Психологические аспекты социальной рекламы
Для социальной рекламы, так же как и для коммерческой, характерен высокий уровень влияния эмоционального компонента рекламного воздействия, который определяет эмоциональное отношение аудитории в целом и индивида в частности к объекту рекламной информации: относится ли к нему субъект с симпатией, антипатией, нейтрально или противоречиво. Социальная реклама должна вызывать сильные эмоции, будь то шок, страх, радость или негодование, причем по силе своего воздействия она должна быть гораздо мощнее, нежели реклама коммерческого продукта. Соответственно встает вопрос о психологических аспектах социальной рекламы.
Изучение психологических аспектов рекламного воздействия необходимо для определения специфики функционирования рекламы в сфере общественной коммуникации и предполагает анализ таких характеристик, которые вызывают у индивида личностное, эмоционально окрашенное отношение к рекламному сообщению, формирующее в конечном счете и личное, и общественное поведение. В частности, большое значение приобретает вопрос мотивации.
Убеждение и внушение. Анализ мотивов, применяемых в об
ращениях социальной рекламы, приводит к необходимости так
же рассмотреть такие факторы, как убеждение и внушение.
Применение убеждения в рекламных сообщениях достаточно
ограничено его возможностями. Скажем, убеждающие приемы в
коммерческой рекламе не являются эффективными, поскольку
апеллируют к интеллектуальной, а не к эмоциональной состав
ляющей сознания. В социальной рекламе, впрочем, убеждающие
приемы вполне могут быть использованы, хотя бы частично (ко
гда аргументирующая часть высказывания подразумевается «по
умолчанию»). ]
Внушение — способ коммуникативного воздействия, рассчитанного на некритическое восприятие информации. Сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Эффект особенно силен тогда, когда содержание внушаемого сообщения в общем и целом соответствует интересам и потребностям аудитории. Эта форма общения обладает очень сильным эмоциональным воздействием и способна вызвать не только желаемый отклик, но и заданные формы поведения. Использование слов, смысл которых конкретен, содержание которых легко себе мысленно представить, существенно повышает эффект внушения. Напротив, абстрактные понятия резко снижают силу внушения. Но этого мало: необходимо, чтобы они еще были и благозвучны. Результативным является использование и обыгрывание устойчивых речевых оборотов, зачастую не только вербальное, но и графическое. Важный фактор эффективности восприятия — конкретный и образный характер качеств, присущих описываемым явлениям, событиям, ситуациям. Чем выше степень абстракции при описании какого-либо предмета и его свойств, тем слабее внушение. Весьма важным фактором повышения эффективности рекламного сообщения является степень и глубина его обращения к архетипам. Если при полном или частичном восприятии рекламы у аудитории подключается архетипический уро-
вень восприятия, то все соответствующие данному архетипу эмоциональные реакции и бессознательные ожидания будут усиливаться. Эксплуатируя большую часть общих для любой рекламной деятельности психологических мотивов и используя ряд приемов, присущих коммерческой рекламе, социальная реклама тем не менее обладает своей спецификой. Так, более эффективны по сравнению с коммерческой рекламой методы убеждающего воздействия по сравнению с внушающим; в меньшей степени используются манипулятивные технологии.
Эмоциональные и нравственные мотивы. Комплекс мотивов можно условно объединить в две большие группы: эмоциональные мотивы и нравственные мотивы.
Что касается эмоциональных мотивов, используемых в социальной рекламе, то по частоте и степени эффективности их практического применения они располагаются следующим образом:
■•' мотив страха;
• мотив любви;
"•■ мотив патриотизма;
• мотив свободы;
• мотив самореализации;
• мотив юмора;
• мотив открытия.
Мотив любви, а также мотивы гордости и патриотизма — это, как правило, прерогатива социальной рекламы государственного сектора, направленной на пропаганду неких абстрактных, общечеловеческих ценностей, на распространение набора идеологем, в перспективе ■— на формирование позитивного образа страны в глазах граждан. Мотивы свободы и самореализации в практике отечественной социальной рекламы пока встречаются достаточно редко, однако если обращаться к зарубежным аналогам, то можно заметить, что в основном они эксплуатируются различными профессиональными и творческими объединениями, а также религиозными организациями. Наконец, юмористический мотив присутствует в отечественной социальной рекламе только в форме стилистического приема, равно как и мотив любопытства.
Использование уровня нравственной мотивации оправданно при создании сообщений, связанных с решением проблем межнациональной розни, снижения социальной напряженности, охраны гражданских прав и свобод и т.д. Достаточно часто использование нравственных мотивов в рекламных обращениях, направленных на привлечение внимания к таким острым соци-
альным проблемам, как охрана окружающей среды, необходимость соблюдения и защиты правопорядка и т.п.
Показатели и критерии психологической эффективности
Социальная реклама считается психологически эффективной, когда заключенная в ней информация трансформируется в личные знания, превращается во внутреннею убежденность, становится стимулом к действию.
Чаще всего для оценки психологической эффективности социальной рекламы используются шкалы, определяющие степень привлечения внимания, запоминаемость, точность восприятия и понимания рекламного сообщения, выраженность эмоций, готовность совершать действия.
Показателями психологической эффективности рекламного воздействия являются:
(1) психологическое отношение, имеющее трехкомпонентную
структуру;
• когнитивный компонент (знания о рекламируемом объекте);
• аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта рекламы, связанные с ним эмоциональные переживания);
• конативный компонент (готовность к определенному поведению);
(2) доверие как общий оценочный показатель, включающее
три фактора:
• надежность (поддержка);
• единство (тождественность);
• предсказуемость.
Основными критериями психологической эффективности воздействия социальной рекламы выступают:
(1) когнитивный компонент. Оценивает рекламное сообщение как способное привлечь внимание, понятное, информативное, запоминающееся, оригинальное и т.д. Оценки данных критериев демонстрируют уровень знания респондентов об объекте рекламы;
(2) аффективный компонент. Оценивает эмоции, вызываемые тестируемым рекламным сообщением: дружественное, раздражающее, притягивающее, успокаивающее, волнующее и т.д. Оценки данных критериев демонстрируют уровень эмоционального отношения респондентов к рекламе;
(3) поведенческий компонент. Проявляется в желании досмотреть рекламу до конца, увидеть снова, узнать продолжение и т.д. Оценки данных критериев демонстрируют готовность респондентов к определенному поведению, провоцируемому рекламой;
(4) общая оценка рекламного сообщения как профессионального, надежного, убедительного, притягательного, вызывающего доверие. Оценки данных критериев демонстрируют уровень доверия респондентов к социальной рекламе.
Для оценки психологической эффективности социальной рекламы, как правило, используется метод семантического дифференциала, который является комбинацией метода контролируемых ассоциаций, возникающих при восприятии некоего раздражителя, и процедур шкалирования. Семантический дифференциал позволяет фиксировать так называемые «коннотатив-ные значения» — личностные смыслы оцениваемых социальных объектов, вычленяя их из социально нормированного когнитивного уровня.
Отношение к социальной рекламе фиксируется в сдвиге субъективной семантики, который происходит, если воздействие социальной рекламы эффективно, если объекты рекламной кампании становятся для человека «своими», лично значимыми, если они вводятся в индивидуальный опыт.
В рамках психосемантического шкалирования анализируются рекламные материалы по набору дифференциальных двухполюсных шкал. Респондентам предлагается выбрать значение в интервале от —3 до +3 (это степень выраженности той или иной характеристики); когда они затрудняются дать оценку, то ставят 0.
4.6. Эффективность медиастратегии и бюджета кампании
Все объявления в одном и том же средстве рекламы в некоторой степени конкурируют между собой за внимание зрителей (слушателей или читателей). Такой эффект называется «загромождением рекламного пространства». Но конкуренция за внимание практически никогда не играет большой роли. Рекламе требуются лишь микросекунды, чтобы привлечь рефлекторное внимание аудитории, и лишь секунда или две, чтобы привлечь селективное внимание. Кроме того, большинство каналов рекламы рас-
полагает отдельные объявления последовательно, таким способом сводя к минимуму помехи вниманию.
Основная проблема, вызванная соседством конкурирующих сообщений, возникает уже в процессе обработки информации на стадии запоминания. При сохранении порогового уровня внимательности адресата происходит смешение эффектов коммуникации (явление интерференции). Влияние интерференции следует особенно учитывать в следующих ситуациях:
(1) при низкововлеченном / информационном отношении только во время первых нескольких контактов с рекламным обращением, когда формируется отношение. Позже вырабатывается устойчивость к данному явлению;
(2) при низкововлеченном / трансформационном отношении к проекту, когда зрителю нужно запомнить основное сообщение, способы участия и контактную информацию. Здесь никакими средствами невозможно избавиться от интерференции, так как всякое трансформационное отношение чувствительно к конкуренции, но при высокой вовлеченности влияние конкурентных помех более зависит от силы сопутствующих рекламных обращений, чем от количества этих объявлений.
Большинство специалистов по медиапланированию ошибочно уделяют все свое внимание затратам и не учитывают прибыль. Так, при оценке альтернативных вариантов графика использования средств рекламы они используют показатель «затраты на тысячу контактов». Но данная величина не соответствует возлагаемым на нее задачам по следующим причинам: у двух средств рекламы затраты на тысячу контактов могут быть одинаковыми, но охват — совершенно разным; затраты на тысячу ничего не значат без учета эффективности этих контактов.
При выборе графика рекламы определяющим фактором является показатель «затраты на единицу эффективного охвата». Важно при наименьших затратах получить максимально эффективный охват.
При проведении социальных рекламных кампаний необходимо отслеживать процессы обработки информации и модификации эффектов коммуникации. Именно эти показатели позволяют оценить текущую продуктивность социальной кампании.
Принятие и непринятие рекламы аудиторией. Если система рекламных коммуникаций основана на высокой вовлеченности, то в первую очередь следует измерять принятие или непринятие рекламы аудиторией. Подобные измерения проводятся немед-
ленно после контакта с обращением. Такая реакция вспыхивает и быстро забывается, поэтому важно успеть захватить ее. Но вмешиваться в сам процесс демонстрации нельзя, так как это нарушает сам процесс восприятия. Известны два способа измерения принятия:
(1) неограниченное во времени собеседование — предполагает
следующие вопросы:
• Когда вы смотрели (слушали, читали) рекламу, какие мысли, чувства, образы у вас возникали, о чем вы думали?
• Теперь я прочту ваши ответы, а вы скажете, как вы их оцениваете: как положительные, нейтральные или отрицательные?
Наилучшим свидетельством предстоящей перемены отношения к соцпроекту является соотношение количества положительных и отрицательных ответов;
(2) ограниченный список прилагательных — из заранее состав
ленного списка человека просят выбрать прилагательные
(или краткие описания), отражающие их реакцию на
рекламу. Выбор осуществляется по принципу «подходит
или не подходит». Здесь особенно важен сам набор при
лагательных. Он должен соответствовать модели комму
никации. Поэтому данный способ уступает предыдущему
в достоверности результатов.
При проведении кампаний, адресованных низкововлеченной аудитории, более важно контролировать реакции запоминания ключевого обращения. Респондентам задаются такие вопросы: «По вашему мнению, что хотели сказать в этом сообщении?» Ответы фиксируются, а затем сравниваются с фактическим заявлением о коммуникационной стратегии проекта.
Если рекламное сообщение вызывает требуемые эффекты коммуникации, то не стоит особенно беспокоиться об отслеживании процессов принятия и запоминания. Порядок измерения эффектов коммуникации обычно отличается от того порядка, в котором они возникают в голове потребителя, потому что:
(1) измерение осведомленности (реальной осведомленности, а не проверки обработки информации) необходимо отложить, так как измерять ее сразу после показа или прослушивания рекламы бессмысленно. Можно заранее сказать, что все респонденты продемонстрируют великолепную осведомленность. В реальной жизни таких ситуаций не бывает, за исключением разве что рекламы, предполагающей немедленную реакцию;
(2) важно, чтобы мнение b проекте и намерение об участии сложилось (изменилось) у респондентов именно под воздействием рекламы, а не в ходе тестирования. Этапы измерения эффектов коммуникации. Итак, очередность измерения эффектов коммуникации выглядит следующим образом:
(1) осознанность важности ■'— подлежит измерению в первую очередь (только если перед рекламной кампанией стоят цели создания потребности в категории или напоминания о ней). Когда цель коммуникации заключается в напоминании о существовавшей ранее или скрытой социальной проблеме, измерять нужно намерение следовать или нет основному призыву рекламы;
(2) намерение оказать содействие (кроме низкововлеченных / трансформационных моделей). При тестировании рекламы существует одна ситуация, при которой не нужно измерять намерение оказать содействие. Это коммуникационные модели с трансформационной мотивацией и низкой вовлеченностью. Дело в том, что низкововлечен-ная реклама, прежде чем подействовать, должна быть показана многократно. Кроме того, в данном случае намерение совершить покупку может быть глубоко подсознательным. Значит, об эффективности рекламы лучше судить по мнениям о согласии с социальным призывом. Во всех остальных коммуникационных моделях изменение отношения / поведения необходимо измерять. Это делается в первую очередь для того, чтобы ничто не влияло на респондентов и их впечатления от рекламы;
(3) оценка отношения респондента к социальной программе (при тестировании низкововлеченной / трансформационной рекламы данное измерение пропускается). Измерение отношения помогает интерпретировать основной критерий тестирования рекламного объявления: намерение предпринять активное действие при заданном уровне осведомленности. Измерив намерение, мы узнали вероятность того, что респондент предпримет какие-либо действия. Измеряя отношение, мы узнаем, насколько хорошо наш проект оценивается по сравнению с другими;
(4) мнения о конкретной проблеме и роли соцпроекта — диагностическая процедура для общей оценки отношения. Кроме того, при тестировании низкововлеченной / трансформационной рекламы это единственный способ оценить отношение.
Шкала, по которой будут оцениваться мнения о выгодах, зависит от типа модели рекламных коммуникаций:
• низкововлеченная / информационная модель — аудитории полагают, что проект имеет или не имеет какие-то выгоды. Они не оценивают эти выгоды, а решение об отношении производится по принципу «верю — не верю», «нравится — не нравится». Поэтому для измерения мнений о выгодах используется простейшая шкала: 1 (верю) и 0 (не верю);
• высокововлеченная / информационная модель. Когда потребители сильно вовлечены в проблему, характеристика каждой выгоды конкретного проекта оказывает влияние на решение. Для градации выгод исследователи обычно прибегают к так называемым шкалам Ли-керта. Например: «Насколько вы согласны, что акция "Чистый город" приносит реальную пользу: полностью согласны; в общем согласны; ни да, ни нет; в общем не согласны или полностью не согласны?»;
• низкововлеченная / трансформационная модель. В данном случае оценка мнений о выгодах — единственное средство измерения отношения к проекту, а также подменяет собой оценку намерения принять участие в нем. Для тестирования низкововлеченньж/трансформационных объявлений рекомендуется применять более «мягкие» измерения выгод, известные как «шкалы семантического дифференциала». Такая шкала представляет собой два противоположных значения, разделенных семью интервалами интенсивности;
• высокововлеченная / трансформационная модель — самый сложный материал для исследования. С одной стороны, высокая вовлеченность допускает градации выгод, т.е. использование тех же шкал, что и в высо-кововлеченной информационной модели. Однако если тип проблемы таков, что отношение к ней более «мягкое», то лучше использовать семантические шкалы. Семантическое дифференцирование — весьма распространенный метод оценки любых ранжируемых величин, не поддающихся прямому количественному измерению (например, по такой шкале проще определить отношение к товарам, политикам, климату в коллективе и т.д.). Обычно в таких шкалах присутствует 5,7, 10 позиций. Следует отметить, что нечетное количест-
во позиций позволяет сделать более объективные выводы, так как такая шкала имеет «середину». Психологически человек не всегда способен выбрать между «выше среднего» и «ниже среднего» — именно для таких респондентов и выделяется «серединная» позиция. Повышение объективности ответов происходит ввиду того, что респондент меньше нервничает в момент тестирования;
(5) содействие реализации социальных программ (при необходимости). Последнее измерение, которое проводится сразу после показа рекламы, — исследует то, насколько объявление мотивирует к участию (при условии, что перед рекламой изначально ставилась такая цель). Обычно это измерение представляет собой прямой вопрос, время ответа на который не ограничено;
(6) внимание — если рекламное объявление не может быть одобрено и если предыдущие диагностические измерения не выявили причину неуспеха, то нужно оценить внимание респондентов:
• метод «показать и сказать» — простой и вместе с тем достаточно надежный способ оценки внимания. Суть метода состоит в следующем. Из репрезентативной выборки целевой аудитории отбирается примерно 30 человек, каждому из которых еще раз показывают рекламное объявление. Чтобы оценить визуальное внимание, нужно повторно показать респонденту печатное объявление или телевизионный ролик. Затем вы просите человека описать, что он увидел, т.е. на что обратил внимание при предыдущем показе или показах. Чтобы оценить слуховое внимание, нужно предложение за предложением прокрутить радиорекламу (или фонограмму к телевизионному объявлению), после чего спросить респондента, что он запомнил из предыдущего просмотра (прослушивания).
Недостаток данного метода состоит в том, что он не позволяет оценить естественный ход обработки информации. Тем не менее он достаточно дешев и подходит для первичного исследования. Если проблема лежит на поверхности, она будет выявлена; • психологические методы измерения внимания — они дают более точные результаты, но ввиду своей сложности стоят гораздо дороже, например когда респондент должен нажимать на кнопку при усилении звуковой
интенсивности. Это позволяет определить, какие части аудиосодержания рекламы заставляют человека отключать внимание, а какие, наоборот, — прислушаться. Данные методы с диагностической точки зрения очень хороши. Однако они ничего не говорят о том, как сделать рекламу в целом и коммуникативные эффекты в частности более эффективными. Поэтому оценивать внимание стоит лишь в самых крайних случаях, когда отсутствие коммуникативных эффектов никакими другими (более простыми и дешевыми) средствами объяснить не удается.
Уже во время проведения самой рекламной кампании важно отслеживать качество усваивания информации целевыми потребителями. Обработка информации состоит из немедленных реакций потребителя на рекламу (внимание, запоминание, эмоциональные реакции и принятие). «Измерить» обработку информации напрямую в ходе контрольного исследования нельзя, так как провести опрос в момент контакта респондентов с рекламой невозможно. В «лабораторных» же условиях тестирования объявления лишены информационного окружения, их демонстрируют по отдельности. Это гарантирует, что они привлекут к себе внимание, но не позволяет дать оценку качества восприятия в реальном, конкурентном окружении.
Вопросы для самопроверки
1. В чем различие социальной рекламы, обращенной к различным уровням вовлеченности?
2. Поясните понятие «гениальная творческая идея» (Big Idea) в отношении социальной рекламы.
3. Какова структура рекламной концепции?
4. Перечислите основные элементы брифа на разработку социальной рекламы.
5. Какова структура основных уровней творческой деятельности в рекламе?
6. Поясните понятие рекламоспособности в контексте различных уровней рекламного креатива.
7. Какие факторы составляют коммуникативную эффективность социальной рекламы?
8. Какое место занимает критерий «притягательная сила рекламы» в качественной оценке социальных коммуникаций?
9. Какие вопросы помогают оценить «агитационную силу» социальной рекламы?
10. Какова иерархия наиболее эффективных эмоциональных мотивов, работающих в социальной рекламе?
Библиографический список
.1. Алътшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-е изд., доп. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991.
2. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М., 1994.
3. Грановский Л.Г., Полукаров В.Л. Определение качества и эффективности менеджмента рекламной деятельности. М.: ИТК «Дашков и К0», 2002.
4. Дакоро М.А. Социальная реклама в России как фактор общественной коммуникации: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Краснодар, 2007.
5. Дрю Ж.-М. Ломая стереотипы. СПб.: Питер, 2002.
6. Кафтанджиев X. Гармония в рекламной коммуникации. М.: Экс-мо, 2005.
7. Ковалева АВ. Особенности функционирования и тенденции развития российской социальной рекламы в XX веке и ее модернизация в условиях либерально-рыночных реформ (по материалам социологических исследований): Автореф. дис. ... д-ра соц. наук. Барнаул, 2006.
8. Кутлалиев А, Попов А. Эффективность рекламы. М.: Эксмо, 2005.
9. Мартынова С.Э., Облакова СВ. Психологическая эффективность печатного рекламного текста // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. № 4.
10. Матанцев АН Эффективность рекламы. М.: Финпресс, 2002.
11. Панченко Н.В. Эффективность рекламы: почему она низка и как ее повысить // ЭКО. 1994. № 9.
12. Пискунова М.И. Социальная реклама как феномен общественной рефлексии // Паблик рилейшнз и реклама в системе коммуникаций. М., 2004.
13. Пирогова Ю.К. Критерии оценки коммуникативной эффективности рекламы / Бюллетень фин. информ. 1997. № 6.
14. Потапова У.Ю. Социальная реклама: эффективность функционирования в социальной коммуникации российского общества: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д, 2006.
15. Савельева О.О. Социология рекламного воздействия. М..: РИП-холдинг, 2006.
16. Учёнова В.В., Старых Н.В. Социальная реклама. М.: Индекс Медиа, 2006.
17. Федотова Л.Н. Реклама в коммуникационном процессе. М.: Издательский дом «Камерон», 2005.
18. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер, 2004.
19. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2000.
20. Флиер А.Я. Культурогенез. М.: Российский институт культурологии, 1995.
21. Ястребова НА. Поиски современной социологии и методологические проблемы эстетики //. Методологические проблемы современного искусствознания. М., 1986.
Электронные ресурсы
1. Дымшиц М., Пугачева Т. Эффективная реклама // http://www.dnp.ru/ publications/ effektivnaya-reklama/
2. Кузьменков М Так блеск или нищета? (полемическое размышление о социальной рекламе) // www. statya.ru/463.
3. Михайлов В. Блеск и нищета социальной рекламы, или Что делать умным людям в неумном городе? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. socreklama.ru/sr__article.php? arti__id~56
4. Николайшвили Г. Коммерческая, политическая и социальная реклама: сотрудничество или конкуренция // http://socreklama.ru/sr__article.php? arti__id=51
5. Овчинникова С Социальная реклама в России // www.socreklama.ru
6. Оренина К Социальная реклама: чуть-чуть об одном феномене [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://schisma. narod.ru/articles/ pr.htm
7. Разбегин Ю.В. Методы оценки эффективности рекламньж кампаний // www. socreklama.ru
8. Талипова Г.Ш. Возможности формирования общественного мнения механизмами социальной рекламы // www. tisbi.ru/ science/vestnik/2000/ issue2/18.php
9. Чебурашкина Е. Роль социальной рекламы в современном обществе. Анализ российского опыта // http://socreklama.ru/sr__article.php? arti__id=115
8 Социальная реклама
Заключение
Основные цели социальной рекламы — повышение информированности целевой аудитории, корректировка отношения к проблеме, стимулирование прогнозируемых социально значимых действий. Следовательно, эффективной может считаться такая социальная реклама, которая в результате воздействия приводит к трансформации негативных стереотипов и установок общества, изменению образа жизни и поведения общества или его части, формирует новые социальные ценности.
Эффективность рекламы определяется с учетом ряда необходимых факторов:
(1) четкое и обязательное поэтапное планирование рекламной кампании]
(2) постановка конкретных целей и задач рекламной кампании — формулирование того, чего именно должна добиться социальная реклама:
• сообщить целевой группе новую информацию о проблеме или напомнить о ней;
• сформировать определенное отношение к проблеме;
• побудить к действию;
• воздействовать сразу на все три этапа;
(3) единая концепция, жестко связывающая отдельные рекламные обращения и акции;
(4) грамотная сегментация, опирающаяся на исследования целевой группы по трем типам характеристик:
• географический, демографический, поведенческий и психографический признаки;
• тип мышления;
• механизм интерпретации мотива;
(5) тщательно продуманное медиапланирование — выбор тех ка
налов распространения социальной информации, которые
предпочитает целевая группа, либо расположенные в местах
ее постоянного пребывания;
(6) обратная связь с целевой аудиторией',
(7) высокий профессионализм (специальная подготовка) сотрудников, отвечающих за разработку концепции, планирование, создание и размещение рекламы.
Оценка эффективности социальной рекламы дает возможность улучшить качество как содержания, так и формы и способа подачи информации.
Обсуждая проблему эффективности, специалисты признают: есть только частные решения и подходы определения эффективности по различным параметрам в конкретных и ограниченных условиях. Оценка эффективности социальной рекламы может быть произведена по следующим позициям:
• количественная оценка — количество представителей целевой группы, изменивших стратегию поведения по итогам социальной рекламной кампании (возможна в долгосрочной перспективе, так как проследить изменения в базовой ценностной установке и поведении человека можно лишь через фиксацию изменений в организации человеком своей деятельности на протяжении длительного периода времени). К количественным оценкам можно отнести показатель осведомленности (узнаваемости), который численно равен отношению количества представителей целевой аудитории, осведомленных о содержании рекламы, к общему объему целевой аудитории;
• качественная оценка — результативность социальной кампании на уровнях восприятия и подверженности воздействию конкретных обращений в рамках социальной кампании в психологическом и коммуникативном аспектах, а также экспертная оценка рекламоспособности.
Социальная реклама считается психологически эффективной, если заключенная в ней информация трансформируется в личные знания, превращается во внутреннею убежденность, становится стимулом к действию.
Как правило, для оценки психологической эффективности социальной рекламы используются шкалы, определяющие степень привлечения внимания, запоминаемость, точность восприятия и понимания рекламного сообщения, выраженность эмоций и готовность совершать действия.
Показателем психологической эффективности рекламного воздействия является психологическое отношение, имеющее трехкомпо-нентную структуру: когнитивный компонент (оценивается способность привлечь внимание, понятность, информативность, запоминание, оригинальность рекламного сообщения и т.д.); аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта рекламы и связанные с ним эмоциональные переживания: дружественное, раздражающее,
притягивающее, успокаивающее, волнующее т т.д.); конативный компонент (оценивается желание снова увидеть рекламу, обсудить содержание рекламы с кем-либо, а также желание действовать так, как предлагает реклама). К этим компонентам необходимо добавить компонент «доверие», выступающий как общий оценочный показатель и включающий три фактора: надежность, единство, предсказуемость.
Данный метод представляет собой комбинацию метода контролируемых ассоциаций, которые возникают при восприятии некоего раздражителя (в данном случае — социальной рекламы), и процедур шкалирования. Отношение к социальной рекламе фиксируется в сдвиге субъективной семантики, происходящем в случае эффективности воздействия социальной рекламы, когда объекты рекламы становятся для респондентов лично значимыми и вводятся в индивидуальный опыт.
Особое внимание при создании социальной рекламы должно уделяться технологиям креативного конструирования рекламоспособ-ных материалов и их оценке. Следует учитывать: принципы создания RAM-проводника, слома стереотипов массового сознания, выбора официальных лиц социальных проектов; качественную иерархию уровней сложности задач по разработке рекламного креатива в социальной рекламе — шаблонный, тактический, продуктивный, стратегический и концептуальный.
Рекламоспособность — это потенциальная способность мотива-ционного воздействия на сознание целевых аудиторий, характеризующаяся новизной идеи, эстетичностью, лаконичностью, ассоциативностью, удобопроизносимостью и другими требованиями. Для определения соответствия рекламошособности выделяется комплекс критериев: сконцентрированность на одной идее; цельность аудитории целевого воздействия; способность привлекать и удерживать внимание; доступность для восприятия и запоминаемость.
Для оценки качественного уровня рекламных проектов социальной направленности используется последовательная иерархия структурообразующих элементов: творческая идея — гениальная идея — рекламная идея — творческая стратегия — рекламная концепция. Взаимосвязь приведенных элементов носит восходящий характер, т.е. каждый следующий уровень подчиняет себе предыдущий, вбирая его в свою структуру. Таким образом, выделены основные критерии, позволяющие выстроить качественную иерархию рекламного творчества в итоговом продукте (рекламном обращении или системе рекламных коммуникаций).
Коммуникативная (информационная) эффективность социальной рекламы позволяет установить, насколько эффективно конкретное рекламное обращение передает целевой аудитории необходимые
сведения или формирует желательную запланированную точку зрения. Оценка коммуникативной (информационной) результативности рекламы дает возможность улучшить качество как содержания, так и места и формы подачи информации социальной рекламы.
Коммуникативная эффективность рекламы — это совокупность трех факторов;
(1) влияние рекламы на изменение знаний о социальной проблеме, ее последствиях, способах решения и т.п., а также способность рекламы привлечь внимание к актуальным проблемам общественной жизни;
(2) влияние рекламы на формирование общественного мнения и
эмоционального отношения к социальной проблеме;
(3) влияние рекламы на изменение поведенческой модели об
щества и стимулирование действий по решению социальных
проблем.
Анализ результатов коммуникативной эффективности организуется по четырем основным критериям: распознаваемость, запоминаемость, притягательная и агитационная сила.
Целесообразно проводить тестирование коммуникативной эффективности социальной рекламы на двух этапах:
(1) предтестирование — тестирование до выхода рекламы на рынок (возможно тестирование нескольких вариантов с выбором лучшего) с целью дать предварительную оценку качества рекламы и ее способности выполнить поставленные задачи;
(2) посттестирование — тестирование в процессе проведения рекламной кампании и по ее итогам, когда рекламное сообщение (или ряд рекламных материалов) уже выпущено на рынок и прошло определенное время, достаточное для ознакомления целевой аудитории с рекламой.
В целом можно утверждать, что эффективная социальная реклама не просто воздействует на массовую аудиторию, а управляет ее социальным поведением: изменяет отношение аудитории к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе — создает новые социальные ценности. Для эффективного функционирования социальной рекламы необходимо наличие научно организованного процесса планирования, создания и размещения социальной рекламы, что возможно только при условии достаточного финансирования, наличия профессионалов и точных знаний о целевой аудитории (правильное сегментирование).
Приложение 1