Явление расхождения аттитюда и поведения. Исследования Лапьера. Аттитюд на объект и аттитюд на ситуацию (М. Рокич). Принцип согласованности (М. Фишбейн, И. Айзен)
В основе многих психологических учений лежит предпосылка, что убеждения и чувства определяют социальное поведение людей. Для того чтобы изменить поведение, необходимо изменить образ мыслей человека, его оценки социальных объектов. В конечном итоге вопрос о связи поведения и установок — это вопрос о возможности целенаправленного влияния на поведение. Проблема взаимосвязи поведения и установок являлась одной из самых дискуссионных на протяжении всей истории изучения аттитюдов.
Исследование Р. Лапьера длилось в течение двух лет. Он путешествовал, с парой китайских молодоженов, посетив в общей сложности более 250 гостиниц. Это путешествие было предпринято в то время, когда в Америке существовало стойкое предубеждение против выходцев, из Азии. Однако спутники Р. Лапьера только один раз за все время путешествия получили отказ поселить их в гостиницу. Спустя 6 месяцев, Р. Лапьер разослал во все отели, где они благополучно останавливались во время путешествия, письма с просьбой принять его и китайцев еще раз. Ответы пришли из 128 мест, и 92% из них содержали отказ. Таким образом, проявилось расхождение между аттитюдами и реальным поведением хозяев гостиниц по отношению к китайцам. Результаты этого исследования показали несоответствие аттитюда и поведения и получили название «парадокс Лапьера». М. Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию. «Включаться» может то один, то другой аттитюд. А. Айзен и М. Фишбайн разработали четыре критерия, по которым должны быть сопоставлены уровни поведения и установки: элемент действия, элемент цели, элемент контекста (ситуации) и элемент времени. Можно сделать определенный вывод: чтобы аттитюды направляли поведение, они должны быть специфичными для данного рода поведения. М. ФишБейн предложил определенную типологию аттитюдив, разделяя их на аттитюды к действию и аттитюды к объекту. Фишбейн и Айзен предложили модель Аттитюда и поведения, которая включает компонент социальных норм как основной фактор. Основное предположение теории состоит в том, что большая часть поведения, изучаемого в социальной психологии, является подвластным волевому контролю (т.е. индивид в состоянии выбирать, вести ли ему себя определенным образом или нет). Авторы теории утверждают, что относительные доли вклада и субъективных норм в предсказание поведения неопределимы заранее и зависят от конкретного типа поведения и индивида.
48. ФАКТОРЫ, ОПОСРЕДУЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ АТТИТЮДА НА ПОВЕДЕНИЕ В основе многих психологических учений лежит предпосылка, что убеждения и чувства определяют социальное поведение людей. Для того чтобы изменить поведение, необходимо изменить образ мыслей человека, его оценки социальных объектов. Результаты эксперимента Р. Лапьера, опубликованные им в 1934 г., разрушили привычную аксиому взаимосвязи социальной установки и поведения, ослабили интерес к ее изучению. Исследование Р. Лапьера длилось в течение двух лет. Он путешествовал с парой китайских молодоженов, посетив в общей сложности более 250 гостиниц. Это путешествие было предпринято в то время, когда в Америке существовало стойкое предубеждение против выходцев из Азии. Однако спутники Р. Лапьера только один раз за все время путешествия получили отказ поселить их в гостиницу. Спустя 6 месяцев Р. Лапьер разослал во все отели, где они благополучно останавливались во время путешествия, письма с просьбой принять его и китайцев еще раз. Ответы пришли из 128 мест, и 92% из них содержали отказ. Таким образом, проявилось расхождение между аттитюдами и реальным поведением хозяев гостиниц по отношению к китайцам. Результаты этого исследования показали несоответствие аттитюда и поведения и получили название «парадокс Лапьера».
Условия, которые бы способствовали степени соответствия между установками и поведением. Важное условие данного соответствия заключается в том, чтобы установка была сильной и ясной. Несоответствие чаще всего относится к слабым или амбивалентным установкам. Еще одним средством укрепления установок является их неоднократное осуществление на практике. Обнаружено, что соответствие установок и поведения больше тогда, когда люди думают о своих установках и выражают их. Установки руководят поведением и в том случае, если они находятся в поле сознания человека («осознанность»). М Снайдер и У. Суонн опрашивали студентов университета штата Миннесота об их отношении к политике решительных действий в области занятости. Спустя две недели этих студентов пригласили поучаствовать в ролевой игре — присутствовать в жюри на слушании импровизированного дела о половой дискриминации при приеме на работу. У студентов, которым с помощью специальной инструкции давали возможность вспомнить свои рассуждения, высказанные в опросе, ранее сформированные установки влияли на вынесение окончательного приговора. У студентов, не имевших возможности воспроизвести в памяти аттитюды к проблеме занятости, высказанные ими на первом этапе эксперимента, установки не оказывали влияния на вынесение вердикта. Итак, осознание установки приводит к влиянию на поведение человека. Еще одним фактором, определяющим доступность аттитюда, является знание об объекте этого аттитюда. Теоретически чем больше человек знает об объекте, тем более доступной становится оценка этого объекта, и с большей вероятностью можно делать прогноз о поведении человека.
Установки предсказывают поведение, если: 1) установка личности была достаточно сильной и ясной, 2) установка находится в поле сознания человека. 3) знания об объекте этого аттитюда, 4) способ формирования установки (установки, образованные на основе непосредственного опыта, являются более доступными и лучше предсказывают поведение, чем установки, возникшие каким-либо другим путем), 5) когда другие влияния уменьшены;
Известно, поведение человека может быть подвержено как влиянию его установок, так и ситуации («ситуационным давлением»). К ним можно отнести: 1) Влияние на поведение человека установок и норм других людей (влияние значимых других и групповое давление), 2) Отсутствие приемлемой альтернативы (несоответствие установки и поведения определяется невозможностью реализовать установку на практике. Так, например, люди могут быть вынуждены покупать те товары, к которым испытывают негативное отношение, поскольку других просто нет).
3) Воздействие непредсказуемых событий (одинокий человек, который не любит свою соседку (отрицательный аттитюд), заболев, вынужден обращаться к ней за помощью).
4) Нехватка времени.
49. «ТЕОРИЯ ОБОСНОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ» ФИШБЕЙНА АЙЗЕНА. Строится на принципе: люди в своих действиях основываются на представлениях и приемлемой информации, а не на логическом обосновании. Поведенческие интенции к осуществлению определенного рода поведения (например, выбор определенной специальности для обучения) представляют функцию двух факторов:собственных аттитюдов личности в отношении поведения и субъективной нормы, связанной с представлениями других людей о том, как она должна поступать. Каждый из этих факторов высчитывается по модели ценности ожиданий — предполагающей объединение ряда характерных представлений об осознаваемой вероятности (или ожиданиях), составляемых в оценочных выражениях (осознаваемой ценности результата для индивида). Таким образом, аттитюды индивида в отношении поведения объединяют поведенческие представления, каждое из которых составляется из личностных оценок возможных последствий. Субъективная норма, выводимая из нормативных представлений (представлений о том, что значимые другие могут думать о том, как надо поступать в такого рода ситуациях), каждое из которых определяется мотивированностью личности на подчинение значимых других.
Проблемы теории:
1. не решается проблема соответствия ожиданий с тем, что будет в реальности, т.к. ситуативный контекст может измениться.
2. элемент гипотетичности.
3. необходимо учитывать как динамику самой личности, так и ситуативного контекста, которые весьма сложно прогнозируемы и могут выступать в виде тенденций.