Пищевые аддикции. Анорексия и булимия.

В основе пищевых зависимостей лежит нарушение пищевого поведения. Под пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания, ориентация на образ собственного тела и деятельность по его формированию.
Психологическое значение пищи заключается в возможности с ее помощью «заедать» собственные проблемы, отвлекаться от реальности за счет получения приятных физиологических ощущений во время еды.

Впервые о пищевой зависимости было заявлено в 1998 году, когда в журнале «Nature» была опубликована статья В.Ди Марцо и его коллег о шокоголизме, в которой говорилось, что шоколад и продукты из какао-бобов обладают аддиктивным действием из-за присутствия в них соединений, близких к эндогенным каннабиоидам. Таким образом, шоколад может вызывать ощущения, сходные с изменениями после приема наркотиков, только в гораздо более слабой степени.

В дальнейшем появилось большое количество работ, посвященных «шоколадной аддикции». В ходе исследования П.Розина было установлено, что шокоголизм более распространен в женской популяции и имеет прямую связь с месячным циклом - поедание шоколада усиливается во время предменструального напряжения для снятия негативных эмоциональных переживаний.

Роджерс и Смит (Rogers, Smith, 2000), проанализировав большое количество публикаций, приходят к выводу, что «шоколадной» аддикции как самостоятельной формы не существует. Отвечая на вопрос, почему некоторые люди называют себя «шокоголиками», авторы объясняют это ведущей ролью психологического процесса самоограничения в пище, амбивалентного отношения к ее поеданию. Амбивалентность («приятно, но грешно») по отношению к шоколаду происходит из-за того, что это очень вкусная пища, но сильно недиетическая, поэтому, несмотря на «угощение», должна поедаться скрытно. Вместе с тем, скрытность процесса поедания еще больше усиливает желание, которое и именуется «тягой». Таким образом, в основе «тяги к шоколаду», по мнению авторов, лежит культурально обусловленная необходимость поедать его скрытно.

Другая точка зрения представлена в более позднем обзоре М.Пельчат (Pelchat, 2002) из Филадельфии (США), которая считает, что существуют сходные механизмы развития пищевой и химической зависимости. В отличие от своих коллег, автор уверена, что именно понимание самим человеком наличия аддикции, в том числе и пищевой, является лучшим показателем ее присутствия. Свою точку зрения она аргументирует данными по нейрохимическим исследованиям различных форм аддикции. В пользу общих механизмов пищевой и химической аддикции свидетельствуют и данные Морабиа об эпизодах неконтролируемого влечения к сладостям у алкоголиков и наркоманов, находящихся в ремиссии.

В настоящее время установлено, что наиболее сильную зависимость, помимо шоколада, вызывают такие пищевые продукты, как сыр, красное мясо и все, что совмещает жир и сахар. Эти продукты заставляют мозг вырабатывать вещества, вызывающие ощущение удовольствия. В сыре содержится много казеина - белка, при расщеплении которого вырабатывается опиумное вещество, по своему составу очень напоминающее морфий. Пищевые зависимости значительно чаще встречаются у женщин, чем у мужчин, более характерны для подростков и молодых женщин, чем для женщин в возрасте.


Основными пищевыми зависимостями, неадекватность которых, в отличие от шокоголизма, не вызывает сомнения, являются нервная булимия и нервная анорексия. Их объединяют следующие признаки: искажение образа своего тела; озабоченность контролированием веса собственного тела; искажение режима питания; изменение ценности питания в иерархии ценностей.

Нервная булимия представляет собой нарушение, в основе которого лежит синдром обжорства с последующим очищением желудка. Булимия проявляется в повторяющихся приступах переедания, невозможности даже в течение короткого времени обходиться без пищи и чрезмерном беспокойстве по поводу собственного веса, что толкает человека к крайним мерам по предупреждению вероятности пополнеть (искусственное вызывание рвоты, прием слабительных, использование клизм, истязание себя чрезмерными физическими нагрузками, диетами и др.).
Приступ обжорства длится ограниченный промежуток времени, примерно час, в течение которого человек съедает намного больше пищи, чем другие люди в этих же условиях, а затем прибегает к компенсаторным действиям. В среднем количество приступов переедания варьируется от двух до сорока в неделю.

Приступ начинается с чувства невыносимого напряжения. Человек чувствует раздражение, считает себя удаленным от реальной жизни и бессильным подавить страстное желание съесть запрещенную пищу. Само обжорство является приятным, так как оно приносит снятие напряжения, но затем появляются ощущение вины, депрессия, а также страх прибавления в весе и нежелание быть пойманным за этим занятием, вследствие чего человек прибегает к компенсаторным действиям. Однако освобождение желудка заставляет человека вновь почувствовать голод и приводит к замыканию цикла.

Жизнь человека, страдающего булимией, полностью подчинена режиму питания. Данная сторона жизни выходит на первый план. При этом, как и при любой другой зависимости, отмечается амбивалентное отношение к аддиктивному агенту - желание съесть огромное количество продуктов сменяется приступами самоуничижения, презрения к себе из-за своей «слабости».

Можно выделить следующие признаки аддиктивной булимии: постоянная озабоченность едой и непреодолимая тяга к пище даже при ощущении сытости; использование компенсаторных действий с целью предотвращения увеличения веса; навязчивый страх ожирения.

При булимии повышение ценности пищи и переедание становятся единственным удовольствием в жизни, которая аддикту кажется скучной и безынтересной. Питание для человека выступает альтернативой повседневным обязанностям, бытовым проблемам. На фоне восприятия обыденной жизни как однообразной серой рутины у аддикта формируется феномен «жажды острых ощущений» в виде изменения пищевого поведения: огромное количество съеденного в один прием, несочетающиеся ингредиенты (торт с горчицей и т. д.) вызывают измененное состояние сознания, лежащее в основе любой зависимости.

Как и другие пищевые зависимости, булимия проявляется преиму-щественно у женщин (в 90-95 % случаев), начинается в юности (в возрасте 15-22 лет) и является результатом интенсивного соблюдения диеты .

Как правило, вес людей, страдающих булимией, не отличается от нормы, что достигается компенсаторными действиями. При этом случается, что вес даже начинает снижаться, и булимия плавно перетекает в анорексию.

Анорексия - это нарушение, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемое и поддерживаемое самим индивидом. Анорексия проявляется в резком изменении режима питания, вплоть до полного отказа от пищи, обращении к жестким диетам, изнурительным физическим упражнениям, в постоянном расчете калорий. В основе анорексии лежит непринятие собственной внешности, часто нарушение восприятия «схемы тела», которое развивается под влиянием собственного убеждения или/и мнения референтной группы. Диагностические критерии анорексии: снижение веса тела на 15 % и сохранение массы тела на сниженном уровне; искажение образа своего тела в виде страха перед ожирением; намеренное избегание приема пищи, способной вызывать увеличение веса.

Выделяют следующие стадии развития нервной анорексии:

1) инициальная стадия, на которой появляется сильно выраженное недовольство своей фигурой, избыточной ее полнотой, развивается стремление к похудению на фоне ориентации на выработанный идеал;

2) стадия активной коррекции, на которой происходит снижение ценности питания и становление девиантного поведения: осуществляется выработка конкретных способов снижения веса (изменение пищевого рациона, соблюдение строгой диеты, прибегание к физическим упражнениям, прием слабительных средств, клизм, искусственное провоцирование рвотного рефлекса); изменяется речевое поведение - в разговорах индивид постоянно обращается к теме похудения, обсуждению диет;

3) стадия кахексии, для которой характерно появление признаков дистрофии: снижение веса, сухость, бледность кожи и др.

До 95 % людей, страдающих анорексией, - женщины, чаще в возрасте от 14 до 19 лет, имеющие низкую самооценку, особенно в отношении своей внешности, максималистические устремления.

Нервная анорексия вызывает различные проблемы со здоровьем: снижение температуры тела, артериального давления, аменорея (прекращение менструальных циклов), опухание тела, ухудшение состояния кожи, ногтей, волос, замедленное сердцебиение вплоть до полной остановки сердца или сосудистой недостаточности, а также психологические проблемы: появление депрессии, сильного чувства вины, ухудшение самоконтроля, искажение самосознания.
К причинам возникновения аддиктивных расстройств питания следует отнести, во-первых, социальное давление, проявляющееся в навязывании стандартов женской красоты, связанных с установкой на худобу, во-вторых, обстановку в семье (чрезмерная вовлеченность членов семьи в дела друг друга, создающая дефицит пространства для проявления индивидуальности и независимости), особенности семейного воспитания (гиперопека со стороны родителей, препятствующая развитию у ребенка осознания своих потребностей и самоконтроля, в том числе и в отношении процесса питания), нарушения отношений дочери с матерью (ведь отказ от пищи может быть интерпретирован как отказ от материнского ресурса, от того, чтобы самой стать женщиной и матерью, отказ от взросления) и, наконец, биологические факторы: нарушение функционирования двух областей гипоталамуса, контролирующих процесс питания (латерального, который, будучи активированным, вызывает чувство голода, и венгромедиального, который в активированном состоянии подавляет чувство голода).

Наши рекомендации