ВВП и способы его измерения
Пак З.Ч.
МАКРОЭКОНОМИКА
Учебное пособие
для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов
Направление – 080100.62 «Экономика»
Профиль 1 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Профиль 2 «Финансы и кредит»
Белгород 2013
УДК 33 (075.8)
ББК 65 я 73
П 13
Пак З.Ч. Макроэкономика: учебное пособие. – Белгород: Изд. БелГСХА, 2013. – 53 с.
Рецензент – к.э.н., доцент кафедры организации и управления,
Наследникова Н.В.
Рассмотрено на заседании кафедры экономической теории и экономики АПК «___»_________2013г., протокол №
Зав. кафедрой ____ И.Г.Андреева
Одобрено методической комиссией экономического факультета
«___»_________2013г., протокол №
Председатель методической комиссии
экономического факультета ________________________А.И.Черных
В учебном пособии раскрываются базовые понятия макроэкономики, дана характеристика основных экономических законов, рассмотрены основные закономерности поведения фирм и домохозяйств на уровне национальной экономики, а также основные положения современной макроэкономической политики.
Пособие предназначено для самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям, зачетам и экзаменам по дисциплине «Макроэкономика» для студентов очного и заочного обучения.
©ФГОУ ВПО «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я.Горина», 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
ТЕМА 1. Национальная экономика: цели и измерение результатов 1. ВВП и способы его измерения 2. Основные макроэкономические показатели 3. Индексы цен. Дефлятор ВВП 4. Экономический рост: сущность, типы, показатели, факторы | |
ТЕМА 2. Макроэкономическая нестабильность: безработица, инфляция, кризисы 1. Безработица и ее формы 2. Инфляция и ее виды 3. Экономические циклы | |
ТЕМА 3. Макроэкономическое равновесие 1. Основные положения классической теории занятости 2. Основные положения кейнсианской теории занятости 3. Модель «совокупный спрос и совокупное предложение». 4. 4. Потребление и сбережения 5. Инвестиции 6. Модель «доходы-расходы» в кейнсианской теории макроэкономического равновесия | |
ТЕМА 4. Экономическая роль и экономические функции государства 1. Преимущества и недостатки рынка 2. Роль государства в экономике | |
ТЕМА 5. Финансовая система и фискальная политика 1. Финансовая система, ее структура и значение 2. Государственный бюджет и его структура 3. Фискальная политика ТЕМА 6. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика 1. Деньги и их функции 2. Кредит: необходимость, сущность и формы 3. Кредитно-денежная система. Банковская система и ее структура 4. Методы и инструменты денежно-кредитной политики ТЕМА 7. Социальная политика государства 1. Доходы населения. Кривая Лоренца 2. Основные направления социальной политики ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ЛИТЕРАТУРА |
ВВЕДЕНИЕ
Цель преподавания учебного курса «Макроэкономика» заключается в формировании теоретических экономических знаний у будущих специалистов, получающих высшее профессиональное образование. Знания, полученные студентами при изучении экономики как базовой экономической науки, являются основой для изучения прикладных экономических дисциплин (экономики АПК, экономики предприятия, экономики природопользования и др.), а также профессиональных и специальных дисциплин.
Прежде всего, изучение экономической теории способствует интеллектуальному развитию человека. Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. М. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".
Полученные экономические знания позволят будущим специалистам применять их для принятия экономических решений возникающих как в личной жизни, когда каждый человек должен принимать ежедневные решения в качестве потребителей, а также принимать решения в роли кредитора, заемщика, инвестора, так и в общественной жизни, когда необходимо оценить целесообразность принимаемых экономических решений на уровне государства.
Тема 1. Национальная экономика: цели и измерение результатов
1. ВВП и способы его измерения
2. Основные макроэкономические показатели
3. Индексы цен. Дефлятор ВВП
4. Экономический рост: сущность, типы, показатели, факторы
ВВП и способы его измерения
Предметом макроэкономики является изучение закономерностей функционирования национальной экономики в целом. Макроэкономика как самостоятельный раздел экономической теории оформилась в первой половине 20 века и связана с именем Дж.М.Кейнса и его книгой «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 год). В ней изложена новая система взглядов на рыночную экономику после Великой депрессии 1929-1933 гг., которая дала мощный стимул для развития макроэкономического анализа. Она содержит теоретическое обоснование причин, по которым рыночная экономика может терять способность автоматически поддерживать полную занятость.
Три главные проблемы макроэкономики:
1. безработица (занятость);
2. инфляция (цены);
3. экономический рост.
Отсюда следует центральная проблема: каким должен быть объем выпуска продукции, чтобы обеспечить решение трех указанных задач.
Высшая (основная) цель экономического развития – достижение максимального благосостояния общества.
Прикладные экономические цели:
· Экономический рост – способность экономической системы производить больший объем продукции.
· Полная занятость – максимально возможное стабильное использование трудоспособного населения.
· Стабильность уровня цен – недопущение значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции.
· Внешнеэкономическое равновесие – поддержание равенства в системе внешнеэкономических расчетов с другими странами.
Для измерения степени достижения поставленных макроэкономических целей используется система макроэкономических показателей, в которой ключевым является валовой внутренний продукт.
Валовой внутренний продукт (ВВП) является основным макроэкономическим показателем для реального статистического измерения производства и потребления национального продукта.
ВВП – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период (как правило, за год). Таким образом, ВВП – это результат деятельности основных секторов экономики за год.
Валовой национальный продукт (ВНП) – совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны и за ее пределами. Рассчитывается точно также, что и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами.
Методы определения ВВП:
1. по доходам ВВП включает следующие компоненты:
· доходы владельцев факторов производства;
· амортизационные отчисления;
· косвенные налоги.
Амортизация и косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг и не учитываются в факторных доходах. Поэтому они включаются в ВВП по доходам.
2. по расходам - ВВП включает следующие компоненты:
· личные потребительские расходы (C);
· валовые частые внутренние инвестиции (Ig);
· государственные закупки товаров и услуг (G);
· чистый экспорт (Xn) .
ВВП = C + Ig + G + Xn | (1) |
Валовые инвестиции - это затраты на производство средств производства (инструментов, машин, оборудования, здания), а также пополнение товарно-материальных запасов (сырья, полуфабрикатов, нереализованной готовой продукции и т.п.).
Чистый экспорт (сальдо внешней торговли) – это разность между экспортом(Х) и импортом (М).
Xn = X – M | (2) |
3. по добавленной стоимости – ВВП как сумма добавленных стоимостей. Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и отражающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, амортизацию, прибыль, процент за кредит и т.д. Данный метод исключает повторный счет. Например, в добывающей промышленности железная руда – это готовая продукция. В металлургии из железной руды произведут стальной прокат, в цене которого будет содержаться цена использованной железной руды (двойной счет). В цене деталей автомобильного кузова, изготовленных из прокатного листа, цена железной руды будет включена третий раз, а при продаже готового автомобиля – четвертый раз. Таким образом, вклад того или иного товара в ВВП будет тем больше, чем больше ступеней технологической цепочки он прошел и чем чаще товар перепродавался. Это не измеряет, а искажает объем и структуру ВВП.