Каковы основные различия в подходах к исследованию интеллекта в работах Ж.Пиаже, Ч.Спирмена, Г.Гарднера, Р. Стернберга.
По Теплову:
Способность – это индивидуально-психологическая особенность, которая имеет отношение к успешности выполнения деятельности, не сводима к ЗУН. И интеллект и креативность – это способности.
Пси интеллекта – это дифференциальная психология, значит, должна отвечать на вопросы: каковы причины индивидуальных различий и каким методом можно их выявить.
Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляции поведения. Когда говорят об интеллекте как некоторой способности, то в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных.
Интеллект:
· Система умственных операций
· Стиль и стратегия решения проблем
· Эффективность индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности
3 варианта понимания интеллекта как:
· Измеряемой способности успешно выполнять интеллектуальные задания (тесты)
· Способности справляться с новыми ситуациями, наилучшим образом используя прошлый опыт и создавая новые адаптивные и творческие ответы
· Способности к обучению
Существуют принципиально различные подходы к изучению интеллекта:
· Факторно-аналитический подход (Спирмен, Терстоун, Айзенк, Векслер, Гилфорд)
· Структурно-генетический подход (Пиаже)
Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта:
1. интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет.
2. интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы.
Ж. Пиаже | Ч. Спирмен | Г. Гарднер | Р. Стернберг | |
Подходы к проблеме интеллекта | Теория и развитие интеллекта | психометрика | Важность культурных особенностей. | |
модель | Иерархическая модель. | Когнитивная модель, скорее общепсихологическая, чем дифференциальная. Иерархическая. | ||
Интеллект | Универсальная адаптивность, достижение равновесия индивида со средой. Основная функция интеллекта- структурирование отношений между организмом и средой. | G-общий фактор – общая способность. S-фактор специфический для деятельности. | способность решения задач или создания продуктов, обусловленные культурной продукцией и социальной средой. 6 видов интеллекта, независимы: 1. Вербально-лингвистический 2. Логико-математический 3. Визуально-пространственный 4. Телесно-кинестетический, физический 5. Музыкально-ритмический 6. Эмиоциональный | Интеллект – способность учиться и решать задачи в условиях неполного объяснения. Три типа компонентов интеллекта, отвечающих за переработку информации: 1. Метакомпоненты – процессы управления 2. Исполнительные компоненты 3. Компоненты приобретения знания, чтобы научиться управлять и непосредственно что-то делать. Описал на уровне поведения, 3 формы: 1. Вербальный интеллект – запас словв, эрудиция, умение понимать прочитанное 2. Творческий - Способность решать проблемы или работа с новыми ситуациями 3. Практический интеллект (умение добиваться поставленных целей) |
Метод | 4 года и старше – «задачи Пиаже»= «тестами на сохранение равенства» (веса, длины, объема, числа и т.д.) | Тесты. | Тесты IQ. | Изучать лучше в относительно новых для респондента условиях, ибо будут автоматизмы или человек не сможет решить вообще (Как ЗБР). |
особенность | Говорит про развитие интеллекта - последовательная смена логических структур мышления, конечной целью которой является формирование формально-логических операций. | Различные интеллекты, их сочетание в человеке позволяет людям принимать разные роли. | Не особенно интересуют различия между людьми, больше занимался именно ТЕОРИЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА. Говорит про важность внимания, как ресурс между важными и не важными этапами задачи. Время, которое так активно учитывается в тестах – это культуральная особенность. |
Общее в коцепциях: Рассматривают интеллект как способность адаптироваться к среде; Рассматривают влияние генов и среды на интеллект(раньше были теории чисто наследственного влияния - Гальтон)
ИТАК, ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ:
Существуют принципиально различные подходы к изучению интеллекта:
· Факторно-аналитический подход (Спирмен, Терстоун, Айзенк, Векслер, Гилфорд)
· Структурно-генетический подход (Пиаже)
Спирмен – 2 факторная: один общий и остальные специальные.
Гарднер – 6 факторная, отрицает наличие одного общего фактора G.
Стернберг – тоже уровни, всего 3, обратил внимание на личный опыт и контекст, против временных тестов IQ.
Если все авторы говорили про сам интеллект, то Пиаже нам известен как человек, который говорит о развитии интеллекта.