Психологические особенности отношений детей дошкольного возраста по результатам исходного среза
В исследовании приняли участие 20 детей 4-5 лет.
В результате исследования методики «Игры в секрет», были получены данные отражённые в диаграмме представленной ниже (рис 1)
Рисунок 1-распределение испытуемых по итогам проведения методики «Секрет»
Экспериментальная игра «Секрет» показала, что в изучаемой подготовительной группе встречаются дети 4 статусных категорий.
Большинство детей имеет в группе статус предпочитаемых - 45%, 30 % - испытуемых являются малоавторитетные.20% дошкольников относятся к статусной категории «звезды». 5% это одни ребенок «отверженный».
Дети со статусной категорией «звезды» с желанием приняли задание, были общительными, стремились самостоятельно выполнять задания. Эти уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе. Дети со статусной категорией «предпочитаемые» могут принять в игру, взять на себя роль, в основном, второстепенную, этих детей выбирали в партнеры за умение рисовать, лепить, за хорошее поведение, за внешние качества: аккуратность, опрятность. В результате наблюдений можно сделать вывод, что «принятые» дети отличаются бесконфликтностью: не дерутся, не ссорятся, делятся игрушками. В этой группе детей много взаимных выборов. У детей со статусной категорией «малоавторитетными» узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений. «Отверженный» не получивший ни одного выбора был 1 ребенок. Артём не испытывает потребность в сотрудничестве и не умеет подчинять свои интересы правилам игры; у него нет постоянных партнеров для совместных игр. Он редко посещают детский сад, у него не развита речь, не сформированы навыки коммуникативного общения, нет ярко выраженного интереса и желания к совместным играм.
Анализ полученных данных показал, что у большинства детей выделенной подгруппы присутствуют устойчивые игровые объединения. Этому способствовал интерес детей, входящих в объединения, к определенным видам игр или к игре определенного содержания. А также отношения симпатии. Так в I и II стабильных объединения детей объединяла личная симпатия друг к другу. Они всегда были вместе – и на занятиях, и во время прогулки, и во время проведения режимных моментов.
В группе большинство детей общительны и легко отступают в контакты со сверстниками, но играют они, главным образом, в маленьких группах с детьми своего пола, что способствует закреплению разобщенности мальчиков и девочек.
Значительное меньшинство 30% группы представляют дети, которые либо испытывают трудности в общении, и в установлении контактов или такие как Чистякова Катя, Дима Б., часто болеют и редко посещают детский сад.
С помощью данного эксперимента удалось выявить коэффициент сплоченности группы.
Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений в подготовительной группе можно считать высоким, так как большинство детей (65 %) находятся в благоприятных статусных категориях.Важным показателем является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории в этой статусной категории 1 ребенка, т.е. индекс изолированности в данной группе составляет 5 %.Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов.
Индивидуальные данные о ходе эксперимента предложены в таблице, (в свободном графике), а также отзывы детей и воспитателя (приложение №1).
Анализ полученных данных показал, что в рисунках «Я и мои друзья» дети отражали в основном свое отношение к своим друзьям и к себе. Обобщая экспериментальные данные по проективной методике, можно отметить следующее: дети среднего дошкольного возраста уже могут дать нравственную оценку сверстнику, имеющие значение не только для него, но и для всей группы. К рисованию дети отнеслись по-разному. Однирисовали быстро, другие долго думали кого нарисовать. В основном дети с удовольствием рассказывали о том, что изобразили на рисунке. Ответы их мы сразу же фиксировали. Выборы, сделанные в экспериментальной игре «Секрет» чаще совпадали с «рисунком: Я и мои друзья». Это говорит о стабильности детских взаимоотношений.
Итак, общая экспериментальные данные можно отметить следующее:
- у большинства исследованных детей нет трудностей во взаимоотношениях, они общительны и легко вступают в контакт со сверстниками. Они составляют ядро группы 65%.
- также присутствуют устойчивые игровые объединения, чему способствовало интерес детей, входящих в объединения, к определенным играм или отношения симпатии.
- у 30% детей все же свидетельствуют проблемы в отношениях между сверстниками - это дети по разным причинам не пользуются популярностью у сверстников.
- хотя группа в целом сплоченная, испытуемые, главным образом, играют в маленьких группах с детьми своего пола.
Данные, полученные в наших исследованиях, дают возможность разработать ряд рекомендаций для воспитателей, способствующих улучшению межличностных отношений у детей.
Заключение
Целью нашего исследования являлось выявление особенностей межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста.
В ходе анализа литературы была выявлена значимость межличностного общения для людей. Без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Характеризуя общение как особый вид деятельности, все авторы отмечают, что без него не может происходить полноценное развитие человека как личности и субъекта деятельности, как индивидуальности.
Исследования особенностей межличностного общения средних дошкольников проводились на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения. В исследовании приняли участие воспитанники среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
В результате экспериментального исследования было установлено, что большинство детей удовлетворительно оценивают уровень психологического комфорта в детском коллективе, отражают менее высокую удовлетворенность сложившейся системой межличностных отношений в группе.
Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Развитие межличностных отношений ребенка в дошкольном возрасте интенсивно изменяется. На этом возрастном этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.
Для оптимизации межличностных отношений в группе 4-5 лет рекомендуется проведение психокоррекционных занятий, направленных на формирование социального доверия, развитие социальной активности детей, развитие коммуникативных навыков, формирование адекватной самооценки у детей, обучение умению самостоятельно решать проблемы.
В целом поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза доказана.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1999.
2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками дошкольников. – М., 2003.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология – М., 2001.
4. Введение в практическую социальную психологию/ под ред. Ю.М.Жукова, А.А.Петровского, О.В.Соловьёвой. – М.,1996.
5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997
6. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2.
7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000.
8. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2.
9. Лисина М.И. Развитие общения дошкольников. – М., 1977.
10. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет/под ред. Е.О.Смирновой. - Москва-Воронеж,2001.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.,2000.
12. Основы специальной психологии/ под ред. Л.В.Кузнецовой. - М.,2000
13. Отношения между сверстниками в группе детского сада/ под ред. Т.А.Репной. - М.,1978
14. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание. 1984, №4
15. Радугина А.А.Психология. – М.,2001
16. Рузская А., Психология дошкольника// «Учительская газета» №26.2004
17. Репина Т.А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада. – В сб.: Проблемы социальной психологии. М. 1971
18. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – С - Пб .,2000.
19. Репина Т.А. Социально- психологическая характеристика группы детского сада. - М.,1988
20. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте/ Вопросы психлолгии.,1996.
21. Смирнова Е.О. Развитие отношений к сверстнику в дошкольном возрасте/ Вопросы психлолгии.,1996.
22. Смирнова Е.О. Ранний онтогенез межличностных отношений / Вопросы психологии - №6, 1994.
23. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.,1960.
24. Прыгин Г.С., Ахмеров Р.А. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности/Психологический журнал . - 2005. - Т.26. 25-34 с .
25. В.Н.Мисящев Психология отношений. Избранные психологические труды под ред. А.А.Бодалева Москва - Воронеж 1995
26. Юсупов Г. Воспитание самостоятельности у детей 3-5 лет жизни// «Дошкольное воспитание», №8, 2002г., 28 с.
27. Ромек В.Г.Развитие уверенности в межличностных отношениях/Журнал практического психолога, №12, 2000, 74-113 с .
28. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, - М.: Владос, 2003. -160с.
ПРИЛОЖНИЯ
Приложение 1
Фамилия, Имя | № | Общее количество выборов | сум-марное кол-во баллов | Статус ребенка | |||||
Антонова Алина | 5А | 8В | 11Б | 0,17 | |||||
Гордеева Лиля | 3А | 4А | 6Б | 7А | 9Б | 0,24 | |||
Глазкова Кристина | 2Б | 4Б | 6В | 7Б | 9В | 0,22 | |||
Зорина Александра | 2А | 3Б | 6А | 0,20 | |||||
Зубова Вероника | 1А | 10Б | 11А | 0,13 | |||||
Кузьмина Лиза | 4В | 5Б | 7В | 11В | 0,12 | ||||
Кривенко Маша | 3В | 8Б | 0,07 | ||||||
Максимова Вероника | 2В | 9А | 0,12 | ||||||
Попова Даша | 1Б | 5В | 8А | 0,12 | |||||
Полтавская Марина | 15А | 0,07 | |||||||
Чистякова Катя | 1В | 0,04 | |||||||
Арбузов Артём | |||||||||
Белов Дмитрий | 12А | 18Б | 0,06 | ||||||
Булочников Аскар | 13А | 19А | 17А | 19Б | 0,21 | ||||
Григорьев Данил | 10А | 13В | 0,09 | ||||||
Григорьев Иван | 12Б | 14А | 17Б | 18А | 19А | 20А | 0,31 | ||
Дыба Олег | 12В | 13В | 14В | 20Б | 0,16 | ||||
Пылев Влад | 15В | 0,02 | |||||||
Сидоров Александр | 10Б | 15Б | 16Б | 18В | 20В | 0,18 | |||
Денисов Александр | 14Б | 16В | 17В | 19В | 0,16 |
К.В.=
К.В.=
К.В.=50%
б) Отзывы детей о лидерах группы, выбравшие его
1. Кристина Г. о Лиле Г. – сказала, что она самая лучшая подруга. И они с ней давно дружат. А еще она красиво поет и танцует. И всегда приносит фломастеры и раскраски и дает всем ребятам, не жадничает.
2. Саша З. о Лиле Г. – «Нам вместе весело играть. Миля очень умная девочка. Всегда правильно отвечает на занятиях. Воспитательница ее хвалит всегда».
3. Лиза К. о Лиле Г. – «Я люблю с ней играть, с ней интересно. Она приносит много игрушек и никогда не жадничает. А когда я болела, она звонила мне каждый день, и мы с ней разговаривали».
4. Маша К. о Лиле Г. – «Лиля моя соседка. Мы живем в одном дворе и часто, приходя домой с детского сада, вместе гуляем. Наши мамы тоже дружат».
5. Даша П. – «Лиля не хвастает. И не жадничает. Еще она умная!»
1. Лиля Г. о Кристине Г. – сказала, что она хорошая подруга. На занятиях мы сидим за одним столом и быстрее всех выполняем задания. Вместе помогаем воспитательнице.
2. Саша З. о Кристине Г. – она всегда воображает, когда приходит в новом платье. Но она хорошая, всегда делится всем. Она добрая.
3. Лиза К. о Кристине Г. – «Мы всегда вместе играем». На вопрос: «А кто же это мы?», - девочка ответила: «Кристина, Саша, Лиля и я. Мы почти всё вместе всегда делаем. Но все равно Кристя больше дружит с Лилей».
4. Маша К. о Кристине Г. – «Она всех принимает в игру, никого не обижает и ест аккуратно».
5. Даша П. О Кристине Г. – «У нее очень красивые Барби, и она дает мне поиграть, она не жадина».
Артём о Ване: - «С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного материала, из конструктора, не обижает девочек, помогает мне что-нибудь делать, если у меня не получается. И вообще, он добрый и любит правду, спорит с тем, кто обманывает. А еще он выжигает дома рисунки, он обещал и меня научить».
Олег о Ване – «Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и во дворе. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает. Он всегда защищает ее и приглядывает за ней. У него много мультиков на видеокассетах, и мы меняемся».
Влад о Ване – «Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него и так много друзей. А он никогда не обманывает, и не ябедничает».
Саша С. о Ване – «Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы вместе работают. Он приходит ко мне в гости, иногда я к нему».
Артём о Ване – «Он веселый и добрый. Мне с ним всегда интересно».
Приложение 2
Протокол беседы
Антонова Алина – 5 лет | |
Беседа: | Ситуации: |
1. Я, Вероника Зубова и Катя Чистякова. 2. В саду. 3. Играют. Я. 4. Весело. Потому что они веселые. 5. Я. Потому что со мной мои подружки. | 1. Катю Ч. 2. Артём, он плохой. 3. Веронику З., Катю И., Лилю Г., Кристину Г., Сашу З. 4. Машу, мы с ней не играем, она ябеда. 5. Катю И. 6. Машу, не знаю. |
Гордеева Лиля – 5 лет | |
Беседа: | Ситуации: |
1. Кристина Г. и Я. 2. В группе. 3. Играют вместе в кубики, строят дом. Я. 4. Весело. Интересно вместе с Кристиной. 5. Мы вместе счастливые. 6. Никому. | 1. Кристину. 2. Артём, он часть дерется и очень жадный. 3. Всех девочек и еще Олега и Аскара. 4. Артём. 5. Кристину Г., Сашу З. 6. Марину, она медленно бегает |
Глазкова Кристина – 5 лет | |
Беседа: | Ситуации: |
1. Я, Лиля Г., Саша З. 2. На улице. 3. Я играла с Лилей, потом позвали Сашу. Я. 4. Нам весело. Играем в интересную игру. 5. Я. У меня платье новое. 6. Таких нет. | 1. Лилю. 2.Артём. Он любит командовать 3. Лилю и Сашу. 4. Не знаю. 5. Лиля. 6. Не знаю. |
Дыба Олег – 5 лет | |
Беседа: | Ситуации: |
1. Я, Дима Б., Аскар Б., Саша Д., Артём А. 2. На спортивной площадке в детском саду. 3. Идут играть в футбол. Артём придумал. 4. Весело. Не знаю. 5. Я. Я люблю играть в футбол. 6. Аскар. Он не любит на воротах стоять. | 1. Аскара. 2. Машу, она такая плакса и ябеда. 3. Аскара, Дима и Артёма. 4. Алишера, потому что он меня не пригласил на свой день рождения. 5. Ваня, он хорошо умеет строить. 6. Дима, он медленно бегает. |
Зубова Вероника – 5 лет | |
Беседа: | Ситуации: |
1. Это Я. 2. На даче. 3. Играю. 4. Грустно. Скучно одной. 5. 6. | 1. Не знаю. 2. Машу, она всегда щипается. 3. Наверное Лилю и Кристину. 4. Мальчишек, они дерутся. 5. Не знаю. 6. Не знаю. |
Арбузов Артём – 5 лет | |
Беседа: | Ситуации: |
1. Это я, Алишер и Аскар. 2. В группе. 3. Не знаю. 4. Весело. 5. Я, я веселый. 6. Никто. | 1. Это я, Алишер и Аскар. 2. В группе. 3. Не знаю. 4. Весело. 5. Я, я веселый. 6. Никто. |
Кузьмина Лиза – 5 лет | |
Беседа: | Ситуации: |
1. Я и Лиля 2. На улице. 3. Мы поем. Лиля. 4. Весело. Любим петь с Лилей. 5. Я. У меня хорошее настроение и платье красивое. 6. Грустных нет. | 1. Лилю или Сашу. 2. Артём – он всем мешает на занятиях. 3. Если бы разрешили, я бы всех пригласила. 4. Артёма, с ним никто не играет. 5. Сашу. 6. Веронику, она маленькая. |
Булочников Аскар – 4,5 лет | |
Беседа: | Ситуации: |
1. Олег и я. 2. На елке. 3. Танцуют. Олег. 4. Весело. Олег и я смешно танцуем. 5. Мы вместе. 6. Нет. | 1. Олега и Сашу. 2. Машу, она всегда ябедничает. 3. Олега. 4. Не знаю. 5. Саша. 6. Диму, он хуже всех занимается на физкультуре. |
Максимова В. – 5 лет | |
Беседа: | Ситуации: |
1. Лиля, Даша, Ваня и я. 2. а площадке. 3. Играют в мяч. Я. 4. Весело, интересно играть. 5. Я, у меня новый мяч. 6. Ваня, он тоже хочет такой же мяч. | 1. Дашу. 2. Артёма, он всех обижает. 3. Лилю, Дашу, Машу, Алину, Ваню и Олега. 4. Артёма. 5. Лиля. 6. Артёма, он все испортит. |
Полтавская Марина – 4,5 лет | |
Беседа: | Ситуации: |
1. Я и Вероника. 2. В группе. 3. Играем. Я. 4. Весело. Играть интересно. 5. Вероника, я ей дала свою куклу поиграть. 6. Грустных нет. | 1. Веронику. 2. Машу, она со мной не играет. 3. Веронику 4. Машу. 5. Ваня, он хорошо строит, и девочек защищает всегда. 6. Не знаю. |
Белов Дмитрий – 5 лет | |
Беседа: | Ситуация: |
1. Все дети. 2. На участке. 3. Бегают на перегонки. 4. Весело. 5. Я, меня никто не догнал. 6. Маша. Она всегда грустная. | 1. Данила. 2. Не знаю. Мне всех жаль. 3. Всех. 4. Никого. 5. Данил. 6. Олега, не знаю. |
Григорьев Данил – 4,5 лет | |
Беседа: | Ситуация: |
1. Дима, Данил, Владик и я. 2. На участке. 3. Гуляют. 4. Весело. У них шарики. 5. Влад у него два шарика. 6. Дима и Данил, у них шарики улетели. | 1. Дима. 2. Артёма, он всегда командует. 3. Данила, Дима, Веронику. 4. Артём. 5. Ваня. 6. Не знаю. |
Попова Даша – 5 лет | |
Беседа: | Ситуация: |
1. Лиля и я 2. На улице, во дворе 3. Просто стоим, только вышли на улицу 4. Весело, придумываем, во что будем играть 5. Я, мне корону купили | 1. Лилю. 2. Артёма, потому, что он всегда дерется. 3. Всех девочек. 4. Машу, она меня не приглашала. 5. Алишер. 6. Не знаю. |
Зорина Саша – 4,5 лет | |
Беседа: | Ситуация: |
1. Кристина и я. 2. Во дворе. 3. Собирали цветы для мамы Кристины. 4. Весело, потому что день рождения у мамы. 5. Обе, потому, что хорошее настроение. 6. Грустных нет. | 1. Кристину. 2. Марину, она играет только с мальчиками. 3. Кристину, Лилю, Лизу. 4. Машу, я с ней не дружу. 5. Диас. 6. Данила, он плохо бегает. |
Григорьев Ваня – 5 лет | |
Беседа: | Ситуация: |
1. Аскара, Олега, Саша и себя. 2. На спортивной площадке. 3. Играют в футбол, Олег. 4. Весело вместе играть. 5. Я, потому, что забил гол. 6. Олег, он упал, а мы его подняли. | 1. Аскара. 2. Влада, я не дружу. 3. Всех детей. 4. Никого. 5. Ваня. 6. Не знаю. |
Приложение 3
Статус ребенка | Имя Фамилия |
«Звёзды» | 1.Кристина Г 2.Лилия Г 3.Ваня Г 4.Арина А |
«Предпочитаемые» | 6 девочек и 3мальчика |
«Малоавторитетные» | 3 девочки и 3 мальчика |
«Отверженный» |
Приложение 4
1. Ситуация.
1. Представь, что ты имеешь 2 билета в цирк, кого бы ты из друзей позвал идти вместе с тобой?
2. Кого из детей вашей группы было бы не жаль перевести в другую группу? Почему?
3. Представь, что у тебя день рождения, кого бы ты пригласил к себе из детей вашей группы?
4. Кого бы ты не стал приглашать? Почему?
5. Ты строишь из конструктора дом, у тебя плохо получается, кто из детей вашей группы может помочь?
6. В детском саде проводятся спортивные соревнования, кого из детей своей группы, ты бы не стал брать в свою команду и почему?