Психологические особенности отношений детей дошкольного возраста по результатам исходного среза

В исследовании приняли участие 20 детей 4-5 лет.

В результате исследования методики «Игры в секрет», были получены данные отражённые в диаграмме представленной ниже (рис 1)

Рисунок 1-распределение испытуемых по итогам проведения методики «Секрет»

Экспериментальная игра «Секрет» показала, что в изучаемой подготовительной группе встречаются дети 4 статусных категорий.

Большинство детей имеет в группе статус предпочитаемых - 45%, 30 % - испытуемых являются малоавторитетные.20% дошкольников относятся к статусной категории «звезды». 5% это одни ребенок «отверженный».

Дети со статусной категорией «звезды» с желанием приняли задание, были общительными, стремились самостоятельно выполнять задания. Эти уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе. Дети со статусной категорией «предпочитаемые» могут принять в игру, взять на себя роль, в основном, второстепенную, этих детей выбирали в партнеры за умение рисовать, лепить, за хорошее поведение, за внешние качества: аккуратность, опрятность. В результате наблюдений можно сделать вывод, что «принятые» дети отличаются бесконфликтностью: не дерутся, не ссорятся, делятся игрушками. В этой группе детей много взаимных выборов. У детей со статусной категорией «малоавторитетными» узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений. «Отверженный» не получивший ни одного выбора был 1 ребенок. Артём не испытывает потребность в сотрудничестве и не умеет подчинять свои интересы правилам игры; у него нет постоянных партнеров для совместных игр. Он редко посещают детский сад, у него не развита речь, не сформированы навыки коммуникативного общения, нет ярко выраженного интереса и желания к совместным играм.

Анализ полученных данных показал, что у большинства детей выделенной подгруппы присутствуют устойчивые игровые объединения. Этому способствовал интерес детей, входящих в объединения, к определенным видам игр или к игре определенного содержания. А также отношения симпатии. Так в I и II стабильных объединения детей объединяла личная симпатия друг к другу. Они всегда были вместе – и на занятиях, и во время прогулки, и во время проведения режимных моментов.

В группе большинство детей общительны и легко отступают в контакты со сверстниками, но играют они, главным образом, в маленьких группах с детьми своего пола, что способствует закреплению разобщенности мальчиков и девочек.

Значительное меньшинство 30% группы представляют дети, которые либо испытывают трудности в общении, и в установлении контактов или такие как Чистякова Катя, Дима Б., часто болеют и редко посещают детский сад.

С помощью данного эксперимента удалось выявить коэффициент сплоченности группы.

Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений в подготовительной группе можно считать высоким, так как большинство детей (65 %) находятся в благоприятных статусных категориях.Важным показателем является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории в этой статусной категории 1 ребенка, т.е. индекс изолированности в данной группе составляет 5 %.Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов.

Индивидуальные данные о ходе эксперимента предложены в таблице, (в свободном графике), а также отзывы детей и воспитателя (приложение №1).

Анализ полученных данных показал, что в рисунках «Я и мои друзья» дети отражали в основном свое отношение к своим друзьям и к себе. Обобщая экспериментальные данные по проективной методике, можно отметить следующее: дети среднего дошкольного возраста уже могут дать нравственную оценку сверстнику, имеющие значение не только для него, но и для всей группы. К рисованию дети отнеслись по-разному. Однирисовали быстро, другие долго думали кого нарисовать. В основном дети с удовольствием рассказывали о том, что изобразили на рисунке. Ответы их мы сразу же фиксировали. Выборы, сделанные в экспериментальной игре «Секрет» чаще совпадали с «рисунком: Я и мои друзья». Это говорит о стабильности детских взаимоотношений.

Итак, общая экспериментальные данные можно отметить следующее:

- у большинства исследованных детей нет трудностей во взаимоотношениях, они общительны и легко вступают в контакт со сверстниками. Они составляют ядро группы 65%.

- также присутствуют устойчивые игровые объединения, чему способствовало интерес детей, входящих в объединения, к определенным играм или отношения симпатии.

- у 30% детей все же свидетельствуют проблемы в отношениях между сверстниками - это дети по разным причинам не пользуются популярностью у сверстников.

- хотя группа в целом сплоченная, испытуемые, главным образом, играют в маленьких группах с детьми своего пола.

Данные, полученные в наших исследованиях, дают возможность разработать ряд рекомендаций для воспитателей, способствующих улучшению межличностных отношений у детей.

Заключение

Целью нашего исследования являлось выявление особенностей межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста.

В ходе анализа литературы была выявлена значимость межличностного общения для людей. Без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Характеризуя общение как особый вид деятельности, все авторы отмечают, что без него не может происходить полноценное развитие человека как личности и субъекта деятельности, как индивидуальности.

Исследования особенностей межличностного общения средних дошкольников проводились на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения. В исследовании приняли участие воспитанники среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

В результате экспериментального исследования было установлено, что большинство детей удовлетворительно оценивают уровень психологического комфорта в детском коллективе, отражают менее высокую удовлетворенность сложившейся системой межличностных отношений в группе.

Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Развитие межличностных отношений ребенка в дошкольном возрасте интенсивно изменяется. На этом возрастном этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

Для оптимизации межличностных отношений в группе 4-5 лет рекомендуется проведение психокоррекционных занятий, направленных на формирование социального доверия, развитие социальной активности детей, развитие коммуникативных навыков, формирование адекватной самооценки у детей, обучение умению самостоятельно решать проблемы.

В целом поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза доказана.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1999.

2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками дошкольников. – М., 2003.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология – М., 2001.

4. Введение в практическую социальную психологию/ под ред. Ю.М.Жукова, А.А.Петровского, О.В.Соловьёвой. – М.,1996.

5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997

6. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2.

7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000.

8. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2.

9. Лисина М.И. Развитие общения дошкольников. – М., 1977.

10. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет/под ред. Е.О.Смирновой. - Москва-Воронеж,2001.

11. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.,2000.

12. Основы специальной психологии/ под ред. Л.В.Кузнецовой. - М.,2000

13. Отношения между сверстниками в группе детского сада/ под ред. Т.А.Репной. - М.,1978

14. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание. 1984, №4

15. Радугина А.А.Психология. – М.,2001

16. Рузская А., Психология дошкольника// «Учительская газета» №26.2004

17. Репина Т.А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада. – В сб.: Проблемы социальной психологии. М. 1971

18. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – С - Пб .,2000.

19. Репина Т.А. Социально- психологическая характеристика группы детского сада. - М.,1988

20. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте/ Вопросы психлолгии.,1996.

21. Смирнова Е.О. Развитие отношений к сверстнику в дошкольном возрасте/ Вопросы психлолгии.,1996.

22. Смирнова Е.О. Ранний онтогенез межличностных отношений / Вопросы психологии - №6, 1994.

23. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.,1960.

24. Прыгин Г.С., Ахмеров Р.А. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности/Психологический журнал . - 2005. - Т.26. 25-34 с .

25. В.Н.Мисящев Психология отношений. Избранные психологические труды под ред. А.А.Бодалева Москва - Воронеж 1995

26. Юсупов Г. Воспитание самостоятельности у детей 3-5 лет жизни// «Дошкольное воспитание», №8, 2002г., 28 с.

27. Ромек В.Г.Развитие уверенности в межличностных отношениях/Журнал практического психолога, №12, 2000, 74-113 с .

28. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, - М.: Владос, 2003. -160с.

ПРИЛОЖНИЯ

Приложение 1

Фамилия, Имя Общее количество выборов сум-марное кол-во баллов Статус ребенка
Антонова Алина 11Б       0,17
Гордеева Лиля   0,24
Глазкова Кристина   0,22
Зорина Александра       0,20
Зубова Вероника 10Б 11А       0,13
Кузьмина Лиза 11В     0,12
Кривенко Маша         0,07
Максимова Вероника         0,12
Попова Даша       0,12
Полтавская Марина 15А           0,07
Чистякова Катя           0,04
Арбузов Артём            
Белов Дмитрий 12А 18Б         0,06
Булочников Аскар 13А 19А 17А 19Б     0,21
Григорьев Данил 10А 13В         0,09
Григорьев Иван 12Б 14А 17Б 18А 19А 20А 0,31
Дыба Олег 12В 13В 14В 20Б     0,16
Пылев Влад 15В           0,02
Сидоров Александр 10Б 15Б 16Б 18В 20В   0,18
Денисов Александр 14Б 16В 17В 19В     0,16

К.В.= Психологические особенности отношений детей дошкольного возраста по результатам исходного среза - student2.ru Психологические особенности отношений детей дошкольного возраста по результатам исходного среза - student2.ru

К.В.= Психологические особенности отношений детей дошкольного возраста по результатам исходного среза - student2.ru Психологические особенности отношений детей дошкольного возраста по результатам исходного среза - student2.ru

К.В.=50%

б) Отзывы детей о лидерах группы, выбравшие его

1. Кристина Г. о Лиле Г. – сказала, что она самая лучшая подруга. И они с ней давно дружат. А еще она красиво поет и танцует. И всегда приносит фломастеры и раскраски и дает всем ребятам, не жадничает.

2. Саша З. о Лиле Г. – «Нам вместе весело играть. Миля очень умная девочка. Всегда правильно отвечает на занятиях. Воспитательница ее хвалит всегда».

3. Лиза К. о Лиле Г. – «Я люблю с ней играть, с ней интересно. Она приносит много игрушек и никогда не жадничает. А когда я болела, она звонила мне каждый день, и мы с ней разговаривали».

4. Маша К. о Лиле Г. – «Лиля моя соседка. Мы живем в одном дворе и часто, приходя домой с детского сада, вместе гуляем. Наши мамы тоже дружат».

5. Даша П. – «Лиля не хвастает. И не жадничает. Еще она умная!»

Психологические особенности отношений детей дошкольного возраста по результатам исходного среза - student2.ru

1. Лиля Г. о Кристине Г. – сказала, что она хорошая подруга. На занятиях мы сидим за одним столом и быстрее всех выполняем задания. Вместе помогаем воспитательнице.

2. Саша З. о Кристине Г. – она всегда воображает, когда приходит в новом платье. Но она хорошая, всегда делится всем. Она добрая.

3. Лиза К. о Кристине Г. – «Мы всегда вместе играем». На вопрос: «А кто же это мы?», - девочка ответила: «Кристина, Саша, Лиля и я. Мы почти всё вместе всегда делаем. Но все равно Кристя больше дружит с Лилей».

4. Маша К. о Кристине Г. – «Она всех принимает в игру, никого не обижает и ест аккуратно».

5. Даша П. О Кристине Г. – «У нее очень красивые Барби, и она дает мне поиграть, она не жадина».

Артём о Ване: - «С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного материала, из конструктора, не обижает девочек, помогает мне что-нибудь делать, если у меня не получается. И вообще, он добрый и любит правду, спорит с тем, кто обманывает. А еще он выжигает дома рисунки, он обещал и меня научить».

Олег о Ване – «Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и во дворе. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает. Он всегда защищает ее и приглядывает за ней. У него много мультиков на видеокассетах, и мы меняемся».

Влад о Ване – «Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него и так много друзей. А он никогда не обманывает, и не ябедничает».

Саша С. о Ване – «Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы вместе работают. Он приходит ко мне в гости, иногда я к нему».

Артём о Ване – «Он веселый и добрый. Мне с ним всегда интересно».

Приложение 2

Протокол беседы

Антонова Алина – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Я, Вероника Зубова и Катя Чистякова. 2. В саду. 3. Играют. Я. 4. Весело. Потому что они веселые. 5. Я. Потому что со мной мои подружки. 1. Катю Ч. 2. Артём, он плохой. 3. Веронику З., Катю И., Лилю Г., Кристину Г., Сашу З. 4. Машу, мы с ней не играем, она ябеда. 5. Катю И. 6. Машу, не знаю.
Гордеева Лиля – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Кристина Г. и Я. 2. В группе. 3. Играют вместе в кубики, строят дом. Я. 4. Весело. Интересно вместе с Кристиной. 5. Мы вместе счастливые. 6. Никому. 1. Кристину. 2. Артём, он часть дерется и очень жадный. 3. Всех девочек и еще Олега и Аскара. 4. Артём. 5. Кристину Г., Сашу З. 6. Марину, она медленно бегает
Глазкова Кристина – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Я, Лиля Г., Саша З. 2. На улице. 3. Я играла с Лилей, потом позвали Сашу. Я. 4. Нам весело. Играем в интересную игру. 5. Я. У меня платье новое. 6. Таких нет. 1. Лилю. 2.Артём. Он любит командовать 3. Лилю и Сашу. 4. Не знаю. 5. Лиля. 6. Не знаю.  
Дыба Олег – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Я, Дима Б., Аскар Б., Саша Д., Артём А. 2. На спортивной площадке в детском саду. 3. Идут играть в футбол. Артём придумал. 4. Весело. Не знаю. 5. Я. Я люблю играть в футбол. 6. Аскар. Он не любит на воротах стоять. 1. Аскара. 2. Машу, она такая плакса и ябеда. 3. Аскара, Дима и Артёма. 4. Алишера, потому что он меня не пригласил на свой день рождения. 5. Ваня, он хорошо умеет строить. 6. Дима, он медленно бегает.
Зубова Вероника – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Это Я. 2. На даче. 3. Играю. 4. Грустно. Скучно одной. 5. 6. 1. Не знаю. 2. Машу, она всегда щипается. 3. Наверное Лилю и Кристину. 4. Мальчишек, они дерутся. 5. Не знаю. 6. Не знаю.
Арбузов Артём – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Это я, Алишер и Аскар. 2. В группе. 3. Не знаю. 4. Весело. 5. Я, я веселый. 6. Никто. 1. Это я, Алишер и Аскар. 2. В группе. 3. Не знаю. 4. Весело. 5. Я, я веселый. 6. Никто.
Кузьмина Лиза – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Я и Лиля 2. На улице. 3. Мы поем. Лиля. 4. Весело. Любим петь с Лилей. 5. Я. У меня хорошее настроение и платье красивое. 6. Грустных нет. 1. Лилю или Сашу. 2. Артём – он всем мешает на занятиях. 3. Если бы разрешили, я бы всех пригласила. 4. Артёма, с ним никто не играет. 5. Сашу. 6. Веронику, она маленькая.
Булочников Аскар – 4,5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Олег и я. 2. На елке. 3. Танцуют. Олег. 4. Весело. Олег и я смешно танцуем. 5. Мы вместе. 6. Нет. 1. Олега и Сашу. 2. Машу, она всегда ябедничает. 3. Олега. 4. Не знаю. 5. Саша. 6. Диму, он хуже всех занимается на физкультуре.
Максимова В. – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Лиля, Даша, Ваня и я. 2. а площадке. 3. Играют в мяч. Я. 4. Весело, интересно играть. 5. Я, у меня новый мяч. 6. Ваня, он тоже хочет такой же мяч. 1. Дашу. 2. Артёма, он всех обижает. 3. Лилю, Дашу, Машу, Алину, Ваню и Олега. 4. Артёма. 5. Лиля. 6. Артёма, он все испортит.
Полтавская Марина – 4,5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Я и Вероника. 2. В группе. 3. Играем. Я. 4. Весело. Играть интересно. 5. Вероника, я ей дала свою куклу поиграть. 6. Грустных нет. 1. Веронику. 2. Машу, она со мной не играет. 3. Веронику 4. Машу. 5. Ваня, он хорошо строит, и девочек защищает всегда. 6. Не знаю.
Белов Дмитрий – 5 лет
Беседа: Ситуация:
1. Все дети. 2. На участке. 3. Бегают на перегонки. 4. Весело. 5. Я, меня никто не догнал. 6. Маша. Она всегда грустная. 1. Данила. 2. Не знаю. Мне всех жаль. 3. Всех. 4. Никого. 5. Данил. 6. Олега, не знаю.
Григорьев Данил – 4,5 лет
Беседа: Ситуация:
1. Дима, Данил, Владик и я. 2. На участке. 3. Гуляют. 4. Весело. У них шарики. 5. Влад у него два шарика. 6. Дима и Данил, у них шарики улетели. 1. Дима. 2. Артёма, он всегда командует. 3. Данила, Дима, Веронику. 4. Артём. 5. Ваня. 6. Не знаю.  
Попова Даша – 5 лет
Беседа: Ситуация:
1. Лиля и я 2. На улице, во дворе 3. Просто стоим, только вышли на улицу 4. Весело, придумываем, во что будем играть 5. Я, мне корону купили 1. Лилю. 2. Артёма, потому, что он всегда дерется. 3. Всех девочек. 4. Машу, она меня не приглашала. 5. Алишер. 6. Не знаю.
Зорина Саша – 4,5 лет
Беседа: Ситуация:
1. Кристина и я. 2. Во дворе. 3. Собирали цветы для мамы Кристины. 4. Весело, потому что день рождения у мамы. 5. Обе, потому, что хорошее настроение. 6. Грустных нет. 1. Кристину. 2. Марину, она играет только с мальчиками. 3. Кристину, Лилю, Лизу. 4. Машу, я с ней не дружу. 5. Диас. 6. Данила, он плохо бегает.  
Григорьев Ваня – 5 лет
Беседа: Ситуация:
1. Аскара, Олега, Саша и себя. 2. На спортивной площадке. 3. Играют в футбол, Олег. 4. Весело вместе играть. 5. Я, потому, что забил гол. 6. Олег, он упал, а мы его подняли. 1. Аскара. 2. Влада, я не дружу. 3. Всех детей. 4. Никого. 5. Ваня. 6. Не знаю.


Приложение 3

Статус ребенка Имя Фамилия
«Звёзды»   1.Кристина Г 2.Лилия Г 3.Ваня Г 4.Арина А
«Предпочитаемые» 6 девочек и 3мальчика
«Малоавторитетные» 3 девочки и 3 мальчика
«Отверженный»

Приложение 4

1. Ситуация.

1. Представь, что ты имеешь 2 билета в цирк, кого бы ты из друзей позвал идти вместе с тобой?

2. Кого из детей вашей группы было бы не жаль перевести в другую группу? Почему?

3. Представь, что у тебя день рождения, кого бы ты пригласил к себе из детей вашей группы?

4. Кого бы ты не стал приглашать? Почему?

5. Ты строишь из конструктора дом, у тебя плохо получается, кто из детей вашей группы может помочь?

6. В детском саде проводятся спортивные соревнования, кого из детей своей группы, ты бы не стал брать в свою команду и почему?

Наши рекомендации