Структура речевой ситуации

Занятие 5. Зачем и как люди общаются. Эффективность общения

Цели:1) Осмыслить роль общения в жизни людей.

2) Познакомиться с понятиями «речевая ситуация», «коммуниканты», «эффективность общения», «барьеры в общении».

3) Выяснить факторы, влияющие на эффективность общения.

Проверка домашнего задания.

Послушайте сообщения о родах красноречия.

Задание 1.

Выучите и произнесите в быстром темпе, чётко и без ошибок следующие скороговорки.

  • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  • Наша река широка, как Ока. Как? Как Ока широка ваша река? Так, как Ока, широка наша река.

!!! Человек не может существовать без общения. Общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.

Задание 2. Мозговой штурм.

В течение 2 – 3 минут по кругу ответьте на вопрос «Зачем людям нужно общение?». При этом у каждого будет право высказать за один подход только одну мысль. 2 – 3 человека должны постараться быстро зафиксировать все идеи в сжатом виде на доске.

После этого разбейтесь на группы по 4 – 5 человек и выберите из составленного вами списка 4 самые важные, по мнению группы, функции общения. Мотивируйте свой выбор. Обсудите предложенные каждой группой функции, обращая внимание на случаи несовпадения приоритетов. Составьте общий список из 5 – 6 пунктов.

Зачем человеку общение?

______________________________________________________________________________

!!! Почти все сферы жизнедеятельности человека связаны с общением. Мы общаемся в неформальной обстановке и в деловой сфере, в Интернете, в пути, дома, в магазине. Даже когда читаем книгу, газету или журнал, мы опосредовано общаемся с автором.

Задание 3.

Отметьте на схеме самые важные, на ваш взгляд, сферы общения студента.

Схема 4.

 
  Структура речевой ситуации - student2.ru

!!! Когда человек вступает в общение, он имеет определённое намерение (коммуникативное намерение) – хочет спросить (получить информацию), рассказать (передать информацию), призвать к действию, повлиять на настроение собеседника, установить контакт с целью налаживания отношений и т.д. Если в результате общения говорящий добился реализации собственного коммуникативного намерения (хотел получить информацию – получил именно ту, в которой нуждался; хотел рассказать – рассказал и был верно понят и т.д.), то общение было успешным. Такое общение называется эффективным. При эффективном общении цель говорящего достигается полностью. Эффективности общения способствуют:

1) осмысление целей общения;

2) учёт особенностей слушателя;

3) правильный выбор средств общения и речевого поведения;

4) представление о возможных барьерах в общении и их преодоление.

Если намерение говорящего реализовано частично (например, получил информацию, но не полную), от можно говорить о коммуникативном промахе, если коммуникативное намерение не реализовано вообще – о коммуникативной неудаче.

Всегда ли общение организуется одинаково? Конечно, нет. Мы по-разному общаемся дома и на работе, с равными и с теми, кто выше нас по статусу или старше, с теми людьми, кого хорошо знаем, и с малознакомыми людьми. Значит, на процесс общения влияет всё то, что в целом составляет ситуацию общения. Речевая ситуация – это все условия, в которых протекает речевое общение. В речевой ситуации принимают участие коммуниканты: говорящий и слушающий. Их как минимум двое (диалог), однако бывает и так, что говорящий один (монолог), а слушающих миллионы (вспомним выступление Президента Российской Федерации в новогоднюю ночь!), а бывает, что и говорящих несколько: они высказывают своё мнение по очереди (полилог). Особенности коммуникантов влияют на эффективность общения. Если у них разный возраст, ценности, картина мира, статус, то достижение эффективности в общении может быть затруднено.

В структуру речевой ситуации входят условия общения. Более эффективным будет общение, протекающее в спокойной обстановке, удобном месте и в удобное для коммуникантов время. Названные и другие особенности речевой ситуации отражены на схеме 4.

Схема 5.

Структура речевой ситуации

  Цель   Структура речевой ситуации - student2.ru Структура речевой ситуации - student2.ru Структура речевой ситуации - student2.ru   Характер общения (официальное/неофициальное; контактное/дистантное; единичное/множественное; непосредственное/опосредованное)   Сообщение (отбор словесных и несловесных средств) Условия общения Структура речевой ситуации - student2.ru (место, время, продолжительность)   Цель   Структура речевой ситуации - student2.ru
знания мировоззрение опыт статус роль самочувствие характер темперамент   отношения заинтересованность   знания мировоззрение опыт статус роль самочувствие характер темперамент

Барьеры в общении могут возникать в том случае, если

1) коммуниканты не учитывают половозрастные особенности собеседника, его статус и черты характера, а также самочувствие в момент общения;

2) условия общения не способствуют достижению понимания (неверно выбрано место или время);

3) не учитываются характеристики общения (например, свои особенности имеет общение по телефону, Интернету, общение с множественным адресатом и др.);

4) говорящий неверно отбирает средства языка, с помощью которых передаёт информацию (например, небрежное использование языковых средств может порождать двусмысленность);

5) цели говорящего и слушающего не совпадают, кто-то из них не заинтересован в общении.

Чтобы общение было эффективным, надо учиться анализировать все составляющие речевой ситуации.

Схема 6.

Анализ речевой ситуации

Структура речевой ситуации - student2.ru Структура речевой ситуации - student2.ru Структура речевой ситуации - student2.ru Структура речевой ситуации - student2.ru Структура речевой ситуации - student2.ru Речевая ситуация

Кто говорит? Кому говорит? Что говорит? С какой целью? Где? Когда?

Задание 4.

Прочитайте отрывки из статьи «Общение как ценность и как творчество» М.С. Кагана и А.М. Эткинда.

1. Общение является такой совместной деятельностью людей, участники которой относятся друг к другу и к самим себе как к субъектам. В психологическом плане из такого понимания общения следует комплекс его когнитивных, эмоциональных и поведенческих параметров: восприятие уникальности партнера, переживание его ценности и предоставление ему свободы являются определяющими факторами общения, а их отсутствие ведет к превращению общения в какой-то иной вид межличностных взаимодействий.

2. Если общение порождается отношением к другому как к свободному, уникальному и ценному для тебя субъекту, если участники общения далеки как от своекорыстного использования другого в своих интересах, так и от самоотречения, отказа от собственных потребностей, если цели участников сосредоточены в самом их взаимодействии, значит, общение содержит в себе такие механизмы, которые мотивируют взаимодействие людей друг с другом вне или помимо того продукта, который производит их совместная деятельность. Иначе говоря, мотивация общения может не сводиться к мотивации совместной предметной деятельности. Что же ее, эту мотивацию, порождает?

Независимо от того, в какой мере это осознается человеком в каждом конкретном случае, потребность общения – это исторически сложившееся и каждый раз заново формирующееся в онтогенезе стремление приобщиться к действиям, ценностям, переживаниям Другого и раскрыть ему свои собственные; это стремление разделить моменты своей жизни с Другим, разорвать узкие рамки своего Я, слив его с Я другого человека; это стремление создать социальное качество человеческого существа – качество Мы. Известные слова А. Сент-Экзюпери о «роскоши человеческого общения» справедливы только с точки зрения отдельного индивида: для социальной структуры общение является первейшей необходимостью, ибо только оно, а не коммуникация, управление или обслуживание способно формировать сплоченные и творческие, обладающие самосознанием и ценностно ориентационным единством, совокупные субъекты – общности, семьи, коллективы.

Ответьте на следующие вопросы:

1. В чём, по мнению авторов, специфика человеческого общения? ___________________________________________________________

2. Что мотивирует людей к общению? ________________________ ___________________________________________________________

3. Чем является общение для социума?

__________________________________________________________________________

Задание 5.

Перечислите все возможные причины коммуникативной неудачи в следующих ситуациях:

1. Вы начинаете рассказывать другу историю, которая произошла вчера, он делает вид, что слушает, но потом задаёт вопрос совершенно не по существу.

_________________________________________________________________

2. Вы объясняете прохожему, как пройти к нужному ему месту, но после окончания диалога видите, что он пошёл не в ту сторону.

_________________________________________________________________

3. Вы просите младшего брата прекратить шумную игру, но он не выполняет вашу просьбу.

_________________________________________________________________

Кто должен нести ответственность за преодоление таких возможных барьеров?

Задание 6.

Укажите стрелками характеристики общения в данных ситуациях.

Официальное 1. Выступление на научной конференции. 2. Тост во время семейного застолья. 3. Митинговая речь. 4. Собеседование при приёме на работу. 5. Приветственное слово на форуме молодёжных организаций. 6. Новогодняя поздравительная речь Президента Российской Федерации. 7. Беседа с друзьями. 8. Разговор по душам. 9. Выступление руководителя на совещании. 10. Речь адвоката в суде. Личное
Неофициальное Массовое

Задание 7.

Что может повысить степень эффективности общения в следующей ситуации:

Вы готовитесь поздравить свою первую учительницу с юбилеем на торжественном собрании?

________________________________________________________________________________

Задание 8.

Прочитайте отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», рассказывающий о визите Чичикова к помещику Плюшкину.

Уже несколько минут стоял Плюшкин, не говоря ни слова, а Чичиков всё ещё не мог начать разговора, развлечённый как видом самого хозяина, так и всего того, что было в его комнате. Долго не мог он придумать, в каких бы словах изъяснить причину своего посещения. Он уже хотел было выразиться в таком духе, что, наслышась о добродетели и редких свойствах души его, почёл долгом принести лично дань уважения, но спохватился и почувствовал, что слова «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок»; и потому, преобразивши таким образом речь, он сказал, что, наслышась об экономии его и редком управлении имениями, он почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение. Конечно, можно было бы привести иную, лучшую причину, но ничего иного не взбрело тогда на ум.

На это Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было, – что именно, неизвестно, но, вероятно, смысл был таков: «А побрал бы тебя чёрт с твоим почтением!» Но так как гостеприимство у нас в таком ходу, что и скряга не в силах преступить его законов, то он прибавил тут же несколько внятнее: «Прошу покорнейше садиться!»

– Я давненько не вижу гостей, – сказал он, – да, признаться сказать, в них мало вижу проку. Завели пренеприличный обычай ездить друг к другу, а в хозяйстве-то упущение… Да и лошадей их корми сеном! Я давно уж отобедал, а кухня у меня низкая, прескверная, и труба-то совсем развалилась: начнёшь топить, ещё пожару наделаешь.

Проанализируйте общение героев по плану.

  1. Кто говорит? Каковы их статусные роли? Каковы особенности их личностей, влияющие на коммуникацию?
  2. В каком месте и в какое время происходит общение? Какой из этих факторов и как больше влияет на характер общения?
  3. Кто является инициатором общения? Какова его цель? Заинтересован ли в общении каждый из коммуникантов? Какова первая реакция адресата речи на начало общения? Чем это объясняется?
  4. Как цель говорящего влияет на выбор тактики общения, отбор языковых единиц?
  5. Каково истинное намерение Плюшкина? Почему он рассказывает о «низкой кухне» и поломанной трубе?
  6. Как хотят коммуниканты воздействовать друг на друга?

Вспомните, добился ли Чичиков коммуникативного успеха? Что, по-вашему, повлияло на это?

Задание 9.

Прочитайте отрывок из романа А.Иванова «Географ глобус пропил».

– Если бы я знала, какой ты, ни за что бы замуж не вышла!..

– А какой я?- спокойно поинтересовался Служкин.

– Слова от тебя человеческого не дождёшься, одни шутки!..

– Без шутки жить жутко.

– Так у тебя, кроме шуточек, и нет ничего больше!.. Пусто за душой! Ты шуточками только пустоту свою прикрываешь! Ничего тебе, кроме покоя своего, не нужно! Ты эгоист – страшно подумать какой!

– Думать всегда страшно…

– Тебя не только любить, тебя и уважать-то невозможно! – не унималась Надя. – Ты шут! Неудачник! Ноль! Пустое место!

… Служкин убавил газ под лапшой и сел за стол.

– Ну не расстраивайся, Наденька, – мягко попросил он. – Пока ещё ничего не потеряно. Я тебе мешать не буду. Не вышло со мной – выйдет в другой раз. Ты ещё молодая…

– Не моложе тебя… – сдавленно ответила Надя.

– Ну-у, я особый случай. Ты на меня не равняйся. У тебя ведь нету столько терпения, сколько у меня. Я всегда побеждаю, когда играю в гляделки.

– Ты мне всю судьбу поломал. Куда я теперь от Таты денусь?

– Если бы тебе была важна только Тата, ты бы мне не наговорила всего того, что я услышал.

– Тебе говори не говори, никакой разницы. Ты тряпка.

– Вот и найди себе не тряпку.

– Кого я найду в этой дыре?!

– Ну кого-нибудь… Мне, что ли, самому тебе нового мужа искать?

Охарактеризуйте ситуацию общения героев. Какие факторы влияют на специфику общения?___________________________________________

Какова цель коммуникантов?

______________________

Можно ли такое общение назвать эффективным? Почему?

_______________________________________

Задание 10.

Оцените речь героя В. Шукшина в сложившейся ситуации:

В аэропорту Чудик написал телеграмму жене:

«Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка».

Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:

– Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде.

Почему герой рассказа попал в нелепую ситуацию?

Итог урока.

Какую роль играет общение в жизни человека?

Какое общение называется эффективным?

Что такое коммуникативный промах и коммуникативная неудача?

Что такое речевая ситуация? Что входит в структуру речевой ситуации?

Что повышает эффективность общения?

Из-за чего могут возникнуть барьеры в общении?

Домашнее задание.

1. Проведите наблюдение за общением героев телефильмов ли участников телепередач. Опишите ситуацию, пользуясь схемой 6. Оцените эффективность общения. Что определило его эффективность или неэффективность?

__________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте текст Письма И.П. Павлова к молодёжи.

Что я хотел пожелать молодёжи моей родины, посвятившей себя науке?

Прежде всего – последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения? Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.

Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти на её вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостаток своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, – он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать чёрную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух учёного. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории – пустые потуги.

Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

Второе – это скромность. Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте смелость сказать себе: я невежда.

Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности.

В том коллективе, которым мне приходится руководить, всё делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберёшь – что «моё», а что «твоё», но от этого наше общее дело только выигрывает.

Третье – это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует от человека наука. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях!

Наша родина открывает большие просторы перед учёными, и нужно отдать должное – науку щедро вводят в жизнь в нашей стране. До последней степени щедро.

Что же говорить о положении молодого учёного у нас? Здесь ведь всё ясно и так. Ему многое даётся, но с него много и спросится. И для молодёжи, как и для нас, вопрос чести – оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша родина.

Академик И.П. Павлов. 1935 г.

Кому адресовано Письмо академика И.П. Павлова?______________________

____________________________________________________________________

Как адресант учитывает фактор адресата? _____________________________

__________________________________________________________________________

Учитывает ли автор специфику общения в молодёжной аудитории? В чём это проявляется? _______________________________________________________

__________________________________________________________________________

Докажите, что адресант обеспечивает лёгкое и комфортное понимание слушателями собственных мыслей.

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Опишите образ отправителя сообщения, который сложился в вашем сознании после прочтения Письма._____________________________________________

______________________________________________________________________________

3.Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о ходе изучения риторики в вашей группе для радиопрограммы.

4.Индивидуальное задание для пары. Подготовьте диалог – беседу студента и администратора фитнес-клуба. Цель – обмен информацией о клубе и условиях его посещения.

Наши рекомендации