Анализ результатов констатирующего эксперимента
На первом этапе эксперимента в результате проведения вышеобозначенных методик нами были получены результаты и подвергнуты
количественной и качественной оценке.
Деятельность по выявлению уровня тревожности у школьников осуществлялась на третьем уроке. Продолжительность работы – 30-35 минут. Результаты методики на определение уровня личностной тревожности представлены в приложении Г.
По данным результатов можно сделать вывод об уровнях тревожности в группе детей 10-11 лет с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития.
В группе детей 10-11 лет с нормальным психическим развитием значительное количество детей (73%) обнаружили средний уровень общей тревожности, указывающий на то, что в целомуровень общей тревожности в пределах нормы.18% испытуемых с высоким уровнем общей тревожности; один подросток (9%) с низким уровнем.
Результаты исследования уровня тревожности у детей 10-11 лет с задержкой психического развития по сравнению с детьми с нормальным психическим развитием показали более высокий уровень тревожности: 64% школьников; 27% детей со средним уровнем общей тревожности; 9% испытуемых с низким уровнем (рис. 1)
Рис. 1. Соотношение уровней общей тревожности
Методика на выявление уровней тревожности позволила выделить области действительности, вызывающие наибольшую тревогу у детей 10-11 лет.
Анализируя факторы тревожности следует отметить, что у школьников с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития они имели относительно одинаковое распределение (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение факторов тревожности
У детей с нормальным психическим развитием степень выраженности факторов тревожности в пределах нормы: от 5,6 до 7 баллов,что свидетельствует о достаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности детей к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Однако, самооценочная и межличностная тревожность у детей с нормальным психическим развитием имеет тенденцию в сторону повышения, что обусловлено значимостью интимно-личностного общения как ведущей деятельности и требует пристального внимания со стороны педагогов и психологов.
Наиболее тревогогенными для детей 10-11 лет с задержкой психического развития оказались ситуации, связанные с отношением к самому себе (самооценочная тревожность) – 8,8 балла, на втором месте ситуации, связанные межличностным общением (межличностная тревожность) – 7,7 балла; на третьем месте школьная тревожность – 7,5 балла. Магическая тревожность также превышает норму (7,4 балла).
Таким образом, дети 10-11 лет с задержкой психического развития испытывают более высокое эмоциональное напряжение и уровень общей тревожности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, что обусловлено наличием у них низкой самооценки, а, следовательно, высокой тревожности, повышенной чувствительности, в связи с физиологическими и психологическими причинами, неуверенностью в себе, в своих силах, в успехе. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.
Параллельно с изучением уровня тревожности учащихся проводилось изучение самооценки детей. Результаты методики изучения самооценки качеств личности представлены в приложении Д.
По итогам данной методики можно сделать заключение об уровнях самооценки в группах испытуемых с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития.
Как показывает анализ данных, в группе школьников с нормальным психическим развитием преобладает неадекватная самооценка у 54% школьников. Из них 36% имеют низкий уровень самооценки. У 18% школьников высокий уровень самооценки. Менее половины 46% школьников со средним уровнем самооценки.
В группе школьников с задержкой психического развития выявлено значительное количество подростков с неадекватной самооценкой (82%). Так же как и в группе школьников с нормальным психическим развитием у детей с задержкой психического развития преобладает низкая самооценка (46%). Преобладание низкой самооценки характерно для детей 10-11 лет, что связано с формированием Я – образа. Дети склонны давать себе самим чаще отрицательные личностные характеристики. Всё это свидетельствует о неадекватном недооценивании себя, своих качеств; неудовлетворённости положением в социуме. 36% детей показали высокий уровень самооценки, что говорит о неправильном представлении о себе. Эти дети идеализируют образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих. Лишь незначительная часть испытуемых (18%) со средним уровнем самооценки, что указывает на знание ими своих особенностей, реалистичное оценивание как положительных, так и отрицательных качеств личности (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение уровней самооценки качеств личности
Таким образом, проанализировав данные методики изучения самооценки качеств личности, можно сделать вывод о том, что преобладающий уровень самооценки у детей 10-11 лет с нормальным психическим развитием низкий. Однако, у детей 10-11 лет с задержкой психического развития показатели низкого уровня в процентном соотношении значительно выше, так же высок процент неадекватно высокой самооценки по сравнению с нормально развивающимися сверстниками (36% и 18% соответственно).
Результаты исследования по степени выраженности характеристик личности самооценки показали, что для детей с нормальным психическим развитием характеристики самооценки распределились следующим образом: на первом месте физические и интеллектуальные характеристики: сила, красота, ум (3,5 балла), на втором месте моральные характеристики личности: доброта (3,2 балла), затем щедрость (2,9 балла) и честность (2,6 балла).
Таким образом, дети с нормальным психическим развитием придают первостепенное значение таким качествам как сила и красота, а моральным характеристикам личности (доброта, честность, щедрость) отводят последнее место.
У школьников с задержкой психического развития различия в показателях по степени значимости незначительные, все перечисленные характеристики как бы «склеены» в один блок (рис. 4).
Рис. 4. Соотношение характеристик самооценки
Как и у нормально развивающихся детей лидируют по степени значимости физические характеристики: красота и сила (3,4 и 3,3 балла соответственно); на втором месте – доброта (3,2 балла); последнее место отводят оставшимся моральным и интеллектуальным характеристикам (3,1 балл).
Таким образом, дети 10-11 лет с задержкой психического развития при восприятии и оценке собственных качеств проявляют меньшую различительную способность, более низкую аналитичность и дифференцированность. Физические, интеллектуальные, характерологические особенности воспринимаются ими более синтетично, их самооценки практически «склеены» в единый блок. Восприятие себя этими подростками происходит на более обобщенном уровне, оно менее детализировано, что связано, прежде всего, с незрелостью эмоционально-волевой сферы при задержке психического развития.