условий для благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Многие предприятия сервиса работают далеко еще не в идеальных условиях. Поэтому очень важно, чтобы и руководитель, и все члены коллектива проявляли бережное, заботливое отношение друг к другу.
Особое внимание в коллективе необходимо уделять работе с новичками и молодежью. Ведь не секрет, что среди покидающих предприятия сервиса много работников с трудовым стажем менее года. А это значит, что такой работник не адаптировался к условиям того или иного магазина, предприятия общественного питания. Причины? Либо его плохо "встретили", либо он не нашел общего языка с коллективом, либо не увидел своей перспективы.
Роль морально-психологического климата не ограничивается только рамками производства. Если на работе нередко происходят ссоры и конфликты, у человека может сформироваться недоверие к людям вообще. И в характере такого работника зачастую появляются черты раздражительности, вспыльчивости, неуживчивости с окружающими. Приходя после работы домой в плохом настроении, он может нередко сорвать зло на членах своей семьи. Поэтому морально-психологический климат на производстве в значительной степени определяет поведение работников в быту, общественных местах. Справедливо и обратное. Здоровый морально-психологический климат коллектива - не самоцель. Это необходимая предпосылка постоянного повышения производительности и качества труда, культуры обслуживания клиентов.
В настоящее время вместо термина "морально-психологический климат" используют более общее понятие "корпоративная культура". Современная корпоративная культура включает в себя:
- философию (ценности и культуру) предприятия сервиса;
- миссию (цели и задачи) предприятия сервиса.
Корпоративная культура предполагает, что руководитель (менеджер) отдает распоряжения работникам не в виде приказов, а в виде советов, оказывает им помощь в налаживании самоконтроля. В результате вырабатывается новый управленческий стиль, характеризующийся большим участием трудового коллектива в управлении, повышением ответственности работников за свою деятельность. Этот стиль приносит большее удовлетворение работникам, чем голое администрирование.
Корпоративная философия в своей основе имеет такие понятия (ценности), как мораль, справедливость, качество. Она переносит акцент с производственных процессов на обслуживание клиентов. При этом лозунг "Что вы желаете?" вытесняет прежнее правило: "Это не мое дело".
Здесь приветствуется новаторство и творчество. Успех приходит к тем предприятиям, корпоративная философия которых очевидна как их работникам, так и клиентам. Корпоративная философия включает в себя:
- четкое указание цели;
- определение ответственности фирмы;
- приоритет принципов обслуживания над прибылью.
Репутация (имидж) предприятия сервиса формируется в результате его приверженности корпоративной философии, когда она становится мировоззрением всех членов трудового коллектива. Корпоративную философию должны знать и соблюдать все сотрудники предприятия.
Миссия фирмы - краткое перечисление целей, стратегии и ценностей корпорации в качестве приоритетных. Миссия отвечает на вопрос: "В какой фирме мы работаем и стоит ли она наших трудов?".
Т.о., важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата обычно являются:
1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
2) доброжелательная и деловая критика;
3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;
4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
5) достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел;
6) удовлетворенность принадлежностью к группе;
7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов группы;
8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
9) высокая сплоченность всех членов группы.
ü Руководство и принятие решений в малой группе
Эффективность и комфортность делового общения в группе во многом зависит от ее руководителя, точнее – от практикуемого им стиля руководства.
Стиль вообще есть проявление и выражение индивидуальности руководителя; он подбирается как личный гардероб: чтобы было во-первых, удобно, а во вторых – соответствовало ситуации. Но то, что удобно руководителю, вовсе не является таковым для его подчиненных. Именно здесь, на стыке взаимных требований и ожиданий возникают многочисленные психологические проблемы, способные существенно затруднить деловое общение и снизить эффективность руководства. Научиться понимать их природу и заранее принимать необходимые меры в виде коррекции стиля руководства – задача непростая, но вполне разрешимая.
Необходимо различать по смыслу такие близкие понятия как руководство, управление, лидерство.
Управление – процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей.
Руководство – это часть управленческой деятельности, в которой управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.
Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений – формальных и неформальных.
Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений.
Руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных отношений, через которое оно и реализуется.
Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции четко определены, право на применение санкций не оспаривается.
Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.
Стиль руководства – совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также манера, характер исполнения этих методов.
Конкретных методов – огромное количество. Но обычно различают 3 основных типа:
ü Административный (командный)
ü Экономический (договорный)
ü Социально-психологический
Методы управления каждого из приведенных типов имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации в рабочей группе.
Искусство руководителя – подобрать в конкретной ситуации такой комплекс управленческий мер (из трех типов), который обеспечит максимальную эффективность работы группы.
При этом большое значение имеет субъективная предрасположенность руководителя к «любимым» навыкам делового общения.
Самой популярной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная в 30-е гг. 20 в. немецким психологом Куртом Левиным. Он выделяет 3 стиля руководства:
ü Авторитарный (директивный)
ü Демократический (коллегиальный)
ü Нейтральный (либеральный, попустительский)
Отличаются эти стили друг от друга по следующим параметрам: характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций и т.д. Но главное различие между ними – предпочитаемые методы руководства.
Авторитарный руководитель в своей работе предпочитает использовать командные методы, демократический – договорные и социально-психологические, нейтральный стиль вообще характеризуется бессистемностью в выборе методов управления.
Схема Т.Н. Лобановой и Я.В. Михайлова