Особенности восприятия детей младшего школьного возраста
Упражнения для развития восприятия у детей младшего школьного возраста
Особенности восприятия детей младшего школьного возраста
У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Восприятие учащихся 1—2 классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы 3 и Э и др. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.
С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, обучающихся в среднем звене, восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.
В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Учащиеся 2—3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1—2-м классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе, то уже в 3—4-м классах это требуется в меньшей степени.
Уже при подготовке детей к обучению в школе необходимо развивать восприятие таких пространственных средств, как форма предметов, а также цвет.
У младших школьников возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника). Но они испытывают затруднение в названии объемных фигур. В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играют уроки природоведения, труда, физической культуры.
В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки. Дети уже могут устанавливать пространственные связи между частями картины. Немецкий психолог В. Штерн выделил три стадии восприятия детьми картинки:
— перечисление (от 2 до 5 лет),
— описание (от 6 до 9—10 лет),
— интерпретация, или объяснение (после 9—10 лет).
Эти стадии зависят от опыта детей, от степени развития восприятия.
Очень важно, с каким вопросом при рассмотрении картинки взрослые обращаются к ребенку. Если задан вопрос «Что на картинке?», то ребенок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос «Какие события изображены на картинке?», то требуется более высокое восприятие, объяснение, толкование.
В процессе обучения школьника в начальной школе «восприятие становится думающим» (Элько-нин Д. Б.). Восприятие становится:
а) более анализирующим;
б) более дифференцирующим;
в) принимает характер организованного наблюдения;
г) изменяется роль слова в восприятии предметов и явлений.
Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.
В начальной школе дети начинают более правильно воспринимать время. Причем восприятие минуты от класса к классу становится более правильным. По данным психолога Шабалина Н. С. большинство учащихся преуменьшает реальную длительность минуты, а вот длительность таких промежутков времени, как 10—15 минут, преувеличивают. Необходимо учить младших школьников воспринимать такие промежутки времени, как час, сутки, неделя, месяц.
В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
Наблюдение является осмысливающим и целенаправленным восприятием. У ребенка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдение носит схематический, целостный характер. В подростковом возрасте наблюдение за предметами и явлениями начинает строиться на внутренней взаимосвязи частей и сторон, ребенок учится объяснять воспринимаемое. •
Задание 1.
1. Для проведения тренировочных занятий по улучшению показателей скорости и точности восприятия можно использовать 100-клеточную таблицу с графическими изображениями:
Задания школьнику:
а) Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?
б) Сколько раз встречается знак «минус» (—)?
в) Сколько раз встречается такая черта (/)?
г) Сколько раз встречается точка (.)?
д) Сколько раз встречается знак деления (:)? е) Сколько раз встречается знак «равно» (==)? ж) Сколько раз встречается знак умножения (х)? з) Сколько раз встречается такая косая черта (/)?
Задание 2.
2. Для тренировки скорости и точности восприятия ребенка младшего школьного возраста можно использовать таблицу с геометрическими фигурами различной формы.
Задания школьнику:
Постарайся как можно быстрее сосчитать:
а) Сколько раз встречается круг?
б) Сколько раз встречается квадрат?
в) Сколько раз встречается треугольник?
г) Сколько раз встречается ромб?
д) Сколько раз встречается прямоугольник?
Время выполнения каждого задания можно фиксировать с помощью секундомера.
Задание3.
3. Для тренировки восприятия можно воспользоваться и матрицей, содержащей геометрические фигуры не только разной формы, но и белого и черного цвета.
Задания школьнику:
а) Сколько раз встречаются белые квадраты?
б) Сколько раз встречаются черные квадраты?
г) Сколько раз встречаются черные круги?
д) Сколько раз встречаются белые треугольники?
е) Сколько раз встречаются черные треугольники
и т. д.
Время выполнения каждого задания можно фиксировать с помощью секундомера.
Точность восприятия можно определить по формуле:
Задание 4.
4. Для улучшения скорости и точности восприятия можно также воспользоваться 100-клеточной таблицей с набором букв.
Задания школьнику:
а) Сколько раз встречается буква А?
б) Сколько раз встречается буква 0?
в) Сколько раз встречается буква И?
г) Сколько раз встречается буква Н?
д) Сколько раз встречается буква Л? е) Сколько раз встречается буква В?
С | ч | ф | т | ч | р | т | х | Р | Н |
м | щ | л | в | к | Б | Н | Р | ||
д | ч | д | ф | Б | р | с | К | Л | Ц |
г | в | ж | Ж | г | д | М | Ж | К | |
в | л | т | л | Г | Л | в | Л | К | |
д | к | л | ф | В | ч | ш | Ц | Я | К |
Н | э | А | о | я | У | Б | Е | ж | Ш |
У | У | ш | А | Н | Б | Ю | Г | я | т |
и | с | с | А | П | И | Л | П | т | х |
х | д | м | л | Г | К | Б | о |
Задание 5.
5. Для тренировки восприятия целесообразно также использовать матрицу с геометрическими фигурами разного размера.
Задания школьнику:
а) Сколько раз встречается маленький квадрат?
б) Сколько раз встречается большой квадрат?
в) Сколько раз встречается большой круг?
г) Сколько раз встречается маленький круг?
Задание 6.
Упражнение «Треугольники» для развития восприятия формы предметов.
На рисунке изображены треугольники:
Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?
Ответ: 22.
Задание 7.
Упражнение «Круг», для развития восприятия круга у младших школьников.
Как называются окна в самолете? Ответ: иллюминаторы. Какую форму они имеют?
Назовите предметы, имеющие форму круга. Дети должны перечислить известные им предметы:
блюдца, часы, пуговицы, монеты и др.
Какие предметы или фигуры можно получить, если сложить несколько кругов разной или одинаковой величины?
Попросите детей нарисовать как можно больше предметов, используя в качестве основной фигуры круг.
д) Сколько раз встречается большой треугольник?
е) Сколько раз встречается маленький треугольник?
Эти задания можно предлагать неоднократно через определенный интервал времени. Можно проследить динамику показателей скорости и точности восприятия у ребенка.
Задание 8.
Упражнение «Прямоугольники» направлено на развитие восприятия формы прямоугольника у младших школьников.
На рисунке изображены прямоугольники.
Вопрос к детям: Сколько прямоугольников изображено на чертеже?
Ответ: 12.
Задание 9.
Упражнение «Четырехугольники» для развития восприятия геометрических фигур.
На рисунке изображены четырехугольники:
Вопрос к детям:
1) Сколько здесь прямгоуольников? (Ответ: 4.)
2) Сколько квадратов? (Ответ: 1.)
Задание 10.
Упражнение на развитие восприятия треугольника.
Задание: изобразите как можно больше предметов, используя в качестве составной фигуры треугольник.
НАПРИМЕР:
Задание 11.
Задание на развитие восприятия треугольника.
Сколько треугольников изображено на каждом из рисунков?
Задание 12.
На развитие восприятия формы и мышления направлено следующее упражнение: «Что общее между геометрическими фигурами?»
Ответы:
А, Д, Е — состоят из трех элементов.
В, Б, Г, Е — построены из прямых линий.
А, Б, Е — прямоугольники.
А, Д — пересекающиеся.
В, Г — по одному предмету.
В, Д — округлые.
В, Г, Е — заштрихованные.
Задание 13.
Упражнение «.геометрические фигуры», направленное на развитие восприятия формы предметов у младших школьников.
На плакате, на доске при работе в классе или в книге ребенку или детям-школьникам предлагаются карточки с рисунками и геометрическими фигурами.
Задание учащимся:
1) Определите, сколько на карточках треугольников.
2) Определите, сколько на карточках квадратов.
3) Определите, сколько на карточках кружков.
Задание 14.
Для развития восприятия геометрических фигур можно использовать следующие практические задания:
а) Составьте из 12 палочек 5 квадратов.
Далее задание ребенку:
— убери 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось;
— переложи 3 палочки так, чтобы осталось 3 квадрата;
— переложи 4 палочки так, что стало 3 квадрата.
б) Из 4-х палочек сложить 3 треугольника.
Ответ:
в) Из 5 палочек построить два треугольника.
Ответ: