Изготовление изделий из пластовой бересты.

РЕФЕРАТ

по дисциплине «НДПИ Зауралья»

Художественная обработка бересты

Выполнила: студентка группы П-30314 О.А. Евдокимова

Направление – 44.03.04 «Профессиональное обучение (ДПИ и дизайн)»

Руководитель В.С.Медведевских

Курган 2016

Оглавление

Введение. 2

1.Береста и быт. 4

2.Плетение. 6

3.Изготовление изделий из пластовой бересты. 7

4.Тиснение. 8

5.Резьба. 9

6.Роспись по бересте. 9

7.Роспись пермогорских туесков. 10

8.Роспись уфтюжского туеска. 10

9.Роспись тагильского бурака. 11

Заключение. 12

Список использованной литературы.. 13

Приложение. 14

Введение

Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой — мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.

Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Множество берестяных грамот ученые нашли при раскопках древнего Новгорода. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Возможно, крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине. Хотя бумага заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминали люди о древнерусском папирусе

Актуальность темы заключается в необходимости возрождения и развития русской народной традиционной материальной культуры. На протяжении многих лет не уделялось должного внимания народным промыслам, был утрачен огромный опыт работы в этой области. В последнее время Российское государство уделяет все больше внимания этому вопросу. И появление в нашем образовании учебных программ, позволяющих применять виды народных промыслов в процессе обучения, делает немалый шаг в развитии и восстановлении русской народной традиционной материальной культуры.

Береза - это символ русской природы, а береста - один из самых поэтичных материалов народного декоративно-прикладного искусства. Изделия из бересты известны с давних времен. Поделка таких изделий считается одним из самых древних ремесел и является исконно русским промыслом. Берестой обшивали лодки, делали из неё поплавки для рыбацких снастей, обувь (ступни, лапти), чемоданы, сундуки, пестери, игрушки (шаркунки, погремушки, фигурки зверей), украшения (бусы, обереги, серьги, пояса) и т.д.

Цель: Познакомиться с основами художественной обработки бересты.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

· Поиск литературы

· Формировать начальные знания в области обработки бересты.

· Овладеть основами художественной обработки бересты.

· Знакомство с историей народных берестяных промыслов.

Береста и быт.

Береста, или берёсто, - верхний слой берёзовой коры, прочный, гибкий, мало поддающийся гниению. Из берёсты, поэтому изготавливали различную хозяйственную утварь. Из пластов коры делали лёгкие лодки-берестянки, сооружали летние жилища – чумы; скальё – листы бересты – использовали при сооружении домов, на бересте писали письма. Неудивительно, что во время раскопок в Новгороде находки вещей из бересты были довольно многочисленными – до 4000 штук.

В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири иДальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительствомдома, везде использовали бересту.

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическимсвойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили,если между деталями конструкции прокладывали бересту. Вот что писал Петрей Петр в начале XVII века, описываяМосковское государство: "...они умеют так ловко и плотно класть бревна одно на другое, что на дом не потратят ни одногогвоздя, они покрывают эти дома досками, а всего лучше корой березы...".

В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали "вторую жизнь" после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки. Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.

Прочно вошла береста в "мир детства" в виде игрушек. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Онислужили шумящим оберегом и развивали мышление. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в видеживотных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие - ребенок мог сделать сам. У народовСибири повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовлениямузыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек.В таможенных книгах Московского государства (XVII в.) упоминаются "берестяные каючки", на которых с верховьевВычегды доставляли товар в Великий Устюг. Как они выглядели, представить сейчас трудно. А вот каноэ североамериканскихиндейцев и лодки-берестянки народов Сибири сохранились в музеях Петербурга (РЭМ, МАЭ). Известна и технология их изготовления. Ни одна телега, ни одни сапоги и конская упряжь не обходились без дегтя. Лучший деготь получался из бересты. Телеги не скрипели, сапоги долго служили и не промокали, а конская упряжь не замерзала на морозе. Запах дегтя известен многим, ихтиологовая мазь содержит березовый деготь .Деготь обладает лечебными, противовоспалительным действием. Много пословиц и загадок связано с берестой, по которым можно судить о том, какое место занимала она, в крестьянском быту.

Стоит в поле дерево древанское, на этом дереве семь угодьев,

Первое угодье – в избе обиходье,

Другое угодье – в кругу вертится,

Третье угодье - старому и малому потешка,

Четвертое угодье – на церкву крыша,

Пятое угодье – по дорожке след,

Шестое угодье – на всю ночь свет,

Седьмое угодье – всему миру масло.( Береза )

Еще одна хорошая пословица, которой можно окончить главу: « Кабы не лыко да не береста, так бы мужик рассыпался».

Плетение.

В прошлом из бересты плели небольшие солоницы и крупные ёмкости для хранения муки, круп. Для них употреблялась лента из бересты шириной в 1- 2,5 см. Берестяную ленту опускали ненадолго в горячую воду, она становится эластичной. Такой берестой обматывали треснувший горшок и она после высыхания крепко стягивала все трещины. Такое плетение из лент получалось очень прочным.

Солоница - сосуд для когда-то дорогого и очень необходимого продукта. Недаром деревянные солоницы в виде баранчика или уточки любовно украшали резьбой и росписью. В крестьянском быту дорожные солоницы плели из бересты. благодаря двойному слою плетения достигалась почти полная герметичность, что предохраняло соль от воды. Солоницы - это чаще всего плоские или квадратные коробочки с узкой горловиной - иногда в виде птицы(рис. 1).

Изготовление изделий из пластовой бересты.

Очень были распространены изделия, сделанные из целых пластов бересты: лукошки, заплечники для грибов и ягод, чекманы. Прямоугольный слой бересты складывали по полам, по бокам сшивали лентой из лозы. В получившиеся от изгибов и вывернутые наружу уголки донышка вставляли палочку-замок, которая даёт необходимую жёсткость конструкции. Горловину посудины стягивают дополнительным обручём из бересты.

Бурак, или туесок, лёгкий, удобный, был неотъемлемой частью домашнего обихода крестьянина и жителя ремесленных посёлков. В жару в нём хорошо сохранялся прохладный квас. В бураках держали молоко и крупы, пряности и соли. Собирали в них грибы и ягоды. Не обходились без бурака и на рыбалке. Известны бурачки уплощённой овальной формы – в них удобнее, чем в обычных круглых туесках, хранить пойманную рыбу. В соответствии с потребностью бураки делали разного размера, объёмом от половины стакана до четырёх вёдерных. Когда везли продавать готовый товар, в большие бураки вставлял меньшие, составляя наподобие матрёшек комплекты. Самым распространённым был двух-трёх литровый бурак, высотой 20-28 см, диаметром 12-20 см.

Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Несмотря на это, в народном искусстве существуют другие, очень разнообразные способы декоративного оформления берестяных изделий. Наряду с выскабливанием, или процарапыванием, есть тиснение, резьба и роспись(рис.2).

Тиснение.

Тиснение по бересте – один из древних видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканов. Подобно набойке на тканях тиснение узора на бересте позволяет достигать большого разнообразия композиционных решений. При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая своеобразную поверхность бересты рельефным рисунком.

В Прикамье славились тиснённые бураки, что делали мастера Чусовских городков в прошлом столетии. По чистоте работы и по накладке на наружной стороне красивых узоров они считались лучшими. Чусовские бураки имеют характерный рисунок тиснения, который наносится костяными чеканами на наружный слой бересты.

Тагильские чеканенные бураки известны на Урале. Их тиснение похоже на чусовское, только отдельные его элементы выполнены тоньше. Основным элементом рисунка является бусинка: ряды бусинок в дорожниках, звёздочки в розетках, ромбах. Иногда вместо розетки, в центр квадрата ставится цветок или куст с птицами.

Бураки с упрощённым рисунком тиснения делали там, где не было крупных производств берестяной утвари. В них схематически повторялась известная композиция с полоской по краю поля и крупной орнаментальной фигурой в центре. Известен другой рисунок тиснения, построенный на ином композиционном принципе, тогда по всему полю в определённом ритме разбросаны звёздочки или группы розеток. Их расположение напоминает узор народной набойки. Как будто бурачок обтянут куском ткани, с характерным для неё простеньким звёздчатым рисунком(рис.3).

Резьба.

Резьбу по бересте русские мастера применяли довольно широко наряду с другими способами её украшения - гравировкой и тиснением. Прорезные отверстия в виде полулунок, ромбов, овалов и кругов в сочетании с цветными и слюдяными подкладками характерны и для якутской прорезной бересты. Небольшие слюдяные окошки эффектно выделяются на фоне мелкого, графически чёткого гравированного узора либо чёрной сетки из конского волоса, оплетающей пояски и прочие детали берестяного изделия.

Вырезанными из бересты геометризованными изображениями оленьих рогов, птиц украшали короба в Западной Сибири.

Наиболее виртуозной была прорезная, или просечная, береста на русском Севере. В окрестностях Великого Устюга, в Шемогодье издавна существовал крестьянский промысел по изготовлению берестяных изделий с прорезным орнаментом. Лёгкий геометрический рисунок решётки резали на меленьких туесках: он складывался в узорные полосы, крупные розетки и спирали(рис.4).

Роспись по бересте.

Расписная береста - один из интересных и самобытных видов народного творчества. В разных районах сложились особые способы росписи берестяных изделий. Чаще всего расписывали берестяные туески, или бураки. Обычно поверхность бурака окрашивали каким-либо ярким цветом, чаще это были оранжево-красные, золотисто-охристые, реже тепло-зелёные, голубые, коричневые или синие тона. Форма и конструкция туеска определяли композицию росписи. Пояски и крышку выделяли контрастной к цвету фона краской: синей к оранжевому, тёмно-красной к жёлто-оранжевому. Замочный шов, соединяющий края наружного слоя туеска, обрамляли рядами небольших растительных мотивов. На передней стороне туеска размещали цветок, букет, изображение птицы. НО они занимают не только видимую часть цилиндрической поверхности туеска, но и немного заходят за её пределы, разрастаясь в боковые стороны, как бы предлагая зрителю рассмотреть роспись со всех сторон.

Так же как и в росписи по дереву, применяется небольшое количество красок. Активную роль играет цвет фона, от которого зависит цветистость и яркость росписи. По закону цветового контраста на тёплых тонах холодные цвета кажутся ярче и наоборот.

Наши рекомендации