Коммуникационный компонент общения
Виды общения
Общение чрезвычайно многогранно. Существует несколько его видов.
1. Межличностное и массовое. Межличностное общение – непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными средствами массовой информации.
2. Межперсоналъное и ролевое. В первом случае участниками общения выступают конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются в процессе общения и организации совместных действий. При ролевой коммуникации ее участники представляют собой носителей определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный). Тогда человек лишается определенной спонтанности своего поведения, поскольку те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
3. Доверительное и конфликтное. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
4. Личное и деловое. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. Деловое – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
5. Прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) – исторически первая форма общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Это – взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).
Психологическая структура общения
Общение имеет свою структуру и включает в себя мотивационно-целевой, коммуникационный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Коммуникационный компонент общения.
В узком смысле слова, представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, люди обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т. д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:
· если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она еще и формируется, уточняется, развивается;
· в отличие от простого обмена информацией между двумя устройствами в общении людей проявляется и отношение их друг к другу;
· характер обмена информацией между индивидами определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять, оказывать взаимное воздействие на поведение друг на друга;
· коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном языке это значит, что люди «говорят на одном языке».