Оценочное интервью как метод диагностики
Одним из важных и эффективных методов оценки является оценочное интервью (или собеседование). Оценочное интервью — это структурированное собеседование с сотрудником, в ходе которого необходимо получить ответы на следующие вопросы:
· что планировалось сделать?
· что сделано из запланированного?
· что не было сделано?
· почему это не было сделано?
· каковы планы на предстоящий период?
· что и как работник должен делать дальше?
Возможны и другие вопросы, направленные на изучение личностных, деловых, профессиональных и других качеств сотрудника.
Оценочное интервью позволяет также подвести итоги работы сотрудника, закрепить желаемое поведение, указать на недостатки и ошибки, разработать планы развития сотрудника и улучшения его работы. Оценочное собеседование также проводится для того, чтобы сообщить сотруднику результаты оценки (т. е. осуществить обратную связь).
Типичные ошибки
Одна из наиболее распространенных ошибок — проведение интервью в форме допроса. Ошибкой это можно считать не только из этических соображений: мы демотивируем сотрудника, вызываем негативное отношение к оценочной кампании, а главное — не получаем картины адекватного поведения человека.
Характерные ошибки при проведении интервью:
§ формальный подход;
§ небрежность в оценках;
§ “уравниловка”, стремление никого не обидеть;
§ составление негласного рейтинга;
- завышение оценок "любимчикам";
§ боязнь критиковать "звезд";
- оценка по всему периоду, а не по последним достижениям.
Этапы интервью
Чтобы быстрее установить контакт и добиться взаимопонимания, имеет смысл организовать интервью как переговоры, когда обе стороны имеют равные (или почти равные) права, одинаково заинтересованы друг в друге и готовы передать/получить всю полезную информацию.
Этап 1. Подготовка к проведению интервью:
- важно точно определить время и место проведения интервью;
подготовить место проведения; - выделить достаточно времени, чтобы провести интервью не торопясь;
- подготовить типовые вопросы и задания;
- определить перечень необходимых документов (должностная инструкция
сотрудника, оценочный лист, результаты предыдущей оценки, бизнес-план
подразделения и др.).
Этап 2. Установка контакта.
На этом этапе важно огласить цели и задачи интервью. Задача интервьюера — дать возможность кандидату расслабиться, вести себя свободно. Можно начать с нескольких общих вопросов или фраз. Если время интервью ограничено, стоит это оговорить.
Обстановка должна быть комфортной, располагающей. Если интервью проводится в помещении, где шумно, постоянно присутствуют или заглядывают посторонние люди, много отвлекающих моментов, то установить контакт достаточно сложно.
Этап 3. Информационный.
На этом этапе сотрудник может рассказать:
- о себе;
- своих сильных и слабых сторонах; в своей работе в компании;
- задачах, которые стоят перед компанией;
- о том, как сотрудник понимает эти задачи и т. д.
Этап 4. Собственно интервью.
Вопросы и задачи к оценочному интервью можно разбить на тематические блоки:
1. Результаты работы за прошедший период и их оценка:
· необходимо уточнить задачи, поставленные перед сотрудником;
· определить результаты его труда;
· оценить эти результаты;
· определить удачи и неудачи в его работе;
· выяснить их причины;
· выявить ошибки в работе;
· понять, как можно их исправить.
2. Планы обучения и развития сотрудника или планирование карьеры:
- необходимо выяснить, какие знания, умения и навыки важны для сотрудника;
какими он уже обладает; - какие ему надо получить или развить;
- в какие сроки;
- как сотрудник представляет развитие своей карьеры;
- хочет ли поменять профиль деятельности;
- составить план обучения и развития.
3. Составление планов на следующий период:
- необходимо поставить цели сотруднику (в соответствии с корпоративными
целями); - определить задачи;
- выявить качественные и количественные показатели его труда; в составить план его работы. Этап 5. Обратная связь. На этом этапе важно:
- признать заслуги сотрудника (похвалить);
- обратить внимание на ошибки и неудачи;
- озвучить и объяснить оценку сотрудника;
- не забыть о мотивации сотрудника на дальнейшую эффективную работу.
В практике некоторых компаний оценочное интервью используют в комплексной оценке как инструмент для многостороннего изучения личности. Например, интеллект определяется с помощью специальных вопросов или тестов, а при оценке мотивации выявляется характер интересов, моральные и материальные ценности. В конце главы в качестве примера даны вопросы для изучения оценки мотивации и успешности в понимании работника.
Оценочное интервью может стать и процедурой подведения итогов, в ходе которой можно оценить не только профессиональные достижения, но и соответствие рабочего поведения корпоративным нормам. Сотрудникам это поможет понять, чего ожидает от них компания (какие достижения, кроме количественных, ценятся компанией).