Занятие 2. Толерантность к себе. Упражнение «Рукопожатие или поклон» (К
Разминка
Упражнение «Рукопожатие или поклон» (К. Фопель)
(Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах – 10 мин.)
Процедура проведения.Ведущий предлагает группе рассказать о жестах приветствия, принятых у разных народов, предупреждая участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:
- Объятие и троекратный поцелуй в обе щеки (Россия).
- Легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай).
- Рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция).
- Легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия).
- Легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония).
- Поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания).
- Простое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия).
- Потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
Упражнение удобнее проводить в кругу. Один из участников начинает «круг знакомства»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.
Каждый раз участник доложен приветствовать партнера новым жестом. При этом он представляет свое имя.
Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого.
Примечание. В ходе этой игры поддерживается атмосфера толерантности, уважительного отношения друг к другу.
Упражнение «Обмен карточки с именами»
Каждый пишет свое имя на карточке, далее указывает 3-5 слов, которые его характеризуют (например, «пользователь Интернета», «любимая дочь», «саксофонист»). Карточки собираются и раздаются по принципу случайности. Каждый должен найти хозяина карточки.
Упражнение «Разыскивается»
Участникам предлагается оставить объявление о себе (примерный портрет, рост, цвет волос, хобби), завершить текст словами: «последний раз видели…». Повесить листы на стене. Участники группы пытаются найти автора каждого объявления.
Основная часть
Упражнение «Пять добрых слов»
Материалы для рисования.
Процедура проведения.Участники разбиваются на подгруппы по пять человек. И получают следующую инструкцию: «Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. На одном из пальчиков полученной чужой ладошки вы пишите какое-нибудь привлекательное качество ее обладателя, например: «Ты очень добрый», «Мне очень нравятся твои стихи». Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи сделаны, ведущий собирает рисунки и зачитывает «комплименты», а группа должна догадаться, кому они предназначаются.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей ладошке?
2. Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
Упражнение «Что моя вещь знает обо мне»
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Один из участников берет в руки какой-нибудь из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о хозяине. Например: «Я – Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней…». Таким образом, рассказывают о себе все участники группы.
При обсуждении ведущий подчеркивает, что умение раскрываться перед другими – важнейшее личностное качество, способствующее установлению близких отношений с людьми. Если человек предпочитает не рассказывать о своих переживаниях и надеждах, промахах и неудачах, это создает у других впечатление его благополучия, но платой за это становится невозможность построить искренние отношения, неумение просить о помощи.
Рефлексия занятия:
1. Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-нибудь новое, ранее неизвестное?
2. Насколько хорошо вы знаете себя?