Самостоятельная работа 6. Подростковый и ранне – юношеский возраст
1. Решите тест:
1. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте выступает
а) учебная деятельность;
б) отдых;
в) интимно-личностное общение со сверстниками;
г) деловое общение с учителем.
2. О наличие чувства взрослости подростка можно судить по
а) все ответы верны;
б) тому, как он хочет, чтобы к нему относились;
в) частным случаем игнорирования им требований взрослых;
г) ярко выраженному стремлению к самостоятельности.
3. Чаще всего первой ступенью чувства взрослости в подростковом возрасте является..
а) интеллектуальная взрослость;
б) принятие ответственности;
в) становление идеала взрослого человека;
г) внешняя взрослость.
4. Склонность к теоретизированию становится насущной психологической потребностью в
а) дошкольном возрасте;
б) младшем школьном возрасте;
в) подростковом возрасте;
г) юношеском возрасте.
5.Чувство взрослости у подростков (по Драгуновой Т.В.) выражается в
а) подражании внешним проявлениям взрослости;
б) все ответы верны;
в) направленности на качества взрослого и ориентация на него при выполнении различных видов деятельности;
г) интеллектуальной взрослости.
6. В подростковом возрасте актуальны: 1) развивающая работа умственного содержания; 2) формирование навыков эффективного общения; 3) развитие навыков совместной деятельности; 4) формирование уверенности в себе; 5) развитие потребности в самовоспитании:
а) только 1 и 5;
б) 2,3,4,5;
в) 1,3,5;
г) только 2.
7. Границы периода ранней юности - … лет
а) 15-20;
б) 14-15;
в) 14,15 – 17;
г) 11,12 – 14,15.
8. К новообразованиям ранней юности относят
а) профессиональное самоопределение;
б) психологическую готовность к самоопределению;
в) усвоение социальных ролей;
г) все ответы верны.
9. Основная роль юношеской дружбы в психическом развитии заключается в
а) обсуждении проблем;
б) принятии в группу сверстников;
в) эмоциональной поддержке;
г) развитии самосознания.
10.Становление личности в ранней юности в решающей мере обуславливается
а) психическим развитием;
б) социальными условиями;
в) физическим развитием;
г) эмоциональной сферой.
11. Конфликты между родителями и детьми в ранней юности чаще всего возникают из-за того, что
а) отсутствует взаимопонимание;
б) родители считают, что их дети не выросли;
в) никто не хочет встать на позицию противоположной стороны;
г) все ответы верны.
12. В подростковом возрасте в среднем развиваются быстрее в психосексуальном отношении
а) девочки и мальчики развиваются одинаково
б) девочки опережают мальчиков на 2-3 года
в) девочки опережают мальчиков на 3-5 лет
г) мальчики опережают девочек на 2-3 года
13. З. Фрейд в совей теории психосексуального развития охарактеризовал подростковый возраст
а) чувственной зоной наслаждения для ребенка является рот
б) ребенок дружит с детьми одного с ними пола и сосредоточен на приобретении знаний и умений
в) на этой стадии формируется зрелая взрослая сексуальность и зрелый баланс между любовью и работой
г) на этой стадии дети ощущают сильное, хотя и бессознательное влечение, к родителю противоположного пола.
14. Наиболее характерной самооценкой для подростков является … самооценка
а) заниженная и неустойчивая
б) адекватная
в) заниженная и устойчивая
г) завышенная.
15. Потребность в признании сверстников начинает развиваться в возрасте
а) раннем детстве
б) дошкольном
в) младшем школьном
г) подростковом
16. Развитие в ранней юности характеризуется
а) стабильность, пассивностью
б) скачкообразностью
в) легкостью протекания процесса формирования всех психических процессов
г) повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью.
17. Самоконтроль в подростковом возрасте развивается по схеме
а) процессуальный контроль, контроль по результату, предварительное планирование деятельности
б) во всех вариантах пропущено одно звено самоконтроля
в) контроль по результату, процессуальный контроль, предварительное планирование деятельности
г) предварительное планирование деятельности, процессуальный контроль, контроль по результату.
2. Решите задачи:
1. Выполняя рисуночный тест «Нарисуй себя», ребенок 12-15 лет рисует черный ящик, серое облако, карикатуру. Как можно проинтерпретировать рисунок подростка?
2. «Моему сыну 14 лет. Неожиданно в нем проснулся дух бунтарства, какого я никогда не встречала у детей, - говорит мама. Он не признает никаких правил, кажется, ненавидит всю нашу семью. В конфликтных ситуациях он неуправляем». С чем связаны такие изменения? Как относится к данной ситуации?
3. В подростковый период имеет место стремление в подражании взрослым, их одежде, прическе, манере поведения (свидания, вечера отдыха), подростки подражают поведению мужчин и женщин, по их мнению, «настоящих». Почему подросток копирует образцы поведения и внешний вид взрослого человека (иногда копируя и не лучшие образцы).
4. Мой сын в 17 лет все время пытается поменять внешность? С чем это связано?
3. Вставьте пропущенное слово:
1. «Я»-концепция – согласованные и зафиксированные в словесных определениях представления человека о …… ……, итог познания и оценки …….. …… через образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение …….. …….. и себя с ними.
2. «Этот кризис – ломка, резкая смена всей системы переживаний ребенка, ее структуры и содержания. Характерны … настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Новообразование критической фазы - чувство … ».
4. … - стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и реализации своих личностных возможностей.
5. Ценностные ориентации – система духовных, морально-нравственных, культурных, социальных … и ориентиров отдельной личности на данном историческом этапе.