Способы измерения межличностной аттракции
Поиск методических приемов, позволяющих осуществить измерение межличностной аттракции, тесно связан с разработками в области измерения социальных установок. В 1925 году Е. Богардус сделал одну из первых систематизированных попыток измерения социальных установок (аттитюдов), предложив Шкалу социальной дистанции. Это был вопросник, выявляющий степень приемлемости другого человека как представителя определенной социальной группы. Респондентам предлагался перечень национальностей; каждого просили указать, какую степень близости он допускает для себя с людьми из той или иной группы. Возможные степени близости:
1. До близкого родства посредством брака;
2. До принятия в члены моего клуба в качестве друга;
3. До соседства на моей улице;
4. До разрешения выполнять какую-либо работу в моей стране;
5. До гражданства в моей стране;
6. Только до посещения моей страны в качестве туриста;
7. Не допускать или выслать из моей страны.
Как мы видим, Шкала представляет собой континуум социальной близости, в котором «1» указывает на самую высокую степень допускаемой близости, а «7» – на самую низкую степень. С незначительными вариациями этот метод использовался для измерения дистанции, связанной с расовой и региональной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, для измерения дистанции между родителями и детьми. В типичном исследовании человек может сделать до 1000 суждений, например, ранжировать 50 вариантов отношений к людям, используя 20 рейтинговых шкал для каждого (По: Tubbs S. L., Moss S. Human Communication. An Interpersonal Perspective, 1974).
Тесты такого типа сообщают огромный объем информации о социальных установках людей в отношении различных групп, однако эти установки связаны с гипотетическими ситуациями и мало говорят о чувствах в отношении людей, которых мы знаем и с которыми общаемся повседневно: членов семьи, друзей, однокашников, соседей, сослуживцев.
Для измерения межличностных предпочтений в рамках конкретных групп между хорошо знакомыми людьми Дж. Морено предложил социометрический тест, также предполагающий ответы на вопросы, но уже о людях, которых респонденты знают в действительности (Морено, 1958).
Шкала социальной дистанции
способ измерения социальных установок; вопросник, направленный на выявление степени приемлемости другого человека как представителя определенной социальной группы.
Социометрический тест
метод измерения межличностных предпочтений в рамках конкретных групп между хорошо знакомыми людьми; по форме представляет собой ответы на вопросы о том, с кем человек хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие или, напротив, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле.
По своей форме социометрический тест очень прост: человеку предлагают назвать тех людей, с кем он хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие, а также тех, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле. Например:
- Кому бы вы доверили представлять интересы вашей группы на ответственном мероприятии?
- С кем вам было бы интереснее всего обсуждать научную проблему?
- Кого из своей группы вы пригласили бы к себе на день рождения? и т. д.
Очевидно, что с изменением ситуации меняются имена выбранных людей.
К достоинствам социометрического теста можно отнести то, что 1) его легко адаптировать для изучения предпочтений в самых разных группах – от детских до взрослых; 2) его легко комментировать; 3) его результаты для наглядности могут быть сведены в таблицы, диаграммы, статистические матрицы. На рисунках 11.5 и 11.6 изображены примеры социограмм.
На этих двух диаграммах («социограммах») хорошо видно, как с изменением критерия выбора меняются результаты. Власть и популярность часто требуют различных качеств. Хотя Петя и Иван чаще других были выбраны в качестве лидеров, ни тот ни другой не являются «душой компании», уступая это место Сергею. На социограммах легко увидеть непопулярных людей в группе, среди которых, в свою очередь, выделяют так называемых «изолированных», то есть не имеющих ни выборов, ни отклонений, и «отверженных», то есть не имеющих выборов или имеющих незначительное их число, но при этом получивших большое число отклонений.
Рис. 11.5. Кого бы вы предпочли в роли лидера?
Рис. 11.6. С кем бы вы предпочли вместе отдыхать?
Также на социограммах видны подгруппы; например, на рис. 11.6 Иван – Борис – Сергей, Коля – Петя – Даня. Таким образом, социограмма обобщает информацию о межличностных предпочтениях среди членов данной группы, а также выявляет коммуникационные связи между ними.
Наряду с перечисленными тестами используют и другие графические приемы для измерения психологической близости в общении.
Например, испытуемому предлагается отрезок прямой, в одну из крайних точек которого условно помещается его Я. Он должен указать на отрезке точку, символически отмеряющую субъективное расстояние от Я до другого человека. Это задание выполняется заново для каждого из значимых лиц, в результате чего появляется возможность сравнивать между собой психологические дистанции и судить о большей или меньшей близости каждого. Отрезки прямых могут располагаться на плоскости по-разному.
Модель, в которой Я выступает организующим и определяющим центром некоторого поля симпатий и антипатий к другим людям, получила название эгоцентрической модели (см. рис. 11.7).
Рис. 11.7Кто из Других Мне ближе?
Иной способ измерения психологической близости состоит в том, что значимые другие во всех возможных сочетаниях по два условно помещаются в конечные точки отрезков прямых, а испытуемому следует найти и обозначить точкой свое место между ними. Затем подсчитывается среднее значение от Я до Д1, от Я до Д2, от Я до ДЗ. В результате все интересующие нас лица могут быть проранжированы но степени психологической близости. Этот прием соответствует социоцентрической модели и по существу является методом парных сравнений (рис. 11.8).
Рис. 11.8Кому из Других Я ближе?
Работа над новыми способами измерения межличностной аттракции продолжается.
Выводы
1. Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии получил название «межличностная аттракция». Особенность аттракции в сравнении с другими чувствами и эмоциями состоит в том, что ее предметом является другой человек (а не социальная группа или социальный институт), тем самым она всегда включена в межличностный контекст и, таким образом, выступает одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений.
2. Среди причин, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние, то есть непосредственно не связанные с процессом межличностного взаимодействия (иногда их называют экологическими), и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.
3. К внешним факторам аттракции можно отнести: 1) степень выраженности у человека потребности в аффилиации; 2) эмоциональное состояние партнеров по общению; 3) пространственную близость.
4. К внутренним факторам, или собственно межличностным детерминантам аттракции можно отнести: 1) физическую привлекательность партнера по общению; 2) демонстрируемый стиль общения; 3) фактор сходства между партнерами по общению; 4) выражение личного отношения к партнеру в процессе общения (поддержка или отказ в поддержке).
5. Для измерения психологической близости в общении предлагаются различные способы, в частности такие, как шкала социальной дистанции; социометрический тест; эгоцентрическая и социоцентрическая модели.
Основные понятия
Отношения
Межличностная аттракция
Межличностные отношения
Потребность в аффилиации
Фактор пространственной близости
Фактор поддержки
Фактор сходства
Социометрический тест
Шкала социальной дистанции
Вопросы для самопроверки
1. Почему межличностная аттракция выступает одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений?
2. По какому основанию разделяются внешние и внутренние факторы аттракции?
3. Согласны ли вы с тем, что на наше отношение к другим и на то, как, на наш взгляд, они относятся к нам, влияют политические и экономические новости, характер погоды, звучащая музыка?
4. Как объясняется связь между внешней красотой и аттракцией?
5. Какие личностные качества способствуют, а какие затрудняют аттракцию?
6. Почему сходство между людьми может вызывать межличностную аттракцию?
7. При каких условиях сходство усиливает аттракцию?
8. Чем похвала отличается от лести?
9. Перечислите виды вербального и невербального поведения, вызывающие чувство отказа в поддержке.
10. Как построен социометрический тест?
Учебные задания
Задание 1. Прочтите отрывок из повести И. С. Тургенева «Ася». Выделите факторы (внешние и внутренние), вызвавшие взаимную привлекательность героев.
«... Чем больше я узнавал его, тем сильнее я к нему привязывался. Я скоро его понял. Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает. Быть художником... Без горького, постоянного труда не бывает художников... а трудиться, думал я, глядя на его мягкие черты, слушая его неспешную речь, – нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь. Но не полюбить его не было возможности: сердце так и влеклось к нему. Часа четыре провели мы вдвоем, то сидя на диване, то медленно расхаживая перед домом; и в эти четыре часа сошлись окончательно...».
Задание 2. Вспомните своих самых близких друзей. Что вам больше всего нравится в них? Чем эти люди отличаются от других ваших знакомых?
Задание 3. Сергей обожает мотоциклы, сам – рокер. Лена, подруга Сергея, ненавидит мотоциклы, считая их опасными.
а) Используя теорию баланса, нарисуйте диаграмму, изображающие эти отношения.
б) Укажите варианты, доступные для Лены, с помощью которых она может сбалансировать ситуацию, и составьте диаграмму для каждого варианта.
Дополнительная литература
Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. – М., 1999.
Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях – вы, мы, он, ты, я... – М.: Мысль, 1989.
Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Лыбидь, 1990.
ПанасюкА. Ю. Управленческая коммуникация. – М., 1994.
Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера. – М.; Новосибирск, 1997.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.