Исследование шизофрении в школе Б.В. Зейгарник и Ю.Ф. Полякова.
Шизофрения — полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, связанное с распадом процессов мышления и эмоциональных реакций. Шизофренические расстройства в целом отличаются характерными фундаментальными расстройствами мышления и восприятия, а также неадекватным или сниженным аффектом. Наиболее частыми проявлениями болезни являются слуховые галлюцинации, параноидный или фантастический бред либо дезорганизованность речи и мышления на фоне значительной социальной дисфункции и нарушения работоспособности.
Зейгарник выдвинула гипотезы:
1) Нарушения мышления при шизофрении нельзя рассматривать в отрыве от целостной жизни личности. Эти нарушения и нарушения личности взаимосвязаны.
2) В основе нарушений мышления при шизофрении - явление смысловой смещенности. Т.е. изменение, искажение всей системы смыслов пациента.
3) Смысловая смещенность пациентов обнаруживается не только в мышлении, снижая его продуктивность, но и во всей познавательной сфере в целом (памяти, восприятии).
Б.В. Зейгарник предложила свою классификацию нарушений мышления, которая является наиболее используемой в патопсихологическом обследовании в настоящее время. Б.В. Зейгарник выделила такие виды нарушений мышления, как нарушения операциональной стороны мышления, нарушения логического хода мышления, нарушения мотивационного (личностного) компонента мышления. По данным Б.В. Зейгарник, у больных шизофренией отмечаются нарушения мышления по типу искажений процесса обобщения: больные могут усвоить задания, требовавшие обобщения, они способны выделить общий признак, отвлечься от конкретных значений слов, но тот временный "отлет" от конкретных значений, который присущ всякому обобщению, приобретает у них утрированный, и даже гротескный, вычурный характер. Используемые ими признаки, как правило, описываются как «латентные, формальные, бессодержательные» и т.д. У больных шизофренией в состоянии ремиссии были выявлены откликаемость; соскальзывания (на фоне правильного, адекватного хода мыслей - неожиданные уходы на неадекватные ассоциации, которые сменяются таким же верным и последовательным рассуждением).
В рамках данной школы использовались следующие методики: Обширный комплекс методик, направленных на исследование отдельных психических областей; Биографический метод – позволяет оценить преморбидную личность, систему соц. отношений пациента. Позволяет оценить тех личностных изменений, патологических личностных систем в разные периоды течения болезни; простые экспериментальные процедуры подобно экспериментам в школе Левина; вариация инструкций, которая предлагается испытуемому при выполнении им выполнения одного и того же задания.
Память: Для исследования мотивационных влияний на мнестическую сферу Зейгарник применила прием запоминания завершенных и незавершенных действий. Эта методика использовалась с больными шизой, и другими заболеваниями.
У испытуемого-шизой нет побуждения выполнить задания, поэтому нет эффекта Зейгарник– механизм нарушения системы побуждения мотивации.
Восприятие:Больные шизой могут строить свою интерпретацию при рассматривании изображения, не на всем поле изображенного, а могут опираться только на один фрагмент, придавая ему особый смысл.
Больные шизофренией слабо реагировали на изменение инструкции. Больные не проявили интереса к заданию, не реагировали на оценку экспериментатора, не корригировали свои ошибки. Высказывания больных крайне лаконичны, малоэмоциональны и в основном лишь обобщенно констатируют некоторое сюжетное или предметное содержание картинок.
Данный эксперимент, по мнению Б.В. Зейгарник, доказывает, что главным фактором в нарушении восприятия больных шизофренией является мотивация, так как изменение мотивации обуславливает разную структуру деятельности, в соответствие с чем изменяется место и содержание процесса восприятия.
У больных шизой наблюдается чаще именно искажение мыслительных операций. Больным шизой доступно выполнение очень сложных мыслительных операций (обобщение, абстрагирование), при решении задач самого разного типа больные шизой опираются не на наиболее частотные закрепившиеся в опыте явления, социальные стереотипы, они опираются на несущественные, малозначимые, латентные признаки и по этим признакам совершают операции обобщения, абстрагирования.
Поляков – ученик Зейгарник. Работы Ю.Ф. Полякова начались с острых дискуссий с учителем, которые касались природы нарушения мышления при шизофрении, Поляков не соглашался с гипотезой Зейгарник, основное возражение: природу нарушения мышления при шизе не следует искать в патологии другого псих. процесса, а природа нарушения мышления в самом мышлении.
Ю.Ф. Поляков сделал важное наблюдение, согласно которому познавательная деятельность субъекта определяется двумя основными факторами: личностным (потребности, мотивация, социальная направленность) и процессуальным (навыки, умения, исполнительские характеристики). Как показали результаты исследования, наиболее нарушенным у больных шизофренией является личностный аспект мотивации, в то время как нарушения ситуационного аспекта мотивации выражены в меньшей степени, проявляются не во всех видах деятельности, легче компенсируются. В целом, нарушения исполнительских компонентов регуляции познавательной деятельности существенно зависят от ситуационной мотивации.
Ю.Ф. Поляковым было проведено обширное исследование мозговой целого круга различных видов мыслительной деятельности, в результате которого была выявлена связь между изменением мышления у больных шизофренией и особенностями актуализации знаний.
Ю.Ф. Поляков для изучения зрительного восприятия провёл серию опытов, установив некоторые закономерности изменения порогов опознания у больных шизофренией по сравнению со здоровыми людьми: при предъявлении обычных, шаблонных изображений регистрировалось повышение порога, при необычных и маловероятных – значительное понижение. При тахистоскопическом предъявлении больные шизофренией также значительно легче распознавали необычные и маловероятные изображения. Эти результаты получили своё объяснение в свете гипотезы о том, что у больных шизофренией актуализация ожидаемых зрительных образов существенно детерминируется факторами предшествующего опыта, избирательность этой актуализации ухудшается и сглаживается. Аналогичные закономерности распространяются и на распознавание звуковых стимулов, что может свидетельствовать об особом типе нарушений восприятия у больных шизофренией при отсутствии клинической симптоматики и сохранности ощущений.
Ранний детский аутизм.
Синдром раннего детского аутизма, синдром РДА, синдром Лео Каннера — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.
Внешние проявления РДА:
Аутизм. Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.
Стереотипичность в поведении. Ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясёт, постукивает, вертит, крутит и т. д. Очень характерны стереотипные движения с книгой: быстрое и ритмичное перелистывание страниц. Одна и та же тема доминирует в разговоре, во время рисования, в игровых сюжетах. Ребёнок старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется.
Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно её коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребёнка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы обращённые к нему. При этом наедине с собой он может комментировать свои действия, увлечённо декламировать стихи. Детям с РДА свойственны эхолалии, неправильное использование личных местоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».
Раннее проявление вышеперечисленных расстройств (до 2,5 лет).
Причины и механизмы возникновения РДА:
В разное время в решении данной проблемы внимание уделялось различным причинам и механизмам возникновения данного нарушения. Но до сих пор нет чёткого представления о патогенетических механизмах РДА.
Исходя из положения Л. С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях В. В. Лебединский и О. Н. Никольская (1981, 1985) предлагают такой вариант решения вопроса о патогенезе РДА:
-в качестве первичных расстройств при РДА рассматриваются повышенная эмоциональнаячувствительность и слабость энергетического потенциала, в результате их воздействия на организм возникают вторичные нарушения.
-ко вторичным относят аутизм, как попытку избежать воздействий внешнего мира, стереотипии, сверхценные интересы. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких, вплоть до полного их игнорирования («аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы.
Классификация РДА по степени тяжести:
Выделяют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:
1)Полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.
2)Активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящиеся к 1-й группе.
3)Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.
4)Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.