Технология проведения углубленного психологического
ББК 88.5 СЗО
Семаго Н. Я., Семаго М. М.
СЗО Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с, илл.
ISBN5-9268-0341-1
В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют техно-логизировать и оптимизировать все этапы диагностики.
Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.
Руководство предназначено для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, психологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, в том числе ППМС-центров, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты.
Данное методическое руководство может быть использовано для подготовки студентов педагогических университетов и институтов, факультетов психологии, специальной и клинической психологии, в системе повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной защиты при специализации в области коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии.
ISBN 5-9268-0341-1
© Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, 2005
© Издательство «Речь», 2005
© П. В. Борозенец (обложка), 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................9
Раздел I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
И ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА.......................17
Понятие психологической оценки.....................................................................17
Основные принципы диагностической деятельности психолога......................19
Понятие отклоняющегося развития как одной из основных категорий оценки особенностей психического развития ребенка..............................................26
Использование представлений о норме развития в практике
психолога образования...................................................................................31
Глава 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.............................................................38
Представления о системности и структуре психического развития..................40
Практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике .. 48
Оценка психического развития как поэтапная технология
деятельности психолога.................................................................................54
Представление о типологическом психологическом диагнозе как одном из основных итогов оценки психического развития.........................................62
Требования к методическим средствам и стимульным материалам..................66
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Глава 3
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УГЛУБЛЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ.................................................................................................70
Основные положения проведения углубленной оценки психического
развития ребенка............................................................................................70
Подготовка к проведению обследования............................................................72
Психологический анамнез..................................................................................73
Условия и особенности протекания беременности и родов........................77
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие......................................77
История развития ребенка от 1 года до 3 лет................................................79
История развития ребенка от 3 до 5-5,5 лет.................................................80
История развития ребенка от 5,5 до 7 лет.....................................................80
История развития ребенка в младшем школьном возрасте
(от7до 10-11 лет).....................................................................................81
Построение диагностической гипотезы.............................................................82
Тактика психологического обследования...........................................................86
Особенности проведения обследования детей разного возраста.......................91
Общая технология проведения углубленного психологического обследования 93 • Тактика и технология обследования детей младшего дошкольного возраста. 100
Глава 4