Тема № 8: Юношеский возраст.

Задачи развития –определение профессиональной сферы в соответствии с интересами и способностями; создание жизненного плана – кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение)

ССР – появление новых социальных и интеллектуальных потребностей (образ «Я» и будущая профессия), при этом зависимость от взрослых остается, присутствует малый жизненный опыт.

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная – проявляется через избирательность к учебным предметам в соответствии с интересами, способностями и будущей профессией; общение со сверстниками и значимыми взрослыми.

Психические новообразования – центральное – профессиональное и личностное самоопределение – новая внутренняя позиция, включающая осознание себя, как члена общества (в том числе группы сверстников), принятие своего места в нем; осознается временная перспектива, наблюдается общественная стабилизация личности (нравственная устойчивость, формирование мировоззрения, системы ценностных ориентаций, изменение учебной мотивации); развитие самосознания.

Особенности познавательного развития:

- развитие теоретического мышления («интеллектуализация» познавательных процессов)

- развитие произвольной памяти осмысленного запоминания

- противоречивость внимания: с одной стороны больший объем распределения и концентрации, с другой – избирательность интересов

- направленность воображения на создание образов будущей жизни

Эмоциональная, волевая, мотивационная сферы:

1. Эмоции:эмоциональная восприимчивость к различным переживаниям, способность к обобщенным переживаниям (чувство юмора, прекрасного и пр.), потребность в сильной эмоциональной привязанности (дружба, любовь).

2. Воля: развиваются волевые качества: программа саморазвития, интерес к самопознанию и испытанию себя.

3. Мотивация: профессиональная и личностная.

Профессиональная –формирование мотивов учебной деятельности в связи с выбором профессии, переориентация с внешней оценки на внутреннюю.

Личностная – возникновение потребностей в близких дружеских связях.

Показатель благоприятного развития –«идентичность» либо путаница ролей

Кризис юности – вызван затруднениями при реализации жизненных планов, несоответствие идеальному положению дел по реальным предположениям, сложности при поиске смысла жизни.

Тема № 9: Зрелый, пожилой и старческий возраст.

Зрелость –наступает расцвет творческих сил, наблюдается активное отношение к жизни через создание материальных и духовных ценностей, интеллектуальное достижение.

Заканчивается общесоматическое развитие (человек не растет и т.д.), достигает оптимума физическое и половое созревание. Формирование личности определяется совокупностью социальных условий (экономических, политических, правовых и моральных), условиями образования и воспитания, социальной активностью самой личности.

Границы возраста:

- ранняя зрелость (21-25 лет; некоторые 20-40 лет)

- средняя зрелость (25-40 лет)

- зрелость (25-50 лет)

- поздняя зрелость (50-75 лет; либо поздняя взрослость – 40-55 лет)

- предпенсионный возраст (55-65 лет)

Особенности развития:

1.Период зрелости – развитие – процесс асинхронности.

2.Взрослое развитие – есть гибкий процесс, включенный.

А) Ранняя взрослость

Центральные новообразования:

- притязания на овладение специальностью (20-24 года)

- притязание на овладение профессией (24-28 лет)

Характеристика возраста:

- строится собственный образ жизни

- происходит усвоение профессиональных ролей

- есть включение на все виды социальной активности

- система субъективных свойств личности, включающей жизненные планы, мотивы и цели деятельности.

Основа трисистемы развития взрослости («Я» как человек / член семьи / как работник)

Задачи ранней взрослости:

- принятие гражданской ответственности

- нахождение конгениальной социальной группы

- начало профессиональной деятельности

- выбор супруга (-и), создание семьи, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства

Б) Средняя зрелость –изменение внутренне происходит постепенно (осмысление и переоценка жизни) под влиянием внешних изменений (важное жизненное событие) => основа – личными мир семьи и профессиональными.

Центральные новообразования:

- притязание на овладение социальной ролью (28-30 лет)

- притязание на овладение социальным статусом (32-34 года)

Главный вопрос развития –неуспокоенность (генеративность) – попытка увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир путем профессиональной деятельности, художественного творчества или воспитания детей, т.е. стремление стать как можно лучше.

Задачи средней зрелости:

- принятие физиологических перемен и приспособление к ним

- достижение гражданской и социальной ответственности, поддержание жизненного уровня

- усиление личностного аспекта супружеских отношений, помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми

- выбор способов проведения досуга и приспособление к общению со стареющими родителями.

Кризис середины жизни (40-45 лет) –трудности биологического, психологического, социокультурного плана (изменение социальных ролей, профессионального статуса, осознание собственной смертности)

Характеристика кризиса:

- убывание физических сил и привлекательности

- осознание расхождения между мечтами и жизненными целями и действительностью его существования

- «социализация», принятие других людей как личностей

Наши рекомендации