Виды виктимности
В связи со сложностью феномена В.П. Полубинский определил четыре вида виктимности (виктимогенности): «индивидуальную», «видовую», «групповую» и «массовую»[3].
Под "индивидуальной" виктимностью подразумеваются свойства социального, биофизического или психологического характера отдельного индивида, способствующие при определенной жизненной ситуации созданию условий для совершения в отношении него преступления или причинения ему определенного вреда.
«Видовая» виктимность выражается в «предрасположенности» отдельных людей становиться в силу ряда обстоятельств жертвами определенных видов преступлений (например, грабежа, изнасилования и т.д.).
«Групповая» виктимность, по мнению В.П. Полубинского, заключается в общей для определенных категорий людей, обладающих сходными социальными, демографическими, психологическими, биофизическими и иными качествами, «повышенной способности» становиться жертвами преступлений (инкассаторы, сторожа, таксисты и пр.).
«Массовая» виктимность − объективно существующая возможность для определенной части людей в силу их субъективных качеств нести физический, моральный и материальный ущерб от преступлений.
Рассмотрим подробнее индивидуальную виктимность. Л.В. Франк[4] говорил, что термин "виктимность" понимается им "как повышенная способность человека в силу социальной роли или ряда духовных и физических качеств, при определенных объективных обстоятельствах становиться потерпевшим".
Д.В. Ривман[5], критически оценивая определение виктимности, данное Л.В. Франком, приходит к выводу, что "индивидуальная виктимность − это обусловленное наличием преступности состояние уязвимости отдельного лица, выражающееся в объективно присущей человеку (но не фатальной) способности стать жертвой преступления. Реализованная преступным актом или оставшаяся в потенции, эта уязвимость зависит от субъективных и объективных предпосылок, и, в конечном счете, выступает, как неспособность противостоять преступнику, определяемая совокупностью факторов, делающих ее объективной (не зависящей от жертвы) или оставляющих ее на уровне субъективного "нежелания или неумения".
Согласно Д.В. Ривману, индивид не приобретает виктимность, наоборот, он просто не может быть не виктимным, так как является членом общества, в котором существует объективная возможность оказаться жертвой.
Виктимные потенции приобретаются индивидом еще в детстве, и тем самым создается реальная (но не фатальная) возможность опасного для него развития событий, хотя сами эти события могут наступить в отдаленном будущем или не наступить вообще.
Индивидуальная виктимность является внутренним качеством индивида, проявляющимся при определенных условиях в виде виктимного поведения, которое способствует превращении его в жертву (виктимизации). Виктимизация – процесс реализации присущей личности виктимности. Таким образом, «виктимный потенциал» переходит в «виктимный детерминизм»[6].
Виктимность индивида интерпретируется на различных уровнях: на уровне виктимного потенциала (виктимной предрасположенности) и на уровне реализованной виктимности.
В соответствии с целью и предметом нашего исследования было уточнено и предложено рабочее определение индивидуальной потенциальной виктимности.
Потенциальная индивидуальная виктимность – это комплекс социальных, психологических и биофизических предпосылок субъекта, обусловливающих степень вероятности стать жертвой преступления, обстоятельств, несчастного случая и т.д.
Однако проблема выявления предпосылок виктимности остается открытая.